Лидия Лес
9 лет
Упражнения для годовасиков. Зарядка, гимнастика, фитбол и массаж.
Комплекс для детей от 1 года до 1 года 2 месяцев
Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся:
• забавные игрушки • обруч • большой мяч • палка или доска • ящик • коврик.
Первые самостоятельные шаги
Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например стол, диван, кресло, или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.
Приседание, держась за обруч
Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.
Проползание через обруч
Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.
Проползание под препятствием (палкой или доской)
Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.
Сгибание и разгибание туловища
Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.
Катание мяча
Сядьте с ребенком на пол напротив друг друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.
Залезаиие на предмет (яшик, диван)
Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.
Приседание за игрушкой
Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50-60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь' дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.
Ходьба
Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.
Зарядка.
Упражнения для ребенка «Бокс» и «мельница»
Ребенок сидит на коленях, спиной к вам. Возьмите его руки в свои и проделывайте вместе сначала боксирующие движения, а затем и круговые («как крылья мельницы»)- Когда ребенок войдет во вкус, выполняйте упражнение лицом к лииу, дав малышу держаться за свои пальцы или за пластмассовые кольца. С кольцами все упражнения становятся немного слоркнее. Эти упражнения укрепляют мышцы рук.
«Ванька -встанька»
Ребенок лежит на животе, дайте ему свои пальцы или кольца и разведите его руки в стороны до полного выпрямления, и побуждайте встать сначала на колени. А затем на ножки. Проследите, чтобы кисти ребенка не поднимались выше его ушей (иначе можно повредить плечевые суставы). В этом упражнении задействованы все мышцы тела. Оно учит ребенка правильно вставать, сохраняя равновесие.
Наклоны
Ребенок стоит спиной к вам. Одной рукой удерживайте его под животом, другой - фиксируйте колени, не давая им согнуться. На пол у ног ребенка положите игрушку. Побуждайте его наклониться, взять игрушку и выпрямиться. Упражнение укрепляет мышцы живота и спины. Это и следующие упражнения хороши при пупочной грыже.
Приседания
Возьмите ребенка за ручки и побуждайте присесть на корточки, а затем подняться, приговаривая «Маленький-маленький-маленький!» и "Большой-большой-большой!» или «Низко-низко-низко!» «Высоко-высоко-высоко!». Упражнение укрепляет мышцы ног.
Сели-встали
Ребенок сидит на ваших коленях лицом к вам. Наклоните его так, чтобы он лег спиной на ваши колени. Одной рукой вы придерживаете ножки ребенка, а другую дайте ему и побуждайте его садиться, опираясь на свободную ручку. Когда он это сделает, вы сможете обняться. Упражнение укрепляет все мышцы живота.
Повороты
Ребенок сидит на ковре. Удерживая его ноги, побуждайте его поворачиваться за игрушкой в одну и в другую сторону. Затем дайте ему игрушки (по одной в каждую руку), попросите поднять ручки с игрушками как можно выше, опустить к коленям, снова поднять высоко-высоко и спрятать за спину. Это упражнение укрепляет косые мышцы живота.
Поднимаем ножки
Ребенок лежит на спине. Обхватите его ножки в области колен и, не давая им согнуться, поднимите ножки до прямого угла сначала вместе, а потом поочередно.
Затем отпустите ножки ребенка, подержите над его животом вашу ладонь или игрушку и предложите ему самостоятельно дотянуться до нее ножками. Потом попросите прижать ножки к животу, обхватив их руками. «Ножки длинные-длин-ные-длинные! А теперь короткие!», дайте малышу перевести дух. Потом снова возьмите ножки ребенка в свои и проделайте движение «велосипед». Упражнение укрепляет мышцы живота.
«Тачка»
Ребенок лежит на ковре на животе. Придерживая его за ножки, поднимите его тело над полом до выпрямления ручек Подталкивая ребенка, побуждайте его сделать несколько «шагов» на руках навстречу игрушке. В этом упражнении работают все мышцы тела.
Поползли!
Прокатите под стулом мячик и предложите ребенку сползать за ним. Это упражнение очень полезно для мышц ног и рук.
Комплекс по сложнее:
Упражнения, рекомендуемые для детей в возрасте от 1 года до 1 г. 2 месецев
а) упражнения для рук, плечевого пояса и в бросании.
1. Бросание большого мяча. Побудить ребенка бросать мяч 2-мя руками. Бросание вниз большого мяча из положения стоя (по просьбе сестры), ребенок бросает вниз большой мяч, который держит обеими руками. Повт. 2-3 раза.
2. Бросание малых мячей в даль в положении стоя.
3. Катание большого мяча в заднем направлении (сестра сажает 2-4 детей на коврик, сама садится напротив них на расстоянии 40-50 см и катает большой мяч по очереди каждому ребенку. При этом она называет детей по имени и говорит «лови мяч и кати ко мне»). Повт. 2-3 раза.
4. Раскачивание большого мяча, находящегося в висячей сетке (сестра усаживает вокруг мяча 2-4 детей. По просьбе «толкни мяч» каждый ребенок по очереди отталкивает мяч обеими руками). Повт. 2-3 раза.
5. Толкание и катание большого мяча в определенном направлении в положении сидя на полу.
б) упражнения для туловища и в лазаний.
1. Перелезание на четвереньках через бревно (сестра сажает 3-4 детей по одну сторону бревна, с другой стороны кладет яркие игрушки и просит детей перелезть через бревно, взять игрушки и принести ей.) Повт. 2-3 раза.
2. Подползание под столик или полку с последующим выпрямлением туловища. (Дети становятся па четвереньках и ползут за игрушкой под столик или палку, приподнятую на высоту 30-35 см. от пола. Затем игрушку кладут на табурет высотой 45 см, и ребенок встает, чтобы взять ее). Повтор. 2-3 раза.
З.Проползание через 1-2 обруча с последующим выпрямлением туловища (на полу 1-2 обруча. В поле зрения ребенка кладут на пол яркую игрушку н ребенок ползет к ней через обручи. Потом игрушку кладут на табурет высотой 45 см. на расстонии 1-2 м от обруча и ребенок встает, чтобы взять ее). Повтор. 2-3 раза.
4. Лазание по приставной лесенке. (Дети влезают приставным шагом на 3-4 перекладины. На первых порах сестра помогает детям словесной инструкцией правильно чередовать руку и ногу, а пассивных детей она стимулирует, помещая яркую игрушку у верхней перекладины). Повторить 1-2 раза.
5. Влезание на диван высотой 40 см и слезание с него. (Сестра ставит около дивана опрокинутый вверх дном ящик и побуждает ребенка влезать на диван при помощи этого ящика. Затем помогает ребенку спуститься). Повтор. 2-3 раза.
6. Лазание по лесенке-стремянке высотой 1 м или по приставной лестнице высотой 1 м, прикрепленной крючками к перилам горки. Повторить 2-3 раза.
в) Упражнения для ног
1. Приседание, держась за круглую палку обеими руками (сестра держит за середину палку и подзывает к себе 2-4 детей. Дети становятся по обе стороны от сестры и охватывают палку сверху обеими руками. Сестра говорит «сядем», дети приседают, опуская палку, сестра говорит «встанем», дети вместе с сестрой приподнимаются, поднимая палку). Повторить 2-3 раза.
2. Приседание, держась за обруч обеими руками.
3. Приседание (сестра помогает 2-3 детям стать поудобнее, кладет на пол у ног каждого ребенка одинаковые игрушки и говорит каждому ребенку, называя его но имени: «возьми погремушку и встань». Дети приседают, поднимают игрушку и снова встают). Повторить 2-3 раза.
4. Поднимание выпрямленных ног до палочки из положения лежа на спине (сестра держит палочку на высоте выпрямленных ног ребенка и предлагает ему дотянуться до палочки, ногами: «Достань палочку ногами!). Упражнение выполняется всеми детьми 2-3 раза.
5. Подъем по лесенке горки, сначала слегка держась рукой за перила, а потом не придерживаясь. Повтор. 2-3 раза.
6. Подняться на ящик высотой 10-15 см и сойти с него.
Примечание: 5-6-е упражнения можно использовать и в качестве упражнений для совершенствования равновесия.
Упражнения в ходьбе и равновесии
1. «Возьми игрушку» (первые самостоятельные шаги при стимуляции яркой игрушкой и словесной инструкцией. Сестра стоит впереди ребенка и манит его к себе яркой игрушкой. Ребенок делает 4-8 шагов).
2. Ходьба по мостику. Ребенок ходит по мостику, держась за перила одной рукой или без помощи рук.
3. Свободная ходьба к цели (игрушки на стуле высотой 45 см) на расстоянии 3-6 м.
4. Ходьба в прямом направление на расстояние до 10 м (сестра, стоя против ребенка на расстоянии 10 м, подзывает его к себе. Ребенок проходит это расстояние не останавливаясь).
5. Ходьба при поддержке за палку 2-4 ребенка одновременно 0,5-1мин.
6. Ходьба за каталкой и ходьба самостоятельная при стимуляции показом игрушек и речью. 1/2-1 мин.
7. Ходьба по начерченной дорожке в прямом направлении (сестра предлагает ребенку пройти по дорожке и взять игрушку).
8. Ходьба по лежащей на полу дорожке (из клеенки) (сестра подводит ребенка к переднему краю дорожки. У противоположного конца - игрушка).
9. Ходьба по разложенным кубикам с большой опорой. (Взрослый держит ребенка за ручки и помогает ходить по кубикам (10х10х10), наступая на каждый кубик и слезая с него. «Давай походим по кубикам, дети посмотрят, как хорошо ходит Вера»).
Оборудование:
1. Яркий обруч диаметр 50-60 см.
2. Яркие игрушки
3. Табурет высотой 45 см
4. Палка диаметром 2 см, длина 1,5 м
5. Бревно длина 2 м, диаметр 20-25 см. Бревно стесано по верху до ширины площадки 12 см и снизу.
6. Мостик: длина 1,5 м, ширина 40 см. высота перил 45 см.
7. Доска длина 2 м, ширина 25 см, толщина 5 см.
8. Ящик деревянный, длина 50 см, ширина 50 см, высота 10-15 см.
9. Горка с лесенкой и скатом.
10. Лесенка приставная: прикрепленная крючками к перилам горки. Размеры: высота 1 м, ширина 60 см, расстояние между перекладинами 12 см, диаметр перекладины 2 см.
11. Воротцы (дуги) для подползания.
Фитбол.
Упражнение № 1.
Начинаем занятие с прыжков на мяче. Для этого вы фиксируете мяч между своих ног или между ногами и опорой (стенкой, кроватью). Ребенок может быть как спиной от вас, так и спиной к вам. Держим ребенка за корпус, показываем как пружинит мяч и приподнимаем ребенка немного вверх, совершая прыжки. Сначала это просто прыжки вверх-вниз, около 10-20 прыжков. Затем начинаем поворачивать малыша при прыжках вправо и влево. Обязательно сопровождайте занятие чтением потешек и стишков, таким образом, вы развиваете у малыша и чувство ритма. Например: «Зайки попрыгайки! Вот какие зайки! Зайки попрыгайки! Прыг, скок, прыг, скок - зайки попрыгайки!».
Упражнение № 2.
Далее сажаем малыша на ягодицы. Мяч продолжаем удерживать в неподвижном состоянии. Ритмично пружиним мяч, малыша при этом придерживаем за бедра. Ваша задача только придерживать ребенка, он должен сам удерживаться на мяче включая в работу мелкие мышцы спины и пресса. К тому же это отличное упражнение на развитие равновесия.
После серии прыжков (10-20) начинаем покачивать мяч вправо- влево (2-3 раза), затем вверх-вниз (2-3 раза). После чего начинаем двигать мяч по кругу по часовой стрелке, затем против часовой (так же по 2-3 раза в каждую сторону). Покачивания должны быть небольшой амплитуды, особенно сначала, постепенно по мере тренировки малыша амплитуду движений можно увеличивать.
Упражнение № 3.
Движение «Бум-бум». Малыш сидит на мяче. Вы фиксируете мяч в неподвижном положении. Прямыми ножками ребенка барабаньте по мячу. Сначала выполняйте движение за него, потом малыш будет выполнять его сам. Все движения сопровождайте характерными звуками или стишками.
Упражнение № 4.
Малыша помещаем на живот. Придерживаем ребенка за боковые поверхности туловища. Сначала выполняем пружинящие движения (около 10-20). Затем начинаем покачивать малыша вправо-влево (3-4 раза), вперед-назад (3-4 раза). Начинаем с небольшой амплитуды движений, постепенно ее увеличиваем. Малышу занятие должно приносить удовольствие. Если какое-то упражнение ему не нравится, то отложите его на потом.
Выполняем круговые движения малыша на фитболе по часовой стрелке (2-3 раза) и против часовой стрелки (2-3 раза).
Упражнение № 5.
«Дотянись». Для данного упражнения можно положить несколько игрушек на пол, чтобы ребенку было интересно тянуться к ним. Покачиваем малыша вперед-назад, стараемся, чтобы ручками кроха коснулся пола, обратно движение совершаем пока ножки малыша не коснуться пола. Старайтесь, чтобы ребенок оторвал обе руки от поверхности мяча. Выполнять 2-3 раза.
Упражнение № 6.
«Самолетик». В том упражнении ребенок находится животом на фитболе, вы вкладываете в его ладошки свои большие пальцы и разводите руки ребенка в стороны, корпус тела, выдвигая вперед. Малыш должен прогнуть спинку и удерживать равновесие тела. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Выполнять 1-2 раза.
Упражнение № 7.
Кроху укладываем на спинку. Сначала выполняем пружинящие покачивания (10-20), затем движения вправо-влево (2-3 раза), вперед-назад (2-3 раза), вращения по часовой стрелке и против часовой стрелке (по 2-3 раза). Придерживаем малыша за туловище в области таза или в области верхней части бедер. Малыш должен помогать удерживать свое тело, напрягая мышцы спины и пресса. Можно так же разложить несколько игрушек на полу, чтобы ребенку было интересно до них дотянуться. Лучше всего для этой цели подходят небольшие мячики.
Упражнение № 8.
Малыш находится на спине. Берем его за ручки в области запястий (ножки впереди от нас). Откатываем мяч от себя, вытягивая малыша за руки, и затем притягиваем к себе, сажая при этом ребенка. Выполнять 8-10 раз.
Упражнение № 9.
Упражнение лучше делать, когда малыш уже освоился на фитболе, и чувствует себя совершенно уверенно. Ребенок находится на спине. Сначала совершайте качательные движения вперед-назад. Затем возьмите малыша за область лодыжек и опускайте головкой вниз (лучше, если на полу будет лежать игрушка, чтобы привлекать внимание крохи). Выполнять 4-5 раз.
Упражнение № 10.
«Виражи». Удерживаем ребенка за левую ручку и левую ножку. Правым боков совершаем прокаты на фитболе вправо-влево и вперед-назад (по 3-4 движения). Затем меняем положение.
Упражнение № 11.
«Похлопаем мячик». Можно посадить малыша, придерживая его за область бедер. Открытой ладошкой пусть кроха хлопает по мячу (10-20 раз). Затем ребенка можно приподнять на руках перед мячом, пусть он дотянется до него и снова похлопает из этого положения.
И перед сном.Массаж.
Массаж для ребенка года до трех лет.
При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.
1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.
При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.
1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.
Зарядка из книги Первушиной "Настольная книга молодой мамы".
Массаж Красикова "Детский массаж и гимнастика".
Остальные без понятия чьё авторство видела в куче книг и сайтов.