Дневник путешественников. День 6. Караколы
Лето 2015День 6. Экстрим день на Каракольских озерах.
Предисловие. В истории не бывает сослагательного наклонения. Если бы да кабы… Нет. А ведь вчерашний день - это уже история. И все-таки, ЕСЛИ БЫ я знала заранее всю сложность предстоящего пути, его истинную протяженность и опасность, то, наверное, совершить это путешествие отказалась, как и несколько девушек, отправившихся вчера в составе нашей группы. Это действительно было испытание на прочность. И как поется в песне, хочешь проверить друга - а возьми-ка его с собой в горы. Именно там и можно понять, кто друг, кто враг, а кто просто так. Но все же, походом я оказалась довольна! Прежде всего, потому что я лично смогла пройти этот путь от начала до конца. В этом мне помог мой муж. Без его крепкого плеча, тихого ободрения и где-то физической поддержки которого, без заботливо заброшенных в рюкзак забытых мною прочных непромокаемых кроссовок с хорошими протекторами, без наших к тому времени пройденных пятидневных походов на дальние километры и вперед, и вверх, и назад, без ощущения, что он гордится мной, я бы не смогла достойно преодолеть эту сложную трассу. Возможно, где-нибудь бы просто повернула назад. Еще бы я просто порекомендовала турфирмам, продающим этот маршрут, давать людям инструкции и указания, что стоит взять с собой. Для себя: не помешает вторая пара обуви, запасные носки, дождевик. Но ведь никто не объясняет, что мы пойдем так высоко, и какая там может быть погода. А там действительно другой мир, это иной Алтай - суровый и далекий, нетронутый и холодный, первозданный и чистый душой… 
Поэтому, я, отправляясь на Каракольские озера, привлекаемая мелодичным названием и заблуждавшаяся на счет его созвучия с колоколами, не подозревала, насколько далеко мы зайдем. Тем не менее, купив такой тур по выгодной цене, в 6-20 утра мы с мужем стояли у ворот своей базы в ожидании транспорта. Загрузив нас и еще 9 человек с соседних турбаз, комфортабельная газель повезла нас в Элекмонар, где мы должны были пересесть в жесткий армейский внедорожник ГАЗ 66, единственно подходящий для проезда по данным местам.
Трекер-инструктором оказалась молоденькая девушка Настя, студентка третьего курса Алтайского госуниверситета, историк. В начавшейся ухабистой дороге она взялась нам рассказывать об истории Алтая, фауне озер, загадывать детские, казавшиеся глупыми загадки. Все это казалось таким нелепым, но потом я поняла, что этот маневр - отвлечь наше внимание от того бездорожья, по которому мы ехали… ГАЗ качало, шатало, мы подпрыгивали на сиденьях. Я насчитала чуть больше 8-ми мостиков через горные речушки, а где-то мы проезжали реки вброд. День был пасмурный. Суровость природы, находящейся за воротами цивилизованных дорог, от этого была от этого еще более дикой. Высокие березы, кедры, молодой ивняк вдоль рек и в то же время загнутые сосны, вывороченные корни деревьев и стволы, каменные каскады. Стихия бушевавшего в том году наводнения наделала здесь необратимые последствия. По пути мы встречали красивых породистых лошадей с мелким потомством, несколько участков с домами и строящимися домиками для туристов, местных пастухов, горячо рассекавших по просторам своих алтайских вотчин на гнедых конях. Трасса длинною в 30 км была преодолена за 2 с лишним часа.
Наша будка высадила нас на живописной площадке, рядом с которой в грубо срубленной столовой мужчина продавал пирожки по 50 р. за штуку. Вся группа в хорошем бодром настроении двинулась в лес за инструктором.
Темп взяли хороший, все, кроме нас, старались бежать за Настей и не отставать. Я уже знала, что силы нужно распределять равномерно и лучше не растрачивать их сразу. Мы шли спокойно чуть в хвосте. Сначала в людях даже чувствовался дух соревнования, никто не хотел уступать своего занятого места в ряду. Я же смотрела вокруг и наблюдала красоту этих мест. Лес встретил нас через некоторое расстояние каменной горкой. Все взяли по камню и, принеся, по поверью, жертву духам гор, спокойно проследовали дальше. Этой горкой началась каменная дорога вверх, представляющая собой дно некогда стекавшей здесь речушки. Идти стало сложнее, и вот уже неопытные молоденькие девочки стали сбавлять шаг, колонна начала растягиваться. Вокруг нас росли гигантские старые ели, кедры, украшенные свисавшими с их ветвей светло-зелеными прядками мха. Будто таинственные сережки, колышимые встретившим нас на пороге пути ветерком. В этом месте потоки холодного и теплого ветра смешивались, лицо с разных сторон ласкали то теплые, то прохладные воздушные волны. Еще пели птицы, и ощущалась видимая жизнь. При подходе к первой стоянке часть наших спутниц явно отстала, окрик одной из них попросил Настю замедлить шаг. Это произошло бы и так, ведь дальше трасса усложнялась.
Целью нашего путешествия были 7 Каракольских озер ледниково-тектонического происхождения, расположенные в котловине хребта Иолго на высоте 2000 м. над уровнем моря. Эти озера образовались в результате тектонического движения плит и таяния ледника. Название переводится с алтайского как «черная рука». По легенде чудовище Каракулла жил в этих местах и наводил страх на весь Алтай, пока храбрый богатырь не пронзил его копьем. Он погиб, но его глаза, нос, уши и губы воплотились в озерах. Нетленный он все равно смотрит на эту землю. До первого озера по счету, а по наименованию до седьмого, нужно было преодолеть рубеж в 8 км с непрерывным подъемом вверх. До последнего, первого, предстоял путь в 4 км по самой котловине плато через каменную дорогу и водопад - самый опасный участок маршрута.
Миновав первую стоянку, мы двинулись дальше. Группа распалась - были смельчаки, бывавшие здесь и двигавшиеся только вперед, мы с Костей шли в средине, инструктор тянула хвост отстающих девушек. Тем не менее, каждый выбрал для себя свой комфортный темп, и никто никого не подгонял и не наступал на пятки. Костя поддерживал, где-то помогал забраться, отвлекал разговором. Мы шли вперед, встречая на своем пути мощные толстые корни деревьев, ступенями уходившие ввысь, в человеческие рост травы, заросли кустарников, мелкие речушки, исполинские вырванные корни, похожие на берлоги медведя, стволы сосен, преграждавшие нам путь, камни размером от гальки до острых гигантских глыб. Каждые 2 км предполагалась остановка, где группа отдыхала, поджидали хвост, перекусывали. Когда не знаешь, что тебя ждет впереди, ты все равно идешь легко, про себя желая, чтобы трудный участок закончился, и вновь началась ровная тропинка. За 2 км до первого озера начался мелкий дождь. Все спешно накинули дождевики, однако не все догадались их взять, к большому сожалению в дальнейшем.
Через 4 часа мы поднялись на хребет Иолго. Вот оно, озерцо и …каменная дорога к нему. Стоит сказать, что это очень непростой путь. Мокрые камни очень опасны, они скользки и поскользнуться очень легко. Обувь едет, сами глыбы лежат беспорядочно, много острых, шатающихся, высоких камней. До этого озера я добиралась почти ползком. Но тут показалась Настя, поругавшая нас, что не подождали ее и ушли не тем путем, пропустив тем самым самое первое, по названию седьмое озеро. В пелене усиливающегося дождя мы предпочли поскорее двинуться дальше. Через метров 400 группа добрела то третьего-пятого озера, где сделали привал и пообедали. Мелкий дождь, словно манная крупа, шел косо, порывы дующих здесь ветров пронизывали до костей. Рядом с беседкой стояло кафе с дикими ценами, объяснимыми его монопольным положением в этом месте, туристы сновали то тут, то там, но их было немного. Наше уединение здесь закончилось, туристическая тропа наполнилась экстремалами, решившимися на сей путь, как и мы.
Отдохнув и подкрепив силы, двинулись дальше. Назад дороги не было, цель - дойти до конца. Лесная тропа показалась мне в сравнении с предстоящей какой-то сказкой. Заповедный лес Лукоморья сменился природой по-своему красивых маленьких низкорослых деревьев. Карликовые березы и ивы, липы, дикая жимолость, ковром рассыпанная черника окружили нас. Ветер нещадно дул в лицо, но полиэтилен дождевика защищал нас и сохранял тепло. Назад шли люди, иногда уступая нам дорогу, иногда падая от усталости, а может просто от неосмотрительности в выборе обуви, явно не подходящей для этих мест. Встретилась даже пара в изодранных на лоскутки желтых дождевиках. Я про себя улыбнулась, но потом поняла, как такое могло произойти. Чем дальше идешь, тем больше ветки кустарников преграждают путь, цепкими колючими лапами цепляясь за одежду. Если идти быстро и не замечать их, можно порвать дождевик даже на лоскутки. Мое сосредоточение было полным, внимательно смотрела на каждый камень, выбирая удобное положения для стопы. Ступать нужно всей подошвой, иначе можно упасть. Со временем я приловчилась и даже пошла быстрее, но напряжение было колоссальное.
А вот и четвертое озеро. Все озера похожи между собой - гладкие, прозрачные, с дном изумрудного цвета, окружены горами, содержат очень вкусную воду, наполненную серебром и железом. Это на самом деле заповедная первозданная красота, не знающая цивилизации и антропогенного фактора. Чистая, небесная, высокая… Мы дегустировали воду на нескольких водоемах. Удивительность озерам предают виды скал и лежащего на самом верху снега. Кстати, мы были на вершинах, где скалы состоят из камней с отсутствием растительности. Дикая каменная высота… До пятого-третьего озера было рукой подать, через 300 м оно показало нам свою гладь. Ну что, пора бы и снять дождевик, дождь на время перестал поливать природу и можно сделать пару фото в нормальной одежде! Набрали бутылку вкусной воды, но очень скоро вновь ощутили всю колючесть горного ветра, заставившего нас вновь облачиться в полиэтилен, местами разорванный, но все же теплый.
Снова идем вверх по каменной гряде, приближаясь к шестому-второму озеру. С его берега был виден водопад, за которым был конец пути. Как последнее море ждало Чингисхана, так и первое озеро ожидало нас, тех немногочисленных смельчаков, которым суждено было до него дойти. Но постойте, дорога до него нелегка. Подъем вверх по узкой тропе и переход через водопад. Последние силы были брошены на этот подъем. И вот оно! Первое озеро, здравствуй! Ветер не прекращался, поэтому здесь мы находились недолго. Пройдя к обзорной горе через бревно на водопаде, нам открылся вид на все три озера. Мощные порывы также не задержали нас здесь, начался обратный путь. Между прочим на водопаде одна наша девушка упала и промочила ногу… Ее геройское путешествие вниз сильно осложнилось. Я тоже два раза скользила, в одном месте ударила ногу, но потом вновь превратилась в сплошную фибру и сканировала взглядом все, что было под ногами.
Идти было легче, но озерная трасса легче от этого не становилась. Подойдя к лесу и к 7-му спрятанному озеру, мы увидели небольшую заросшую молодой травой нежную гладь, из которой, однако, брала начало шумная горная речка Тура, вдоль которой, собственно, мы поднимались вверх. Ее исток в хребте Иолго в системе связанных между собой семи озер, затем Тура впадает в Катунь, питая ее своими водами. Идем вниз, спуск обещал занять 2 часа. Вновь все разошлись, мы с Костей шли в середине вдвоем. Я плохо ориентируюсь на местности вообще, многие места были для меня просто неузнаваемы. Здесь мы не имели времени смотреть по сторонам, ноги очень болели, а тропа требовала осмотрительности.
Практически в семь часов вечера мы миновали каменную гору, встретившую нас утром. ГАЗ 66 также ждал всех, чтобы пуститься домой. Экстремальная дорога обратно началась. Потихоньку стало темнеть, природа от этого обретала тени и размытые очертания. Казалось, машина балансирует на самых краях мостов, я боялась, что она может упасть. Вокруг шумели деревья, на ум приходили рассказанные утром экскурсоводом легенды об Ульгене и Эрлике, духах гор и чудовищах, затерянных в лесах. На одном из склонов показался карабкающийся вверх человек. А может, это мое воображение разыгралось в этой долине, темной и чужой, далекой от ворот цивилизации. Эти два часа казались длинными, но рядом сидел муж, сильная рука которого держала мою подрагивающую ладонь. В 9 вечера мы добрались до Элекмонара. В газели все молчали, каждый внутренне переживал впечатления дня. И мне кажется, мы были какими-то другими… На самом деле произошло некое очищение, о котором упоминала Настя в начале пути. Алтайцы верят, что души тех людей, которые добираются к семи заветным озерам, очищаются и обретают чистоту. Да, ее нашел в себе каждый из нас. Звонок маме вернул мой душевный покой, новости о сыночке немного приблизили меня к ним, моим родным и любимым людям, с которыми я обязательно поделюсь тем, что мы сегодня пережили.