Дневник путешественников. День 7
Лето 2015День 7. День музеев и алтайской принцессы Укок.
Вчера мы с мужем думали, что не встанем с постели утром, так как ноги после подъема к Каракольским озерам казалось, одеревенели, и мне с трудом удалось спуститься с дороги к базе, куда нас привезла газель. Но утро вновь постучало в наше окно и принесло мысль - негоже лежать на кровати, пора вставать и продумывать новый день. Вообще мы не из тех, кто любит бездельный отдых и получает удовольствие от лежания на пляже. В обоих течет кровь активного познания этого мира и желания проводить время с пользой. Поэтому дорога вновь позвала нас. На этот раз в Горно-Алтайск.
Остановив на трассе рейсовый автобус, мы покатили вместе с ним и другими пассажирами в столицу республики Алтай. Этот небольшой городок, с населением около 60 тыс. человек, раскиданный на склонах невысоких гор, оказался достаточно чистеньким. Приятно убранные зеленые улицы, дома и магазины, вокзал в самом центра города, что существенно облегчило нам поиск Краеведческого музея.
Музей оказался неким монолитным современным огромным зданием, резко контрастировавшим с мелкостью масштабов самого городка. Блестящие ступени из гранита, высокие потолки, три этажа залов истории и природы, искусства горного Алтая. Было много посетителей-туристов, родителей с детьми, молодежи. Но просторы здания позволяли разойтись всем и даже практически не сталкиваться в его залах. Богатая археологическая экспозиция рассказывала об истории человечества в этом крае с самых его истоков. Неолит, палеолит, бронзовый, железный века на мгновение заставили вспомнить курс археологии университета. Ценный наглядный материал. Вот они, чопперы, скребки, отщепы, первые сосуды и топорики, костяные иголки и гребешки, детали сбруи и, конечно, украшения. Бляшки, детали ожерелий, браслеты из каменных бусин, пластины с выгравированными рисунками. Изобретение литья как метода изготовления орудий труда положило начало революции в женских украшениях. И дальнейшие залы, демонстрировавшие костюмы алтайцев, доказали это. Огромные каменные бабы, оленные камни, вместилища духов, шаманские бубны и костюмы, реконструированные жилища (аилы), манекены древних людей погрузили нас в мир высшего музейного искусства. А вот и знаменитая пазырыкская культура, о которой когда-то с большим воодушевлением рассказывали преподаватели археологии.
Да, ушло оно, поколение выдающихся ученых ХХ в., изучавших зарождение цивилизации и совершившие настоящий прорыв в исторической науке. Ну а мы идем дальше, минуем залы этнографии и современной истории республики Алтай, не менее богатые по материалу. Понимаю, что нашими этнографами в ХХ в. были собраны колоссальные по ценности коллекции, сейчас уже нигде и не найдешь волосяных веревок, лодок-долбленок. Как этнограф и музеевед я высоко оценила эти залы, любой другой музей может позавидовать закромам ценностей горно-алтайского краеведческого.
Но наш путь лежал дальше, вниз. Самый загадочный зал, в котором покоилась принцесса Укок, встретил нас таинственной завораживающей музыкой, прохладой и полумраком. Справа за стеклом была представлена реконструкция погребального обряда алтайцев. В гробнице лежала богато одетая молодая девушка, рядом с ней - лошади в сбруе. На экране шел фильм о том, как велись раскопки на плато Укок в 1993 г. В центре в огромной витрине стоял манекен принцессы. Согласно исследованиям, найденная в 1993 г. гробница покоила молодую, около 25 лет, женщину, по виду облачения, жрицу. Уникальность обнаруженной находки заключалась в том, что найденная женщина, благодаря тому, что погребение находилось во льду, была в хорошей сохранности. Нетленными оказались некоторые части мумии, волосы и одежда. По этим материалам удалось реконструировать, как же выглядела эта жрица. В зале за стеклянной стеной стоял черный саркофаг, где и находились останки принцессы, одежда же была увезена в другие музеем. В прошлом году на Алтае было сильное наводнение, коренные жители считают, что эту кару насылает принцесса Укок и просит тем самым вернуть ее останки земле. Мы долго не могли выйти из этого фантастического зала, проникнувшись духом присутствия самой жрицы.
Последний зал был монументально красив. Оленные камни и огромный аил, широкоформатные фотографии уникальной природы гор и озер не могли не запомниться. После посещения такого музея ничего больше не хотелось смотреть, мы уносили из него груду впечатлений и подлинных эмоций. А уже через полтора часа автобус нес нас по улицам провинциального городка обратно на базу.