Хитрые уловки и советы, срабатывающие ВСЕГДА.
К великому сожалению, дети не всегда в настроении беспрекословно слушать родителей и выполнять простые просьбы. "Сколько раз мне говорить, уберись в своей комнате!", "Я же сказала, не мешай мне, пойди поиграй", "Когда же вы научитесь делиться?!". Сколько нам приходится говорить подобных фраз детям? Но, как правило, они не действуют, и ребёнок продолжает свои действия. После чего родители начинают выходить из себя, кричать и наказывать...
Однако можно всего этого избежать. Главное, найти нужные «ключики» к вашему ребёнку. У каждого ребёнка они свои и базируются на его интересах, любимых персонажах, сказках. Немаловажно иметь представление и о психотипе ребёнка, его чертах характера. Например, кто-то любит похвалу, чтоб им гордились, а кому-то интереснее сам процесс, а не результат и похвала, а с некоторыми вообще действует метод "от противного".
В этом посте я решила поделиться нашими уловками, срабатывающими с моими детьми всегда. Они были придуманы мной и детьми, и постоянно список подобных уловок обновляется. Причём, в основном, теперь его обновляют сами дети. Т.к. они поняли принцип, и теперь им нравится самим проявлять свою фантазию.
Итак, рассмотрим первую ситуацию:
1. Делёжка игрушек
Вопрос, знакомый все родителям с двумя и более детьми с небольшой разницей в возрасте.
1) Если кто-то хочет то же, что и другой ребёнок, а вещь одна,
- дарю невидимую волшебную такую же вещь! После такого ребёнок может ещё что-то попросить и ещё, и тут никаких проблем - всё что захотел, можно ему дать! При этом второй ребёнок, глядя на первого, тоже может захотеть волшебный невидимый такой же предмет Но тут всё решается просто, т.к. поделить невидимые предметы - не проблема)
- Фраза «если не умеете играть по очереди/дружно/делиться, то игрушка "убегает" от ВСЕХ» тоже помогает. Тогда дети начинают молить, чтоб мама не забирала игрушку и обещать играть дружно/по очереди.
2) Если делёжка из-за вещи из нескольких предметов и договориться о совместной игре ну никак не выходит:
Дети садятся возле вас, ВЫ берёте эту игру (конструктор, посудка и прочее) и начинаете делить, как в старых фильмах Дикого Запада: "Это тебе, а это тебе" и так делите пополам (или более). Всё. Это ТВОЁ. А это - сестры. Ты играешь в СВОЁ. Она играет в своё.
Этот принцип моим детям очень нравится. В следующие разы дети сами начинают делить игрушки. Не раз слышала из детской: "Это тебе, это мне, это тебе...". И все довольны.
2. Истерики:
Рассмотрим ситуацию с истериками. Особенно часто они встречаются у детей в период возрастного кризиса. Как же их остановить?
1) Стать пародистом: начать повторять за ним со смешным голосом. Они начинают смеяться, заливаться. И дальше говорят уже всё подряд, лишь бы ты за ними повторила, забывая о причине истерики.
2) Начать щекотать и гоняться за ними, ругая что их съедите за то, что они такие вредные и капризные.
3) Отвести в сторону и тайным шёпотом на ухо сказать "сейчас я расскажу тебе секрет..." И дальше что-нибудь совсем не по теме, чтоб ребёнок забыл про истерику. К примеру: «Сейчас я тебе секрет расскажу. Хочешь?… Посмотри на те крыши.. Когда наступает Новый год, По ним скачут олени.. они везут сани, в которых сидит Дед Мороз…» Чем длиннее ваш рассказ, тем больше вероятность, что ребёнок переключится и забудет про истерику.
3. Выполнение родительских просьб о наведении порядка и проч.
Когда дети не в настроении или им лень (в конце концов, они тоже люди, и имеют на это право), выполнение просьб можно разными способами обыграть.
1) Представляем, что игрушки опаздывают в «автобус» (шкаф). А потом, когда все в шкафу, поём: "Мы едем-едем-едем в далёкие края..."
2) Я говорю, что я фея с волшебными руками. Могу с помощью рук творить чудеса: чтоб предмет исчезал и появлялся в другом месте. Показываю это наглядно. Беру предмет и ставлю его на место, якобы он сам летит по воздуху. "Хочешь тоже стать феей? Сейчас я тебя превращу в фею, и ты тоже сможешь руками творить чудеса! Трах, тибидох, тибидох! Теперь и у тебя волшебный дар! Ну-ка, попробуй сделать так, чтобы все игрушки с пола исчезли и очутились на своих местах".
3) Мусор (после аппликаций и поделок) - это люди, которые спешат на поезд, автобус. Собирают мусор в машинку и увозят народ в мусорку)) "скорей! скорей! а то они опоздают на поезд!"
Вчера я выдала более изощрённый вариант (но он именно для просвещенных детей, кто в теме сказки "Долина папоротников"): с выпученными глазами говорю: "Диана, это белые жуки (мусор), они хотят напасть и съесть Дерево Жизни, в котором заточён Хексус!! Скорее! Мы должны их всех собрать и уничтожить! Иначе Хексус уничтожит Долину Папоротников!!!" Вы бы видели, с какой прытью и радостью девчонки бросили собирать мельчайшие обрезки с ковра!)) Так что для каждого ребёнка можно придумать ИХ историю.
4) Чтобы собрать игрушки в пакет или коробку, например, конструктор или мозаику, мы представляем, что коробка/пакет - это корзинка. А дети - Красные шапочки, которые собирают для меня, бабушки, в корзинку с пола ягодки. Складывая каждый предмет в пакет, они называют, что это: "Клубничка, малинка, черничка...". Также можно собирать грибочки. А ещё мармеладки и шоколадки :) (хотя они их не едят, зато мы всегда представляем, как их собираем) При этом мы называем каждый предмет и облизываемся: "Шоколадный верблюд, шоколадный слон, шоколадный пингвин..."
Когда они всё соберут, приносят мне. Я говорю: "Спасибо, внученьки! Теперь можно приготовить вам вкусные пирожки/печенье/вафли" и ставлю пакет или коробку в шкаф/на полку/в ящик якобы в духовку печься.
5) Представляем, что я - злая мачеха, а они Золушка, Дрезельда и Анастасия. Или я - злая колдунья-королева и Белоснежки. Я приказываю им злобным тоном, что где убрать, они выполняют:) Причём, чем злее я играю персонажа, тем более быстро и радостно они убираются))
6) Они роботы. У меня есть пульт. Я говорю команду, что надо сделать, что куда убрать и нажимаю кнопку. Они идут, как роботы, и выполняют.
7) Иногда вещи сами жалобно просят, чтоб их убрали на место (а так же одежда просится, чтоб её одели, кроватка зовёт скорее спать, унитазик плачет, что малыш не хочет на него идти и т.д.). Вещи всегда мы слушаем, жалеем и делаем то, что они говорят.
8) Когда какая-нибудь игрушка, кукла или персонаж, надевающийся на руку, их просит прибраться или что-либо сделать, они всегда его слушаются.
9) они собачки Нэны из мультфильма Питер Пен. Нэна была такой хорошей, настоящей няней для детей. Заправляла за ними постели, а они снова на них прыгали; расставляла все кубики по местам, а они снова ломали замок из кубиков... Она им так понравилась, им было её так жалко... что они теперь ей подражают!) Приносят ртом вещи и раскладывают по местам, заправляют кровати, как Нэна.
10) Можно ещё так: нагнуться к ребёнку и глаза в глаза шёпотом сказать " У меня к тебе ТАЙНАЯ И СЕКРЕТНАЯ миссия!... Ты должна сбегать в комнату успеть убрать всё с пола на свои места и вернуться за 5/10 минут, как настоящий супергерой. Сможешь так?" Когда вернётся, "ух-ты! Ты выполнила миссию! Вот это скорость!!"
11) складываем шарики от сухого бассейна в диван, якобы вставляем зубы киту или крокодилу, или же кормим их "апельсинами". Это можно применить и с другими игрушками.
12) надеваем ребёнку "волшебную корону", которая делает всех детей послушными и аккуратными, любящими прибираться. Корона ожжет быть игрушечная или сделанная из бумаги. У нас роль короны играет обычный большой скотч!
13) я "продаю" им валяющиеся игрушки (как игра в магазин). И они складывают в сумки, коляски и развозят по местам.
4. Непослушание (отказ прекратить не желаемое действие)
Рассмотрим и эту ситуацию. Первые три пункта от Джо Фрост, суперняни, помогают и нам.
1) ставить в угол на определённое время (например, 15 минут) или пока ребёнок не поймёт вину и не извинится. Объяснять спокойным тоном, за что вы его туда ставите. Если уходит (так бывает, когда раньше в угол не ставили), спокойно возвращать на место, объясняя, что это наказание для детишек, которые не слушаются. Что всех непослушных малышей ставят в угол. Наказанием также может быть лишение игрушки на время и т.д. Предупреждения до наказания обязательны, но не больше двух. Важно всегда выполнять наказание, а не просто бросать слова на ветер.
2) выдавать за хорошее поведение и послушание в течение дня цветные шарики. Чем больше в аквариуме/пакетике цветных шариков, тем больше вероятность того, что родители разрешат позаниматься ребёнку тем, чем он хочет. (Ещё один вариант - наклейки на специально нарисованные таблички-шкалы хорошего поведения для детей)
3) выдавать вечером перед ужином сердечки, где написано, что хорошего дети сделали за день и какие они молодцы. Им это очень нравится. Они будут стремиться получить сердечко с похвалами за весь день.
4) Всё та же волшебная корона, которая делает детей послушными.
5. Нежелательное присутствие
Очень часто дети осложняют мамам готовку на кухне, принятие пищи, уборку, работу на дому, появляясь постоянно с просьбами, беготнёй и играми. Мы нашли выход:
Рисуем вместе с детьми специальный знак, запрещающий входить в помещение. Дети тоже могут нарисовать свой знак для детской. Объясняем правила, что означает этот знак, и что это закон, и его нужно соблюдать! Точно так же родители могут соблюдать закон об их знаке (но мои своим знаком не пользуются. А вот моему знаку повинуются.) Это очень удобно!!! Вешаю знак всегда, когда ем (чтобы они не бегали на кухне, не просили у меня яблочко/водички, сыра и прочего и не мешали мне слушать ТВ), иногда когда готовлю, когда мою полы (чтоб не разносили грязь). При этом можно добавить такой пункт: в помещении при знаке может находиться только тот, кто будет помогать маме! (мыть посуду, вытирать пыль и т.д.) :-) Обожаю этот наш закон со знаком!
Повторюсь, что все дети разные, и для каждого мама ищет свой подход. Главное - это понять принцип воздействия на них, их интересы и использовать их с пользой!
Теперь я делюсь опытом ещё и