Обзор наших настольных игр ч.1 - от 1 года до 4,5 лет
игрыНастолки почти все с нами, т.е. не отдавали практически, все оказались долгоиграющими. Постараюсь по возрасту выстроить, но это сложно, т.к. играем в 4 года даже теми, которыми начинали в 2. Все игры, а их штук 70 я описала, не вместились - слишком большое сообщение получилось и не публикуется.... Потому делю на части. Это первая часть заметки о настолках. :)


Мы играем с 1,5лет, Сначала просто в догонялки, меняясь ролями, а потом с кубиком, усложняя процесс. Всегда с азартом и восторгом игра проходит)) Развивает: скорость реакцию, координацию движений и соревновательность. Можно учить цвета, формы, счет, буквы, слоги, т.е. все, что сможете перенести на мышь и грани кубика.
Подобную игру легко сделать своими руками (мышки-крешечки и нитки, кошка - пластик.бутылка)

Настольная игра
Развивает глазомер, моторику рук, аккуратность, учит концентрировать внимание.
Мы сначала играли в лото, найди лишнее, строили башню с кубиком и без, нанизывали бусины фрукты использовали в других играх - для счета, на кухне. К 4 годам, конечно, играем полноценно по различным правилам.



Тоже одна из первых наших настолок. Играть можно с полутора смело, а можно и раньше, если ребенок формами заинтересовался;)

Развивающая и азартная настольная игра "Палитра", с которой ребенок научится различать цвета и формы.
С первого же дня, как получили ее, ребенок играл несколько месяцев ежедневно. Сама доставала с полки и просила поиграть в кружок)) Получалось здорово, с первого же взгляда понятно стало как играть. Сначала играли без кубиков, просто вкладывая фигуры по форме и цвету, либо по желанию ребенка. Можно закрывать второе поле, чтобы не сбивался человечек, но наша дочка протестовала и хотела выкладывать все кружочки/трапеции и т.д. на оба поля. Когда дочка с папой играла, то он учил использовать кубики и играть каждый на своем поле. Научил быстро)) К 3 годам мы играли уже в 2 кубика. ИГраем до сих, сейчас нам 4,5года. В набор входят белые фишки (запасные), для них на поле места нет и дочка придумала для них свое поле, нарисовала с помощью линейки на листе, в процессе игры и это поле исспользуем))
Игра хороша тем, что проста и доступна, плюс она "долгоиграющая" - есть разные уровни сложности (на обратной стороне коробки правила игры без кубика для самых маленьких (до 5 лет), для игры в 1 кубик и в 2 кубика. Ну и, конечно, правила можно выдумывать свои!
Дженга/падающая башня
Думаю, что все знают как играть, а мы еще как палочки Кюизенера используем - произвольно и на шаблонах, как-нибудь покажу :)
Игра на координацию. Можно пробовать с 1-1,5 лет играть.Научившись справляться с ложкой, ребенок сам начнет озадачивать себя и напарника новыми правилами, придумывая их на ходу)) "Ложечки" могут пригодится для всяких сыпучих занятий, шарикам тоже дело найдется))
Настолки от Рико. У нас: Пазл "География малыша", цифры, 3Д-пазл "Обитатели моря", Ассоциации "сказки". Очень подробно про них писала




тмРусский стиль тоже хорошие настолки делает, мы перешли на них, когда не смогли найти Рико. У нас: фигуры, цвета, наша Родина, сказки. Ребенку очень нравится, часто играем. И Рико и Рус.стиль несколько лет актуальны остаются. С полутора на ура цвета собирали, с формами посложнее (можно запутаться) было, но если заниматься регулярно, то быстро все усваивается.


Логическая лягушка.
Около 2 лет было, когда купили, год ребенок с ней не расставался и к трем годам распутывал любые комбинации, выполняет задания на карточках.
Сортер-домино "Цветные столбики" с ним тоже долго и часто занимались с годаика, писала ранее.
Держись, бобер!

Веселая игра на координацию, логику иглазомер. Нужно разобрать плотину, не разбудив бобра. Т.е. вытаскиваем из пол него брева, если будет резкое движение, бобер почувствует и закричит (он на батарейках).
Играем дома, берем во двор))
По этому же принципу построена игра "Кошка на стене"

Нужно аккуратно убирать мастерками кирпичики, чтобы не уронить кошку. Тоже во двор выносим))
Заявлена от 5 лет, но начинали около трех и ребенок здорово играл - по несколько раз заново собирал стену (это вызывает не меньший интерес, чем разбор), размышляла над тем, какой кирпичик убрать. Думаю и в 2г игра хорошо пойдет. На стену ставить можно любые фигурки. Кирпичики могут пригодится и для других затей. Кот, кстати, совсем не такой милый как на картинке, так и хочется, чтобы озвучивался)))

Наверное, многим знакома
У нас старая версия, без дополнений
Игра была куплена больше для себя)), т.к. картинки там бредовые, я не фанат таких, но сама игра стоящая, на мой взгляд...да и негативных статей о ней не нашла. Рекомендована некоторыми нашими психологами. "Тренирует две важнейшие для интеллекта вещи: память и умение распознавать образы. Игры подобного плана, говорят, активно используются в лучших частных школах Европы для дошкольного и начального школьного образования по программам для одарённых детей. " Популярная очень в Америке, викторины на тв проходят, к праздникам тематические переиздания выпускаются и пр.
Вообще, она от 6 лет. Но ребенок наш играть начал, когда трех не было. Веселится, убирать не дает в коробку, пока не наиграется. Песочные часы - отдельная тема для игр))
Играть начинали только синими карточками - там для еще не читающих деток картинки нарисованы, которые нужно искать. В 3,5-4 года стали использовать остальные, где просто написано, например, "найди 5 летающих предметов" и т.п.
Около 3 лет восторг вызвал настольный деревянный тетрис. Сейчас, в 4,5 года, часто его достает, использует в т.ч. как мозаику. Собирает произвольно, симметричные фигуры или по образцу. К ней прилагается листик с образцом заполнения на доске и примерами строений вне доски, по типу танграма, мозаики
Танграм меньше интереса вызвал, а вот логический куб оч.понравился, детальки не только в куб собирать же можно, но и на свой вкус, например, диванчики для куколок из них удобные получаются и фигуры всякие фентезийные))
Математический планшет

Давала в 2-3-4 года. Играли по-разному. В 4-4,5 года ребенок сам его достает, отлистывает страничку в книжке и что-то мастерит. Часто без книжки, сама придумывает или по памяти.
Гусеничка Гигл-Вигл

бесподобная гуська))))
Задача: положить пинцетом шарик в лапку. Проблема в том, что гуська зажигает под музыку так, что сложно не промахнуться. И не только из-задвижения лапок, но и от собственного смеха)) Несколько лет играем, тут тоже дочка придумывает разные комбинации по которым нужно раскладывать шарики.
"Угадай кто"

Заявлена как 6+, можно давать лет с 3-3,5, зависит от ребенка. Мы играем с 3,5 или с 4 лет , точно не помню. Всей семьей, носим в гости. Распечатали дополнительных карточек. Очень нравится. Суть в том, чтобы по определенным признакам найти загадонного персонажа.
Бирюльки!
Это самые простые, ищу самоварчики и прочую утварь.
Трехлетке можно давать под присмотром, с некоторыми наша справлялась хорошо, для каких-то помощь второй руки была нужна)) Читала опыт воспитателя детского сада - все дело в практике! Веселое занятие, необычное, развивает оч.много чего. Позже напишу подробно со ссылками и примерами бирюлек, сделанных мамами. Ну, и по наш опыт
Муравьиная тропка
6-ногое домино
На коробочке маркер 6+
Трехлетка с простейшим вариантом правил отлично справлялась. Постепенно усложняли. Сами муравьиные мордашки кучу эмоций у ребенка вызывают)) Чем сстарше становится, тем больше ножек совпадает. К 4 годам по правилам обязательным у нас является совпадение минимум двух ножек и следование за скаутом.
Мистер Твистер. Развивающая игра для пальцев рук
У нас с 2,5 лет есть напольный обычный твистер, активно играли и играем. Решили попробовать пальчиковый)) Кубик заменили на другой - с цветными гранями. В 3 года нравилось играть, но пальчики иногда не дотягивались)) Потому делала сама поле с меньшим расстоянием между кружками.

Матрешкино
Отличная игра, тоже любительница ходить с нами в гости)) Нужно найти подходящую матрешку, исходя из выпавших красок. Причем, ее нужно не просто указать, а изобразить её жесты и мимику. Ну и, конечно, ребенок уже напридумывал кучу своих правил и затей)) С 3 лет можно смело пробовать играть.
Логические квадраты. Рыбки и Кот в сапогах
Цель игры - разложить карточки на клетки поля так, чтобы все половинки рисунков подходили друг к другу как по цвету.
Развивает логику, воображение, усидчивость, наблюдательность, память, внимание, ассоциативное мышление.
Для детей от 6 лет. (имхо, для 6 лет слишком легко и скучновато будет, в 3г ребенок с помощью взрослого вполне успешно собирает, в 4-5 легко сам все сможет сложить)
Минус игры в том, что нет полей-картинки съезжают и постоянно смещаются...магнитов прям не хватает или липучек каких.
Микадо
Мега игра)) И дома и в гостях и во дворе все лето с нами провела. Играть лет с 2 можно начинать. Задача вытащить палочку нужного цвета, не обрушив шалашик :) Со временем ребенок, конечно, эти палочки всюду начинает использоваться, начиная с простой мозаики и заканчивая сложнейшими фигурами в конструировании))))
Изучаем цвета
Можно играть с карточками и кубиками, можно использовать вместе с красками и альбомом, переходя от теории к практике)) Суть игры в смешивании цветов

Уникуб Никитиных (тут можно 60 упражнений распечатать)
Наверное, все про него знают, нет смысла описывать, да и не опишешь - отдельный пост нужен. По ссылке все есть
"Цветовой код"



Супермегавещь! Купили в 3 года. Дочка за несколько дней все малышковые уровни прошла, за юниорские взялась. В процесс вовлекаются все поколения в семье))) Задания даны для разновго возраста, с 2 лет можно пробовать играть (в 3,3г ребенок первые 10 уровней за 2 подхода сложил).
Сама придумывает сочетания, думаю, может фотать ее и наши композиции и отдельный альбом-методичку распечатать.
Тоже берем с собой, когда в гости идем
Сладкошарики
Счет до 5 мы быстро закрепили с помощью этой игры)) Звоночек - штука универсальная, много где используется.
Считаем Ми-ми, Задир, Умиков, Жориков))) Коробка развалилась еще до первой игры, потому я переместила карточки со звонком в ведерко, вырезала из коробки картинки и наклеила. Получилось намного удобнее и практичнее
Доббль

Тоже мегаигрушка на любой возраст!
Где он только с нами не бывал, кто только с нами в него не играл. И в гостях и на улице))
Нужно первым найти совпадение на своей и чужой карточке. Вариантов игры несколько, зависит от возраста.На игроведе хорошо правила показаны.
Наше первое лото (1,5-2г) простенькое было, с распечатанными фонами и карточками. В 3,5 года такое покупали:
(фото на сайте в моем отзыве на Л-те)
(фото так же, в отзыве)
На вырост есть этнографическое, думаю в 5 лет точно будем в него играть.
Еще с помощью обычного лото с бочонками отлично учатся цифры))

Домино

Домино у нас мешок накопился, с года покупается и дарится - со всякими фруктами, мультяшками, цветами и тд. Есть и советское классическое))
Новогодняя настолка. Ёлка. Старинная забава.

Шикарная ёлочка, подробности можно на Лаб-те почитать:
Год играем, т.е. с 3,5лет. Очень всем нравится. В комплекте ёлочка, игрушки к ней, карточки к игре -лото, книга
Для обучения чтению есть игра со слогами - Обучающая настольная игра с магнитной доской , подробнее от автора:
Периодически достает лет с двух, но больше теряли, чем занимались и потому отложила до более сознательного возраста
Скоростные колпачки
фото выкладываю оригинальных, мы же сделали сами (скачала и распечатала с инета карточки, в роли колпачков выступают перекрашенные детальки от лего). Суперазартная веселая игра.
Вперемешку

Аналогично колпачками, распечатали карточки, а звоночек взяли у сладкошариков)) Интересная игра, играем с 3,5лет
Крокодил (детский)

Из самоделок еще такая игра есть. Т.к. ребенок артистичный, любит изображать и угадывать, читать пока не умеет, нужны были карточки с рисунками. Накачала разновсяких и арспечатала. Как пример:

Барбоскины.Перепутаница.

Любителям раскрывать тайны, искать следы. Нужно угадать рисунок по силуэту, причем на 1 карточке 4 вперемешку.
"MOTIVO"
Набор для создания мозаичной картины.
В игровой форме ребёнок знакомится с геометрическими формами, развивается глазомер, сноровка и фантазия.
Набор для мальчиков, но наша девочка любит что-нидь прибить, построить (я ей одно время даже гвоздики мелками рисовала на полу, а уж сколько раз она папе пальцы отбивала, помогая....))) С 3,5 примерно играет.
Чапаев


Весь год всей семьей вспоминаем детство и режемся в Чапая))) Ребенок в полном восторге))
Причем жестко - в начале на детском столе колесиками от машинок из конструктора (бауэр,кроха,строитель). Можно еще крышечками от пластик. бутылок было бы, но не нашлось столько))) Доски есть у нас, фигуры, а шашек почему-то не оказалось и купить забывали. Зато, спустя некоторое время, у нас появились даже розовые шашки)))))
В сети полно статей на эту тему и роликов, правил разновсяких с построением
Наверное, можно отнести с настольным и спирографы. В 4 года ребенок интересные узоры с его помощью делает.

Магнитный Лабиринт отличная игрушка, развивашка и обучашка

Обычная ходилка, но по стихам А.Барто. Мы, как в моем детстве, со временем начинаем в каждую бродилку добавлять доп.действия и условия, персонажей, когда игра затирается и становится скучновато. Здесь мы ввели чтение стихов барто на определенном шаге. Еще нужно вспомнить, например, 5 мишек или котиков, про которых читала.

Одни из крутейших и шедевральнейших настолок - игры Виктора Кайе. Мы - фанаты, отдельным постом буду писать об этих играх. Сейчас кратко просто покажу, какие у нас:

к настолкам относят и Карточки двусторонние с заданиями
(с нашими любимыми, в определенный период развития, персонажами и сюжетами союзмультфильмов и Лунтиком)
Лунтик и Бременские раньше по возрасту подошли. Остальные с1,5 лет доставали, разглядывали, но полноценно не занимались по ним.

подробнее:
Задания даны на отдельных карточках, скучно не будет




Задания помогут развить внимание, логическое мышление, ребенок научиться отличать противоположности, сравнивать, анализировать и обосновывать выбор (задания:подбери пару, найди отличия, сложи логическую цепочку)

Бременские - настолка, представляющая колоду карт, тоже есть свои правила (надо собрать наибольшее кол-во квартетов, обмениваясь картами с др.игроками). Игра развивает внимание, память, коммуникативные навыки. На фото ребенку года 2-3, мы не доросли еще, но персы наши любимые, потому просто используем как лото, для обыгрывания ситуаций в игре, во время рисования, лепки. Ребенок выложил сначала стопками по цвету/персонажам, потом отобрал те карты, которые больше всего похожи на фигурки. Сложность возникла с котом - не было подходящей карты, единственный кот с гитарой и то не такой, в парике и сапогах вызвал протест у ребенка. Но т.к. ничего лучше не было, то сошлись на том, что кот резиновый просто успел раздеться и мы ему слепим парик и сапоги как на карте

