Сказ о том, как ребенок пошел в детский сад
В сад мы начали готовить Алису заранее. Несколько раз в неделю наматывали круги вокруг ограды, где копошились на детской площадке веселые дети, под мои возлияния о том, что только достойные и взрослые могут посещать сие заведение. Я устроила целую рекламную кампанию. В общем, Алисе, конечно, в сад захотелось очень, еще не понимая, собственно, что это такое. Просто там за оградой была детская площадка и весело смеялись. А я рассказывала про игры, про танцы, про рисование и новых друзей. Ребенок маялся в нетерпении.
Конечно, пелена слетела в первый же день, когда ее оставили на два часа одну. Одну без мамы в этом страшном мире с чужими людьми. Воспитательница, молодая девушка, получила ребенка с рук на руки и убежала с ней в спальню, чтобы там успокоить. А я вышла на улицу и подошла к спальне с другой стороны, чтобы послушать. Истерика длилась недолго, но первые дни Алиса была замкнутой, периодически срывалась на плач, но быстро успокаивалась, хотя все время была на грани. Я оставляла ее буквально на 3 часа, через неделю стала оставлять до обеда. Моя адаптация проходила примерно так же, как и ее. Я разве что не рыдала. Но сад и воспитатели мне очень нравились, и я успокаивала себя тем, что делаю все правильно. Алиса пошла в сад в возрасте 2,10.
Надо сказать, что Алиса получилась у нас очень домашним ребенком. Все наши друзья или еще без детей или живут далеко. На площадках все как вымерли, играть Алисе было особо не с кем. И индикатором готовности к саду стало как раз ее желание общаться.
Помимо всего прочего, я очень хотела справиться с синдромом "пуп земли", который был, безусловно. А еще мне хотелось, чтобы она научилась оставаться без меня, она этого совершенно не умела, в отличие от многих других детей, которых я видела. Она не умела даже уйти без меня в соседнюю комнату с бабушкой, по крайней мере, не сразу, только заигравшись, расслабившись и поняв, что я из квартиры не уйду.
Я не буду рассказывать весь калейдоскоп своих эмоций во время адаптации. К моему глубокому удивлению, она длилась недолго. Несколько дней я оставляла ее на несколько часов, потом недели две - до обеда, потом, когда все стало совсем хорошо, мы посоветовались с воспитательницей, и она сказала: пора. Уговорить Алису спать в саду оказалось очень просто: я пообещала ей вкусняшки на полдник, там их правда давали. Два дня - и она там спала нормально. Отказалась, чтобы воспитательница лежала вместе с ней и гладила ее по спинке, и стала сама засыпать.
Была еще одна проблема во время адаптации. Алиса отказывалась ходить гулять и на занятия. То есть она отказывалась выходить из группы вообще. На нее никто не давил. Ее оставляли с нянечкой, и она одна в группе чувствовала себя королевой игрушек: ни с кем ничего не делишь, играешь во что хочешь, никому ничего не должен, никакой субординации. Хочешь суп варить - вари, хочешь пазл собирать - никто не прибежит и не сломает. И это был ее отдых от вот этого самого галдящего бульона из детей. Хотя их там всего в группе 12, из которых регулярно ходит 6. Но даже это много, потому что раньше не было ни одного, только она и я. А теперь шесть детей и двое взрослых, и куда-то еще надо ходить. В общем, мы с воспитательницей выждали еще недельку, и я дала добро на то, чтобы вытащить ее любой ценой, потому что она уже нормально себя в коллективе чувствовала. Ну а дальше как я предполагала, я ж ее знаю: ей понравилось, сейчас она ждет танцев, прогулки, рисования. Она участвует во всем, ее очень хвалят, старается.
Про болезни. Болеть Алиса начала сразу. Неделю там - неделю дома, неделю там - две дома, и просто соплями, и с антибиотиками, без них никак не обойтись было. Это мой-то ребенок, который вообще никогда не болел, сидел на сквозняках, гулял осенью без шапки, ел холодное, бегал под кондиционером и купался в 27 градусах. Я вообще была уверена, что нас все это точно не коснется, что все эти рассказы про болезни - они про каких-то других детей. Которые в шапочках даже летом, которые парятся в ванной, ходят в жару по дому в носочках и спят с закрытой форточкой.
Но на самом деле дело здесь совсем не в закалке оказалось. Точнее, не только в ней. Просто ребенок привык к микрофлоре родителей, и не болел, даже если мы с мужем притащим какую-нибудь заразу. Но, во-первых, на фоне стресса и адаптации к саду, иммунитет проседает. А во-вторых, там приходит каждый такой со своей уникальной микрофлорой, и получается коктейль из микробов и прочей пакости. Адаптирутся к такому набору дети в среднем месяца три, бывает и до полугода. Легче как раз тем, кто в обществе всегда, кого и по торговым центрам, и по разным общественным местам протаскивают регулярно. Ну и, конечно, в группе не должно быть душно, должно быть регулярное проветривание, чтобы дети не мариновались в своих и чужих микробах.
В общем, как раз самое время вспомнить Комаровского, и позаморачиваться на тему поддержания влажности, температуры, не перекармливать, увлажнять нос изотоническим раствором, гулять подолгу и прочее прочее. Это реально работает. Я сейчас победила начинающиеся сопли. Чудом каким-то. Чудом и всем вот этим вышеперечисленным. То есть насморк есть, но он фактически не мешает жить, проходит намного проще, почти незаметно.
Кстати, когда Алиса болеет и сидит дома, я никогда не говорю ей, что она дома именно по причине болезни. Я говорю, что там каникулы, или ничего не говорю, чтобы вдруг не возникла психосоматика с привязкой "болеем - сидим дома, значит, чтобы сидеть дома надо болеть". Но мы регулярно обсуждаем садик, делаем что-то как в садике, например, я прошу научить меня танцевать, как их там учат, чтобы просто поддерживать в голове положительные моменты, чтобы все это не забывалось, и чтобы потом не начинать все заново.
По поводу выбора садика. Алиса ходит в частный сад. Это очень хороший сад с прекрасным воспитателем, всевозможными занятиями: танцы, английский, рисование, логопедические занятия, математика, творчество, да много чего. В общем, сад нацелен на развитие. Классическое такое, где всего понемножку и все в форме игры. Нет только бассейна, зато есть комната экспериментов, где дети могут сыпать песок, возиться и делать всякие штуки с сыпучестями, а еще летом за садиком есть грядка, за которой все ухаживают. Ну и вот много таких милых мелочей. Сад стоит отдельным зданием на территории нашего коттеджного поселка, и это первая удача, потому что я записала Алису в этот сад тогда, когда мы еще даже не собирались покупать там недвижимость. Точнее, хотели, но это казалось утопией: цены росли, а дома и тауны разбирали как пирожки, мы могли просто не успеть. То есть скоро мне даже возить ее туда не придется, мы будем ходить пешком.
Я знаю, что государственные сады бывают очень хорошие. В районе, из которого мы уехали, есть такой сад, ходя туда и сложно попасть. И дело здесь не в финансировании - в конечном итоге самым важным во всем этом является исключительно человеческий фактор.
Теперь расскажу о критериях, по которым я выбирала садик. Помимо основных, которые итак всем известны: питание без полуфабрикатов, общее впечатление, приветливые и чуткие воспитатели, есть, конечно, еще кое-что. В первую очередь я искала такое заведение, в котором комфортно находиться. То есть заходишь - и ты дома. Не в учреждении, а именно в приятном месте. Это редкость для детских садов, даже для частных. Все равно во многих садах в воздухе витает какое-то отчаяние, что мама ушла, и еще это какао с пенкой, и синенький омлет, и тетки с начесами, и линолеум, и стены эти. В общем, если я захожу в сад, а ко мне подкатывает это чувство, то я оттуда ухожу.
В некоторые сады я даже не ездила - все было понятно по фотографиям. Некоторые отсекала уже по отзывам. Пару садов - после телефонного разговора, как будто я не ребенка в садик отдаю, а хомяка в передержку.
В нашем районе нет Монтессори-садов, нет Вальфдорских садов, нет садов в носителями языка, поэтому я искала классический детский сад, где ребенку дадут порисовать, полепить, пообщаться, потанцевать, мне же останется занятие по Шичиде 15 минут в день, чтение книг, какие-то интересные поделки и занятия, которые я теперь смогу придумать заранее и подготовить к моменту прихода Алисы из сада, ну и общее развитие на свое усмотрение.
На период адаптации я давала Алисе с собой вещи, которые напоминали ей о доме и обо мне. Алиса обычно утром выбирала игрушку и ходила в саду с ней целый день. Я принесла в сад любимые Алисины книги и передала воспитателю, она читает детям ежедневно. Ребенку легче переносить разлуку, когда его окружают знакомые и любимые вещи из его зоны комфорта.
Следующее, что я очень хотела увидеть в саду помимо дружелюбной атмосферы - это отсутствие наседания и прессинга. Если ребенок чего-то категорически не хочет: есть, заниматься, гулять - не третировать его, дать ему спокойно адаптироваться, а не воспринимать как вызов. Чем больше воспитатель или педагог настаивает, тем сильнее будут в ребенке чувства противоречия.
По поводу воспитателя. Я очень рада, что наша воспитательница, молодая девушка, хотя и с уже приличным опытом работы с детьми. Она общается с ними как со своими. Они все для нее племянники или кузены, а она их старшая сестра, и тем не менее, они ее слушаются. Это та самая воспитательница, которая достаточно быстро смогла стать "своей", как пишет Ольга Писарик, "безопасной базой".
Отдельно мне очень нравится такая простая и такая важная вещь, как приветствие и прощание. Воспитатель лично принимает каждого ребенка, здоровается, улыбается, делает комплимент ("Какое у тебя сегодня платье!", "Ой, что это у тебя? Неужели носки с Человеком-пауком?! Вот это да!"). И прощание, тоже всегда с отсылом к будущему (До завтра! Увидимся!).
Сейчас, спустя два с половиной месяца после того, как Алиса пошла в сад, она ходит туда с удовольствием. И это при том, что половину этого времени Алиса болела и сидела дома. И это для меня главный показатель. Никакие критерии не покажут лучше, чем радостный ребенок, который с упоением рассказывает, что они сегодня делали, носит поделки, пусть даже и не такие интересные, как мы делаем дома, но я вижу, что делали дети сами. Это тоже очень важно, когда воспитатель только немного помогает, а не рисует за ребенка для родителей напоказ. И если первый месяц я прослушивала ежедневные "мне там скучно" и "я ни с кем не подружилась", то теперь она приходит и рассказывает, как там весело.
Ну и конечно, как мини-итог, Алиса стала намного самостоятельнее, что усиленно мне демонстрирует в любой удобный момент. Например, она сегодня 4 раза полностью оделась и разделась в зимний комбинезон и обратно, потому что я должна была лицезреть все действо целиком, а я то отвернуть во время развязывания банта на шапке, то не увижу, как она липучку на варежке расстегнула, и надо все повторять сначала. Еще она стала делиться. Не знаю, как в саду, но дома точно. Раньше не делилась с нами, уговоры не помогали. У нее появились друзья, а ролевые игры стали сложнее. Она приносит из сада песни, стихи, английские слова и веселые истории. И мне это нравится. И дай бог, чтобы я никогда не передумала.