Наши занятия по Шичиде. Организация и подробности
UPD(14.12.2014): добавила инфо в занятия музыкой и нюансы в конце поста.
Я узнала о методе когда дочке было 1 год и 2 мес., а в 1 год и 7 мес. провела наше первое занятие. Все пять долгих месяцев я читала, читала и снова читала Лизин блог (огромное огромное спасибо за вдохновение, за идеи, за время, потраченное на посты!!!) Затем в сентябре нашла еще несколько интересных дневников, которые также заинтересовали меня и открыли мне много не менее важной информации. Юлечка , Ася и Мария, спасибо Вам, девочки! В течении этих пяти месяцев у нас потихонечку появились первые лото, игры на поиск пары, пазлы, мы смотрели флеш-карты, но системы как таковой не было.
С середины сентября я начала собирать материал. Поиск в основном проходил на сайте Лизы http://supermom.ru/index.php . Там во вкладке делимся материалами просто невероятное количество материала, закаченного на Яндекс диски, находки на различных сайтах и много всего, от чего кружиться голова, но хочется скачивать и скачивать. Огромное спасибо тем людям, которые составили вместе с Лизой такую библиотеку находок! Вторая часть моего богатства была найдена снова на bb это материалы из дневника Юлечки, там столько всего интересного, низкий поклон Юлии за такой труд. Невероятные материалы, высокого качества и подобранные с безупречным вкусом, я нашла у Евгении, спасибо Женечка, а еще спасибо девочкам: Кате и Алене за вдохновение.
Получив весь материал на руки, я разложила его вот в такую гигансткую папку с файлами, подписав каждый вкладыш соответственно пункту занятий по Шичиде.
Весь материал ,который еще не использовался я храню в этой большой папке с файлами. А тот ,что уже был в занятии и укреплен картоном или просто разрезан и скреплен зажимом-отправляется на полки
Тут и картинки для интуиции, находки для Photo memory, схемы танграм, очень много для игр в лото и поиск пары и соответствия, естествознание, картинки для запахов, цветовосприятие, шаблоны для прищепок и шнуровок, картинки для занятий по английскому со Светланой (очень советую) и бланки плана по шичиде(можно скачать тут https://yadi.sk/i/mzZmBRUOd3mFR). Бланк плана изначально я использовала Юлин (он есть в первом пункте этого бесценного поста, а потом составила свой.
Затем я взяла блокнот и села писать шпаргалку с Лизиного блога, то есть расписывала по пунктам подробности. Блокнот меня очень выручает, я использую его всегда при подготовке, так как память подводит, а тут все перед глазами.
После чего я подготовила коробочку для занятий
и поставила себе цель, 1-го ноября провести первое занятие и больше не затягивать, так как возня с материалом и дневниками на bb, не заканчивалась.
- Музыка - использую музыкальную колонку для всех аудио пунктов, переставляя необходимые флешки. Музыка в основном Deva premal.
- Объятья не очень любим, поэтому тут с переменным успехом. Внушение
- Упражнение на дыхание - свечки задувать у нас не очень получается, а вот дудочки, свистки, всякие пластмассовые флейты, язычки для праздника, рожки и тд. Это по нашей части! Иногда кладу что-нибудь легкое на стол-вроде снежинок в виде разорванный ватных дисков дует без энтузиазма)
- Воображение- вспоминаем вчерашний день ,как правило, какой нибудь запоминающийся момент.
- Интуиция- тут все, на что хватит фантазии. Солнышко прячется за тучкой, там же может прятаться самолет, пчелка, другое облако. За елочкой прячутся новогодние картинки, а можно им прятаться просто за белыми кружками, если темы нет. Можно прятать материалы в ладошках, под баночками, главное чтобы «находки» вызывали интерес. Я использую все подряд от напечатнных картинок до деталей, используемых в шнуровке, маленьких ластиков в форме животных или вообще достаю киндер сюрпризы из моего детства (это хит ,просто!)
- Тренировка для глаз это любой предмет, небольшого размера, вызывающий интерес. Часто использую мяч, а еще чаще вот таких икеевских животных, одеваю их на карандаш. Очень полезно написано у Аси вот тут.
- Флеш карты смотрим на сайте у Лизы. Математика там же. Сказать честно, просмотр карточек не пользуется у нас особым интересом, смотрит хорошо если на мониторе что-то знакомое, если в презентации замки или картины, сразу хулиганит, пытается вылезти скорее из стульчика. Сейчас наверное снова начну показывать 80, так как 100 не удается высидеть(
- Развитие фотопамяти:
- memory grid любые картинки из красной коробки с фотографиями, скачанными с Лизиного дневника ссылка
- photo memory использую то что предлагала Лиза вот здесь и то, что я смогла отыскать за полтора месяца поиска
- linking memory небольшое отступление. Изначально глаголы связки я использовала те, что советовала Лиза, но я твердо считаю, что эти глаголы должны быть знакомы ребенку, то есть например если она знает значение глаголов кушает , несет, ловит, сидит, падает, чешется и пр. то история пойдет, а если глаголы ей не знакомы, она запутается.
Например сегодня у нас была такая история: у бабочки упали часы, она села на стул и начала играть в мяч.
Следующий нюанс, я считаю, что история должна быть абсурдной, но адекватной. Раньше я не понимала, почему история не идет, и мне кажется, я нашла причину проблемы. К примеру раньше я составляла подобные истории: бабочка съела часы, полетела в гости к ножницам и надела стул. Но то есть вообще полный абсурд! Ребенок вообще не втыкал что за бред несет мама)) а сейчас, когда истории стали подобно сегодняшней они вызывают смех и запоминаются!
Для простоты еще скажу, что история может быть изначально реальной, к примеру возьмем снова сегодняшнюю историю. У бабочки упали часы, она села на стул и начал играть в мяч. Вместо бабочки тут может быть человек, тогда история вовсе не абсурдная! Но стоит заменить его на бабочку-пожалуйста, абсурд налицо. Не уверена, что до конца права в своем суждении, мне будут интересны Ваши советы.
- мандала распечатала и вырезала предложенные Лизой (вот здесь), но они сложноваты, поэтому каждый раз стараюсь делать собственные-вырезаю произвольно фигуры из цветной бумаги, предположим два белых круга и зеленые прямоугольник и треугольник ,склеиваю как душе угодно.
9. Танграм -у меня вырезанные по схеме фигурки в кол-ве 7 шт. в целом составляющие квадрат. Вырезала из картона, наклеила цветную бумагу разных цветов, предлагаю раскладывать на самостоятельно составленные танграммы из 2-х 3-х деталей, сейчас попробовала полноценный танграм из 7 шт. вот здесь у девочки очень много изображений для танграма, пока мандала и танграм у нас не в почете.
10. Пропевание по нотам включаю Железновых, упражнение, где 7 коротких аудиофайлов, в каждом по ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Слушаем, иногда повторяем за мальчиком.
ОБНОВЛЕНИЕ ->
Вообще, занятия музыкой дело непростое. В принципе, прослушивать ноты уже очень неплохо, но кроме этого есть много других моментов, необходимых для развития музыкального слуха и общего развития. Например , чувство ритма, виды музыкальных инструментов, знание величайших классиков, да и ноты в звучании мальчика поднадоедают гораздо быстрее, чем хотелось бы. Поэтому прочитав вот этот пост я скачала тестовую программу на 14 дней, позанимавшись, я решилась на приобретение лайт-версии с сайта brillkids.com программа little musician действительно очень простая, но в ней есть ,все что я описывала -ритм, прослушивание классики и конечно ноты! меняющийся интерфейс изо дня в день не наскучит малышу! Лайт версия отличается от стандарта тем, что там нет домашних заданий, но они нам сейчас и не нужны и ценой, соответственно (стоимость лайт версии 89$, стандарт 160$) Очень большую помощь в оформлении покупки-подсказки и общие рекомендации мне дала Кристина https://vk.com/id21783792
11. Логоритмика делаем, как описала Лиза в этом посте. Пока повторяем не особо, делает мама и мишка.
12. Дидактические игры. Пазлы. Сейчас, пазлы стали нам интересны, поэтому покупные я все чаще даю в ежедневное использование (собираем пока с маминой помощью) а в занятие добавляю самодельные, вырезанные из фотобумаги.
13. Игры на соответствие и поиск. Это один из самых любимых пунктов!
Материал использую из своих находок
14. Естествознание. Здесь все, что придет в голову. Можем посмотреть книги о природе, могу показать картинку эволюцию (превращение гусеницы в бабочку), а можем поговорить о погоде, времени года, вообщем о чем-то природном.
15. Цветовосприятие
Здесь тоже на выбор. Если есть лото с присутствием цвета, использую их. Если нет, могу дать карточки , залитые цветом и несколько предметов каждого цвета для сортировки. Еще использую форму для кексов, на дно кладу цветные кружочки и выдаю помпоны. Игра позаимствована у Лизы. В икее есть вот такие формы
Вообще с цветами у нас пока не очень, но мне кажется это больше из-за вредности) иногда может показать синий, красный и белый.
Запахи. Лото запахов сделано по принципу, заимствованному у Лизы (вот здесь). Также использую карточки Аси вот из этого поста, большинство специй приобретено в этом магазине. Раскладываю три карточки и даю три баночки, смотрим, нюхаем, расставляем. Очень интересует эта игра нашего котана, в одной из баночек валерьянка, дочке ее не даю, а коту иногда предлагаю) Поэтому кот у нас тоже по Шичиде занимается)))
Проводилки. Использую готовые картинки, прошу проводить пальчиком, но пока как то интереса нет, да и подаю этот пункт не ахти(
Тактильные ощущения. Трогаем то, что я предлагаю. Шершавый/гладкий, Толстый/тонкий, Колючий/Мягкий, Острый/тупой, мокрый/сухой, холодный/горячий и т.д Фантазия моя на пределе, если у Вас есть мысли по этому пункту, поделитесь, пожалуйста.
16. Координация и моторика. Здесь использую разные виды игр. Можем кормить Джульберто, бросаем монетки в копилку, используем шнуровку, прищепки, кнопки на пенопласт, сортер, вкладыши, наклейки думаю здесь подойдет все что угодно, что занимает крошечные пальчики делом. Кроме самоделок можно использовать покупные игры, те что есть у вас дома, в Шичиде многие из них пригодятся вам!
17. Творчество. Этот пункт пока для меня до конца не понятен. В течении первых занятий, мы всегда устраивали масштабное рисование, оно мне так успело надоесть, что я перешла на более сжатое творчество. Крайний раз делали первую аппликацию, до этого был хаотичный рисунок акварелью на произвольную тему.
18. Шумелки. Используем деревянные ложки, барабан, бубен, стучим деревянной палочкой по всему подряд-дверям, стене, стеклянному столу, коляске и прочему.
19. Чтение книг. Всегда идет обособлено от занятия.
20. Английский язык. Делаем одно из занятий Светланы, смотрим видео, как правило.
21. Завершающая песенка. Очень любит Барбариков, включаю аудиозапись из контакта.
22. Объятья, внушение, музыка deva premal погромче.
Вот как-то так. Из нюансов хочу поделиться своими ошибками, чтобы не допустить их другим. Я в первых занятиях совершенно забыла о том ,что оно должно длиться 40-50 минут, на каждый пункт желательно по 2-3 минуты. Я растягивала занятие почти на целый день, то есть мы весь день занимались поочередно пунктами Шичиды с перерывами на свободные игры, еду, сон и пр. Сейчас, занятие доставляет мне удовольствие, когда оно длится не более часа.А как сократилась подготовка!
Подготовка к занятию. Мой никому не нужный перфекционизм, отправился делеко и надолго, сейчас я уже не укрепляю все подряд картоном ,просто вырезаю из бумаги или фотобумаги. Дочка ничего не рвет, как правило. Ей совершенно не важно, плотные карточки для игры на поиск пары, или нет. Ее интересует процесс игры, результат, свои возможности. Поэтому я собираюсь выбросить огромные горы картона с балкона. А помимо всего этого большой плюс в коробках для хранения места для обычных листов, без картонной подложки, экономится куда больше.
Раньше (примерно первые пять занятий) на подготовку уходило около 2-х часов, с тех пор как я перестала фанатично укреплять все картоном, время подготовки сократилось до одного часа. Вот как примерно выглядит окончание подготовки, коробочка сложена, рядом план, он заполнен моими комментариями к каждому пункту. Ну и Шичидакотан)
Каждое занятие я не готовлю 100% новые задания, я всегда использую в пунктах прошлые и позапрошлые заготовки. Стараюсь чередовать, часть новая, часть из готовых запасов. Для себя решила, что каждое пятое занятие я буду делать ТОЛЬКО из старого материала, так как его уже достаточно, чтобы заинтересовать. Такой вот бонус, кратный пяти))
ОБНОВЛЕНИЕ->
.."Я три ночи не спал ,я устал! мне б заснуть, отдохнуть.." Знакомо? я думаю это знакомо всем, кто занимается с ребенком по Шичиде и не только. Девочки, давайте хоть немножечко беречь и любить себя, лично я осознала это после долгожданного первого сеанса массажа( идея которого появилась после знакомства с Еленой Крыгиной и внимания вот к этому выпуску), сделанного именно просто для себя и совпадение этой процедуры с 10-м занятием по Шичиде, я решила сделать это традицией, каждое 10-е занятие- поход мамы на массаж, сказать ,что я почувствовала спустя год и восемь месяцев режима нон-стоп и предыдущих девяти режима гормон-нон-стоп, я снова почувствовала себя человеком, почувствовала свою спину, осанку, это было такое блаженство!!!
Я очень рада, если информация для вас оказалось полезной! Делитесь подробностями своих занятий!!!