Светлана
6 лет
Состав числа. Как объяснить ребенку в игровой форме.
Ох уж эти школьные программы, ох уж эти учителя, которые просят детей зазубривать "состав числа" и учить таблицу сложения (да, я не описалась, не таблицу умножения, а таблицу сложения.) 🤓
Как-то на катке встретилась я с мамой первоклассника, она объясняла мне что уже сейчас я должна учить своего сына составу числа да так, чтоб "его ночью разбуди - он все рассказал!" 😤
Этой маме посчастливилось записать своего ребенка в лучшую школу нашего района ( а может быть даже города), вот она и учила меня ( не зная, что я математик).
- Учите с ребенком как стихотворение, 8 это 7 плюс 1, 6 плюс 2, пять плюс 3, 4 плюс 4 ... ноль плюс 8. И тогда у ребенка с математикой будет все отлично!И тут я ей сказала какое у меня образование. Женщина смутилась, уточнив, что это учитель так требует.
А я ей объяснила, что зазубривание "состава числа"-это не гарантия того, что ребенок будет знать математику, что математика - это не только арифметика.Что гораздо лучше развивать логику у ребенка и пространственное воображение.
На что мама ответила мне, что пятерки ставят за "стишки про состав числа."
Им важнее пятёрки, чем знания ребенка. ☹️
Почему пишу "состав числа " в кавычках. Потому, что на самом деле число, к примеру, 10 состоит не только из 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, ..., 10 и 0. А десять можно записать как:
10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,
10= 8+1+1
10=7+1+1+1 = 7+2+1 и еще много таких примеров можно привести.
Так зачем же ограничивать ребенка и не давать ему полные представления о математике?
А если ваш ребенок знаком с дробными числами ( даже не с числами, а с понятиями "половина", "треть", "четверть"), так он с легкостью может сказать, что если к 9 яблокам добавить половинку и еще половинку, то получится 10 яблок, т.е 10= 9+ 1/2 +1/2. И тут еще добавляется множество вариантов "состава" числа.
Когда я училась в школе, то мы не учили никакой состав числа и никакую таблицу сложения.
Но тогда были совершенно другие программы.
У тех, кто учится на семейном обучении есть отличный выход - просто не зазубривать состав числа, а просто играть в полезные настольные игры, играть в магазин с ребенком, готовить с ним еду ( взвешивать, нарезать на порции, выкладывать столовые предметы), брать его в магазин.
А если ваш ребенок обучается в школе, тогда я расскажу, как помочь ему не вызубривать состав числа, а просто понимать его.
И это будет в игровой форме! И для этого не нужно покупать дорогих настольных игр.
Все дети любят фокусы. Скажите, что вы научите ребенка показывать фокусы. Фокус называется "рентгеновское зрение" - фокусник может видеть кубик насквозь. Но у каждого фокуса есть секрет и этот секрет нам с тобой нужно запомнить.
Для этого необходимо взять кубик , а если дома нет кубика, тогда склейте его из картона. Скачать развёртку куба можно
На каждой стороне кубика необходимо нарисовать точки. Нечетное количество, например, синим или черным фломастером, чётное -красным.
Т.е 1, 3, 5- синим, а 2,4, 6 - красным.
Теперь самое главное - расположение точек на кубике.
Покажу на составе числа 7.
Секрет этого фокуса заключается в том, что на противоположных сторонах кубика всегда находится число, сумма которого при сложении с другим дает 7.
Если фокусник видит число 4 на передней грани кубика, то спрятанное число должно быть равно 3.
Таким образом, ребенок научится решать простейшие уравнения: 4+x=7
Рисуем на одной грани кубика одну точку, а на противоположной стороне рисуем шесть точек.
На одной грани 4 точки, на противоположной грани 3 точки.
На следующей грани 2 точки, на противоположной 5 точек.
А можно рисовать не точки, а звездочки, сердечки, машинки и танки. Можно наклеить мелкие наклейки.
Перед тем, как показывать фокус друзьям или родственникам необходимо потренироваться. Ребенок берет в руки кубик, смотрит на одну грань (видит при этом, например, 4 точки), кубик неподвижен в его руках и держать кубик необходимо так, чтобы зрители видели количество точек на другой грани. Ребенок видит 4 точки, мысленно считает, что до 7 необходимо еще три точки и говорит "Три!". Поворачивает кубик другой гранью, видит, например, 1 точку, а говорит "Шесть!"
Не забывайте хвалить своего фокусника и во время тренировки и во время самого фокуса.
Для других чисел необходимо больше граней, поэтому нужно брать больше кубиков.
Только перед тем, как показывать фокус договоритесь с ребенком, какой кубик будете показывать ( какова должна быть сумма чисел), чтобы фокусник не ошибся.
Игра 2.
Эту игру открыл для себя мой сын, но на самом деле, когда он еще был маленьким, то я играла с ним в математические прятки. Недавно утром готовлю завтрак, а сынок залез под стол и что-то там шепчет. Прошу попросить, выходит и говорит, что придумал игру. Показывает мне кусочек картона с 8-ю точками.
и говорит мне:
-Можешь угадать, сколько точек я спрятал?!
Я угадывала, потом мы поменялись местами.
При чем, точки можно закрывать не только с одной стороны. С 8-ю точками я сначала закрывала одной рукой точки, а потом начала закрывать точки с разных концов: пальцами одной руки 2 точки, а пальцами другой руки 3.
Потом нарисовали 10 точек на карточке, потом 15, потом 20. В такие угадалки можно играть долго.
Игра 3.
Можно взять мешочек с мелкими игрушками, бусинками, ракушками, каштанами, камушками, конфетами, сушками с кусочками шоколада (с чем-то сладким детям нравится больше).
Дать посчитать количество предметов и все сложить в непрозрачный мешочек, контейнер, под тарелку. Достать, например, 2 предмета и спросить, может ли ребенок угадать сколько там осталось?
Если говоришь, можешь ли "предположить", то это не так загадочно или интересно, как "угадать". Хотя ничего страшного не будет, если попросите предположить. А-то ведь есть школьники, которые думают, что математика -это такая угадай-ка. Я бы рекомендовала чередовать слова, а лучше дублировать: "Можешь предположить, угадать, сколько там осталось?"
А можно взять заранее прозрачный контейнер, пакетик, брать некоторое количество мелких предметов в руку и просить угадать, сколько вы держите в руку, например, кукурузных хлопьев, виноградинок, ягодок , шоколадных подушечек, колечек и пр.
Здесь уже интереснее всего съедать угаданное количество лакомств.
Если у вас есть подобные игры, то поделитесь, пожалуйста.
Источник