Невероятные годы. Как играть с ребенком
ГЛАВА 1. Как играть с ребенком
В нашем обществе распространено мнение, что время, проведенное родителями и детьми за игрой, потрачено непродуктивно и бесцельно. Глубокая вера в тривиальность игры отражается и в таких замечаниях: «Она только играет», «Перестань играть», «К чему отдавать их в садик, там только играют». Заметно также и стремление родителей не просто играть с детьми, а преподавать им множество разных умений. В обществе, которое придает большое значение успеваемости в школе, экономическому успеху и важности работы, трудно освободиться от мысли, что игра - пустая трата времени.
Но мы должны взглянуть на ситуацию по-иному, потому что игра приносит огромную пользу детям, так как дает им возможность узнать, кто они, что они могут делать и как следует относиться к окружающему миру. Некоторые родители понимают полезность игры, тем не менее не видят необходимости лично в ней участвовать. Они ошибочно предполагают, что игра инстинктивна - поскольку это единственное, чем дети могут заниматься сами, без помощи взрослых. Действительно, самые маленькие дети довольно много играют спонтанно. Но также верно и то, что инстинкт креативной игры без вмешательства взрослых, которые стимулируют его развитие, постепенно исчезает.
По этим и многим другим причинам очень важно играть с детьми. Игра помогает выстроить теплые отношения, укрепить привязанность между членами семьи и создать запас положительных эмоций и опыта, на который можно опереться в период конфликтов. Посредством игры вы сможете помочь детям решать проблемы, осваивать новое и разбудите свое воображение. Игра со взрослыми способствует развитию словарного запаса, таким образом, дети учатся передавать свои мысли, чувства и потребности. Она также помогает им действовать в обществе, учит их играть по очереди, делиться и понимать чувства других. Более того, игра - это время, когда вы можете реагировать на своих детей таким образом, чтобы пробудить в них чувство собственной ценности и уверенности в собственных силах. Исследования показали, что дети проявляют большую креативность и имеют меньше поведенческих проблем, если в раннем возрасте их родители участвуют в игре, которая задействует фантазию, в играх «понарошку».
К сожалению, факт остается фактом и родители в большинстве своем не играют с детьми, чаще всего потому, что не умеют. Поэтому на следующих страницах мы предлагаем некоторые советы о том, как играть и избегать при этом распространенных ловушек, в которые попадают взрослые.
Уступите лидерство ребенку
Некоторые родители стараются специально выстраивать игру ребенка, обучая его, что делать, - как правильно сделать крепость, надписать идеальную поздравительную открытку или собрать пазл. Возможно, им кажется, что таким образом они наполняют смыслом время, потраченное на игру. К сожалению, итогом этого ненужного внимания к результату игры становится цепочка указаний и исправлений, которые обычно превращают этот опыт в неприятное переживание и для ребенка, и для взрослого.
Посмотрим, например, что происходит, когда Лайза с мамой садятся поиграть с новым кукольным домом. Мама говорит: «Сначала давай поставим холодильник и плиту на кухню». Лайза предлагает место для кухни, и ее мама отвечает: «Ладно, а теперь надо поставить туда всю кухонную утварь». Потом она продолжает: «А мебель для гостиной нужно поставить сюда». Когда Лайза начинает ставить мебель в гостиную, ее мама показывает, где должны быть вещи для ванной. Вскоре Лайза перестает играть, откидывается назад и наблюдает, как ее мама расставляет все по правильным комнатам. К этому времени играет только мама Лайзы, и она не имеет ни малейшего представления о том, что хотела бы сделать Лайза с этим кукольным домом. Если бы она немного подождала, возможно, обнаружила бы, что игра Лайзы строится на воображении, и кровати могут летать, а мебель для гостиной - стоять в любой комнате.
Первым шагом в вашей игре с ребенком должно быть стремление следовать за ним, за его идеями и воображением, а не навязывание ему ваших собственных представлений. Не организуйте деятельность детей, отдавая указания. Не пытайтесь их ничему научить. Вместо этого подражайте действиям детей и делайте то, что они просят. Тогда вскоре обнаружите, что если вы просто сидите и даете им возможность проявить воображение, они более увлечены игрой и заинтересованы ею, а также более креативны. Этот подход способствует развитию у ребенка способности играть и думать самостоятельно.
Согласуйте ритм игры с темпом ребенка
Когда играют маленькие дети, они снова и снова повторяют свои действия. Сколько раз вы наблюдали, как малыш наполняет коробку и опять ее опустошает? Как часто с внутренним стоном выслушивали просьбу еще раз прочитать одну и ту же историю? Повторяющаяся игра быстро надоедает взрослым, и очень соблазнительно ускорить темп, предложив новую идею или другой способ использования игрушки. Проблема, однако, в том, что детям необходимо повторять любые действия, чтобы овладеть ими и почувствовать уверенность в своем умении. Если подтолкнуть их к другой деятельности, у них может развиться чувство некомпетентности. Дети могут расстроиться и перестать играть с родителями, потому что это покажется им слишком трудным. В конце концов, они почувствуют, что не могут оправдать ожидания родителей.
Обязательно согласуйте игру с темпом вашего ребенка. Дайте ему много времени на работу воображения. Не торопите его просто потому, что вам стало скучно, подождите, пока он сам решит заняться чем-то другим. Помните, дети гораздо медленнее, чем взрослые, переходят от одной идеи к следующей. Медленный темп позволит ребенку увеличить объем своего внимания и научит сосредоточиваться на одном занятии.
Будьте отзывчивы к реакции ребенка
Иногда родители предлагают игры или игрушки, которые слишком сложны для уровня развития ребенка. Например, папа может думать, что его трехлетняя малышка готова научиться играть в крестики-нолики или сложить головоломку. Возможно, когда он будет ее учить, он встретит сопротивление. Ведь дочь по своему развитию еще не готова для этой деятельности, и она расстраивается, когда ее просят сделать что-то для нее непонятное.
Играя с ребенком, следите за его реакцией. Если игра с головоломкой или обучение новому его не интересует, займитесь тем, что он сам хочет делать. Время от времени можете предлагать новое занятие и если ребенок проявит интерес, поддержать его. Независимо от того, в чем заключается игра, вам важно дать ребенку время подумать, исследовать и опробовать. Не беспокойтесь, если крестики-нолики или карточная игра вдруг превратились во что-то совсем другое, вроде билетов в кино, денег или орнамента.
Избегайте противоборства
Вы когда-нибудь замечали, что спорите с собственным ребенком о том, кто победил в игре, какие в ней правила или чей рисунок лучше? Если да, то вы не одиноки. Многие родители неосторожно позволяют втянуть себя в соревновательные отношения с детьми. Например, играя в настольные игры, они могут чувствовать необходимость учить детей играть по правилам и уметь проигрывать, или они просто исполняют свою часть деятельности так хорошо, что у детей невольно возникает ощущение собственной некомпетентности. Посмотрим, например, как мать с сыном играют в кубики. Несколько минут Билли совершенно счастлив, возводя первую стенку своего дома. Когда он наконец ее достроил, то с ожиданием похвалы смотрит на маму и обнаруживает, что она уже построила весь дом. Билли чувствует, что не справляется с делом и каким-то образом соревнуется с мамой - и в этом соревновании у него нет шансов победить. В эту минуту он может бросить играть или прибегнуть к другим способам овладения контролем над ситуацией, например, закатив скандал.
Основное назначение игры состоит в воспитании у детей чувства уверенности в собственных силах и самостоятельности, игра дает им повод получить контроль и власть. Ведь во взаимоотношениях со взрослыми в реальной жизни у маленьких детей очень мало таких возможностей. Игра является единственной деятельностью, где у них есть законное право контролировать ситуацию и в какой-то степени устанавливать свои правила.
Малыши и дошкольники не понимают по-настоящему правила и последовательность настольных и карточных игр. Только в возрасте 7 или 8 лет они начинают проявлять признаки сотрудничества, и даже тогда их понимание правил может быть довольно расплывчатым. Тем не менее, им доставляет удовольствие игра со взрослыми, если в ней отсутствуют элементы соревнования и правила. Если ребята придумывают правила, помогающие им победить, это допустимо. Вам не следует беспокоиться о том, что ребенок не научится проигрывать - многие другие обстоятельства жизни научат его этому, а если вы примете правила детей, то в других ситуациях они будут более склонны принять ваши.
Хвалите и поощряйте идеи и творческие способности вашего ребенка
Поправлять детей во время игры - это ловушка, в которую часто попадают родители. Сколько раз вы ловили себя на реплике: «Нет, это сюда не подходит» или «Но так делать неправильно!» Такого рода критические замечания и исправления в конце концов заставляют детей отказаться от новых идей или экспериментов с игрушками. Это также порождает ощущение беспомощности у малышей, потому что внимание их родителей сосредоточено на том, что делается неправильно, а не на правильных поступках. Вместо того чтобы поощрять творческий процесс, взрослый показывает, что целью игры является идеал.
Не оценивайте, не поправляйте детей и не спорьте с ними во время игры. Творчество и экспериментирование - вот, что важно, а вовсе не готовый продукт. Не забывайте, что детская игра не должна быть содержательной для вас. Автомобили могут летать, а лошади - разговаривать. Во время игры сосредоточьтесь на том, что в действиях детей является значимым. Например, вы можете сказать: «У тебя жираф такого замечательного красного цвета», или: «да, ты придумал свою собственную игру. Как интересно!» Подумайте о том, как вы можете похвалить идеи, мысли и поведение своего ребенка. Развивайте самые разные навыки и способности малыша, например сосредоточенность, настойчивость, сотрудничество, попытки решить проблему, изобретательность и уверенность в себе. В качестве упражнения попробуйте каждые 2-3 минуты хвалить что-нибудь в занятиях ваших детей.
Поощряйте фантазии или игры «понарошку»
Некоторые взрослые не хотят участвовать в фантазийных играх - ползать по полу и гудеть, изображал поезд, или разыгрывать сказки. В таких ситуациях они ощущают себя глупо и неловко. Особенно остро чувствуют дискомфорт отцы, играл с детьми в куклы или в переодевания. Другие родители рассказывают, что фантазии и игры «понарошку» кажутся им признаком эмоциональных отклонений.
Поощрять игры «понарошку» важно не только потому, что они развивают воображаемый мир ребенка, креативное мышление и умение рассказать историю, но и потому, что это помогает детям научиться управлять своими эмоциями и разделять чувства других людей. Когда малыши играют «понарошку», они учатся манипулировать скорее представлениями о вещах, чем самими конкретными предметами. Многие делают это в три года, а некоторые уже в полтора. Воображаемые друзья - обычное явление для четырехлетних детей. Игры, в которых участвует воображение, постепенно занимают все большее место в жизни ребенка, а потом постепенно исчезают. Важно, чтобы вы поощряли такую игру, потому что она помогает детям развивать познавательные, эмоциональные и социальные навыки. Пусть коробки и стулья превратятся во дворцы и дома, а кукольные фигуры станут родственниками, друзьями и любимыми героями мультфильмов.
Воображение помогает детям мыслить символически и дает им большее понимание того, что реально, а что - нет. Ролевые игры позволяют испытать чувства другого, быть отзывчивым к чувствам окружающих. Поощряйте игры с марионетками, воображаемым телефоном, деньгами, переодевания или обсуждения воображаемых существ. Вполне возможно, что в процессе игры с марионетками или во время воображаемой ситуации дети поделятся своими страхами или неприятными ощущениями.
Будьте благодарным зрителем
Когда играешь с ребенком, важно быть хорошим зрителем. Некоторые родители так увлекаются игрой, что игнорируют детей или доминируют в действиях. Малыши в таких случаях наблюдают, как играет взрослый. Помните маму Лайзы? А Билли, который расстроился и испытал чувство неполноценности потому, что не мог строить так же хорошо, как мама?
Во время игры с детьми попытайтесь сосредоточиться на них, а не увлекайтесь тем, что они делают. Игра - одна из немногих ситуаций, которую дети могут контролировать, если ведут себя хорошо. Это также один из редких случаев, когда вы можете аплодировать тому, что они делают, без ограничений и оглядки на правила. Попробуйте представить себе, что вы - внимательная публика. Расслабьтесь и наблюдайте за тем, что делают дети, и с энтузиазмом хвалите их старания. (А если вам действительно хочется построить свой волшебный замок из конструктора Лего или создать художественный шедевр при помощи набора из 48 цветных карандашей, вам ничто не помешает заняться этим, когда дети лягут спать!)
Комментируйте
Иногда во время игры родители задают детям целый ряд вопросов: «Это что за зверь?», «Сколько у него пятен?», «Какой он формы?», «Куда он идет?», «Что ты строишь?» Задавая много вопросов, родители обычно хотят помочь своим детям узнать что-то новое. Слишком часто результат оказывается противоположным. Дети занимают оборонительную позицию, замолкают и не хотят говорить. Действительно, вопросы, особенно когда родителям известны ответы на них, превращаются в своеобразные указания. Вопросы, которые требуют от детей определения того, что они строят, часто задаются до того, как ребенок подумал о конечном результате или имел возможность испробовать разные идеи. В таком случае упор делается скорее на конечный результат, а не на сам процесс игры. И когда ответы на вопросы получены, родители часто не реагируют на это и не поощряют своих детей. Это отсутствие реакции говорит о недостаточном интересе и энтузиазме.
Можно проявить интерес к игре ребенка, просто сопровождая его действия комментариями. Такой подход активно развивает словарный запас ребенка. Например, вы можете сказать: «Ты ставишь машину в гараж. Теперь заливаешь бензин» и т. д. Вскоре вы заметите, что ваши дети спонтанно вам подражают. Тогда вы можете похвалить их старания, и они будут в восторге от своего умения. Описательное комментирование - «освещение» текущей деятельности ваших детей, которое часто напоминает спортивный комментарий футбольного матча. Поскольку это новый вид общения, то, возможно, вначале вы будете чувствовать неловкость. Но ощущение дискомфорта уменьшится по мере применения навыка в различных ситуациях. И проявив последовательность, вы увидите, что детям нравится этот тип внимания, и что такое общение обогащает их словарный запас. (Звуки, имитирующие кваканье лягушек, лай собак и поросячье хрюканье также являются своеобразным описательным комментированием!)
Если вы все-таки задаете вопросы, обязательно ограничьте их количество. Кроме того, спросив о чем-либо, вы должны положительно отреагировать на ответ своим интересом и ободрением. Детей следует хвалить за самостоятельные действия и давать им возможность отвечать, не вмешиваясь в игру. Например, если вы спросили: «Что это за зверь?», и ваш ребенок ответил: «Это жираф», можете добавить: «А, жираф. Ты и вправду разбираешься в животных. К тому же - это фиолетовый жираф. Ваша положительная реакция поощряет стремление отвечать на вопросы и обогащает ответ дополнительной информацией.
Используйте обучение для лучшей подготовки ребенка к школе.
Помимо комментирования действий в игре вы можете также описывать признаки тех предметов, с которыми играют дети. Например, их цвет, форму, количество, размеры (длинный, короткий, высокий, меньше, чем...) и расположение (вверху, внизу, рядом, позади, близко). Можно сказать: «Ты ставишь синий кубик рядом с желтым квадратом, а фиолетовый треугольник стоит на длинном красном прямоугольнике».
Это поможет детям усвоить некоторые базовые понятия и набрать словарный запас, который понадобится в школе. Кроме того, вы можете поощрить детское поведение «на задании», комментируя умение думать, внимательно слушать, самостоятельно работать, настойчиво пытаться справиться с трудным делом и выполнять указания. Это может быть особенно полезно для развития способности сосредоточиваться на какой-то деятельности длительное время.
Развивайте представления об эмоциях
Методика тренировок эмоциональных навыков детей такая же, как при обучении их различным понятиям. Во-первых, распознавайте, называйте и описывайте детские чувства во время игры. Замечайте и комментируйте, когда ребята выглядят спокойными, довольными, любопытными, взволнованными, уверенными в себе, гордыми, отчаявшимися или напряженными. Это хороший способ помочь детям связать свое эмоциональное состояние с его словесным определением и развить их эмоциональный словарный запас. Малышам, у которых доминирует одно чувство (например, гнев или страх, или грусть), полезно расширить репертуар, помогая им осознать те случаи, когда они спокойны и испытывают более радостные или приятные эмоции. Также очень полезно в комментариях сочетать описание негативных эмоций с положительной оценкой действий. Например: «Похоже, ты в отчаянии оттого, что кубики падают, но ты сохраняешь спокойствие и делаешь новую попытку».
Родители могут делиться с детьми собственными чувствами. Это усиливает внутрисемейные связи. Более того, приобщение детей к вашим эмоциям создает для них образец правильного выражения чувств.
Поощряйте игры с ровесниками
Если игра один на один с ребенком невероятно важна для усиления связи между поколениями, то и в игре с 2-3 детьми есть свои преимущества. Если у вашего ребенка имеются братья и сестры или друзья, которые пришли поиграть, вы можете воспользоваться этой возможностью и потренировать его социальные навыки. В этом случае описывайте такое их социальное поведение как ожидание своей очереди, умения делиться игрушками, помогать другому, благодарить, просить разрешения взять чужую игрушку, делать различные предложения. Такой подход усилит дружеские отношения детей. Например, вы можете сказать: «Вот это по-дружески - делиться кубиками и ждать своей очереди». Или: «Ты прислушался к предложению Джона. Так поступают друзья». Вы можете также подсказать некоторые поступки, например, сказать: «Спасибо», сделать комплимент или извиниться. Например: «Посмотри, что сделал твой друг. Как, по-твоему, он заслуживает похвалы?» и затем, когда ваш ребенок последует вашему совету, можете похвалить и его.
Побуждайте ваших детей самостоятельно решать проблемы
Иногда, пытаясь помочь, родители мешают детям самим решать проблемы. Представьте себе, что маленький мальчик хнычет, потому что у него не получается закрыть коробку крышкой. Его мать говорит: «Давай, я сделаю». Тогда ребенок расстраивается, потому что он совсем не хочет, чтобы мама делала это вместо него. То же самое произойдет, вероятно, с отцом, который складывает головоломку за свою дочку, потому что ему тяжело видеть, как она отчаивается, пытаясь ее сложить. Оказание чрезмерной помощи или выполнение действий за ребенка снижает его уверенность в собственных силах и чувство самоуважения, воспитывает зависимость от взрослых. Поскольку малыши мечутся между зависимостью и независимостью, они часто посылают родителям противоречивые сигналы, поскольку и сами не знают, чего хотят. С одной стороны, дети, возможно, просят помощи, а с другой - отвергают ее. Поэтому родителям трудно заранее предугадать реакцию.
Во время игры можно поощрять способность детей думать, решать проблемы и самостоятельно играть. Вместо того чтобы сказать, что вы сложите головоломку за них, предложите сделать это вместе. Окажите лишь необходимую поддержку, похвалите и ободрите, чтобы они продолжали заниматься головоломкой, но не настолько, чтобы лишить их чувства удовлетворения от достигнутого. Можете также подсказывать или давать советы, которые помогут выполнить задачу. Если вашему ребенку трудно завинтить винты гаечным ключом, стоит сказать: «А что, если я подержу вот здесь, пока ты завинчиваешь?» Таким образом, ребенок все же ощутит удовлетворение. Самое главное - помочь, не беря все на себя, и поощрять самостоятельность в решении проблем. Не забывайте: иногда дети просят помощи, когда, собственно, хотят совсем другого. Им просто нужно ваше внимание. Часто вам достаточно просто посидеть и показать ребенку, что вы уверены в его способности найти решение.
Уделяйте внимание игре
Когда дети спокойно играют, большинство родителей, естественно, пользуется возможностью заняться своим делом - приготовить обед, почитать или написать письмо. Поступая так, взрослые могут не показывать детям, насколько они ценят их спокойную игру. В результате малыши чувствуют, что их игнорируют, когда они играют тихо, хорошо и самостоятельно, и что ими интересуются, только когда они шумят.
В таком случае они учатся плохо себя вести для того, чтобы привлечь внимание. Ребенок стремится получить внимание других, особенно родителей, будь оно положительное (похвала) или отрицательное (ругань или критика). Если ваши дети не получают положительного внимания за хорошее поведение, они постараются получить отрицательное, ведя себя плохо. Таков основной принцип, объясняющий возникновение многих распространенных поведенческих проблем.
Необходимо ценить хорошую игру детей. Если вы обращаете внимание на игровую ситуацию, у них будет меньше потребности изобретать неподобающие средства, чтобы вызвать вашу реакцию. Действительно, многие родители рассказывали нам, что когда они начинали по полчаса в день играть с малышами, то обнаруживали позднее, что у них появлялось личное время. Если дети уверены в регулярности родительского внимания, им не нужно изобретать негативные способы привлечь его.
Предостережение
Будьте готовы к тому, что иногда детская игра будет для вас неприемлемой, или ребенок станет плохо вести себя, вопить, кричать, расшвыривать игрушки. Если это поведение можно игнорировать, отвернитесь и начните играть другими игрушками, как будто вам это очень интересно. Как только ребенок начнет вести себя лучше, можете вернуться к нему. Однако при деструктивном поведении нужно вообще прекратить всякие занятия с простым объяснением: «Раз ты бросаешься кубиками, мы должны прервать игру».
Иногда родителям не хочется играть с детьми, потому что они опасаются скандала, когда придет время закончить игру. Выход из ситуации - в подготовке ребенка к окончанию игры. За пять минут до конца игры вы можете сказать: «Через несколько минут мне нужно будет закончить игру». Очень важно игнорировать любые протесты и доводы, постараться отвлечь ребенка, переключив его внимание на что-то другое. Когда пять минут пройдут, скажите:
«Вот и пришло время закончить игру. Мне понравилось играть с тобой». Уйдите и проигнорируйте все просьбы. Как только дети усвоят, что они не могут заставить вас играть дальше, все протесты стихнут. И когда они поймут, что существует регулярное время игры каждый день, у них исчезнет потребность протестовать, поскольку ребята будут знать, что игра обязательно повторится на следующий день. Не забывайте: у веселых родителей растут веселые дети.
Подводя итоги...
Важно ценить игру и оставлять время для такого времяпрепровождения с детьми. Кроме того, можно научиться играть так, чтобы способствовать росту самоуважения детей, а также их социальному, эмоциональному и познавательному развитию. Следуя предложениям по эффективной игре, приведенным в данной главе, вы создадите условия, которые помогут детям применять фантазию, исследовать невозможное и абсурдное, опробовать новые идеи, делать ошибки, выражать чувства, находить друзей, решать проблемы и постепенно обрести уверенность в собственных идеях и мыслях. Атмосфера поддержки и одобрения дает ребятам возможность рассказывать о своих надеждах и о своем отчаянии. Они живут в мире, где у них мало власти и ограниченное количество приемлемых способов выражения эмоций. Хорошая игра с вами может дать им шанс уменьшить гнев или страх, усилить чувство контроля, успеха и удовольствия. Гибкий подход к игре снижает напряженность в ваших отношениях и способствует превращению ребенка в уникальную, творческую и уверенную в себе личность.
Помните:
· Уступайте лидерство ребенку.
· Темп игры должен учитывать детские возможности.
· Не ожидайте слишком многого - дайте малышу время.
· Не состязайтесь с собственным ребенком.
· Хвалите и поощряйте детские идеи и творчество, не критикуйте.
· Участвуйте в ролевых играх с ребенком и играх «понарошку» (например, с марионетками, с кукольным домом).
· Будьте внимательным и отзывчивым зрителем.
· Не задавайте вопросов, вместо этого комментируйте.
· Помогайте ребенку запоминать некоторые понятия для лучшей подготовки к школе (например, цвета, формы, цифры, положение в пространстве, названия предметов).
· Будьте тренером в обучении социальным навыкам, подсказывая, описывая и поощряя дружеское поведение детей (например, умение делиться, помогать, ждать своей очереди, быть вежливым).
· Хвалите и поддерживайте детей, когда они проявляют навыки владения своими эмоциями (например, сохраняют спокойствие, ждут, решают проблему).
· Смирите свое желание оказать чрезмерную помощь, поощряйте самостоятельное решение проблем.
· Поощряйте спокойную игру вашим вниманием.
· Смейтесь, получайте удовольствие и делитесь с детьми радостью.