Изображая воздух Музей русского импрессионизма (апрель 2025)
аут дорВыставка Изображая воздух
в музее Русского импрессионизма
Детская программа Впечатлители - лет на 6-7 скорее всего, не экскурсия, не предполагает обзора выставки с комментариями экскурсовода (есть смысл идти на взрослые экскурсии, чтобы услышать рассказ о художниках и картинах)
Сама выставка невероятно приятная, красивая, воздушная
Много Коровина ❤️

3 этажа, 150 произведений, 70 художников, работы из 75 музеев и частных коллекций.
Импрессионизм возник во Франции и существовал почти во всех европейских художественных школах, в том числе и в России.
Первооткрывателями «живописи впечатлений» в России в 1880-е были несколько мастеров. В их числе - Василий Поленов, который внедрял принципы «новой живописи» в свое искусство и педагогическую практику. Одновременно с ним другой молодой художник - реалист и передвижник Илья Репин стал добавлять больше света и воздуха в свои картины. В это же время Василий Суриков экспериментировал с импрессионистическими техниками и увлекался пленэром как самостоятельным жанром.
В работах этих живописцев впервые в России проявляются ключевые черты импрессионизма: изучение природы цвета и света, интерес к этюдам и пленэрам, легкость и свежесть палитры, изображение на картине не сюжета, а впечатления.
Русские художники, безусловно, были знакомы с творчеством своих французских коллег. Одни ездили в Париж и вдохновлялись живописью Моне, Ренуара и Сезанна. Другие бывали в особняке Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке в Москве, где в нескольких залах размещались экспозиции с картинами «впечатленцев». Художник Сергей Виноградов помогал братьям Морозовым в приобретении работ импрессионистов и постимпрессионистов в Европе.
Хотя развитие импрессионизма в России во многом было связано с пленэрной живописью, пришедшей из Парижа, произведения русских мастеров не были заимствованными или вторичными по отношению к французской школе. Например, Константин Коровин, один из ключевых художников русского импрессионизма, с французской живописью познакомился только в 1887 году, но еще до поездки в Париж применял схожие художественные принципы, которые, вероятно, почерпнул у своего учителя Поленова.
«Любя Сезанна и учась у него, я, однако, был далек от желания подражать внешнему виду его холстов. Искусство Сезанна значило для меня обобщать и упрощать, строить краской (цветом), сопоставлять и выискивать контрасты, делать выборку ребер световых и цветных объемов и поверхностей, вылавливать из природы живописные "схемы", живописную пластику. Оно значило для меня брать вообще за рога, форсировать весь живописный материал, то есть переводить весь зрительный мир на язык острой живописной пластики», - писал в автобиографии художник Константин Юон.
Ключевыми авторами в русском импрессионизме искусствоведы называют Валентина Серова и Константина Коровина, которых можно условно отнести ко второму поколению мастеров этого направления после Репина и Поленова. Именно Серов и Коровин наиболее последовательно изучали и развивали принципы импрессионизма, хотя сами никогда не причисляли себя к этому направлению.
К импрессионистическим методам в разные периоды творчества обращались многие художники конца XIX - начала XX века. На выставке Музея русского импрессионизма собраны произведения очень широкого круга авторов: от Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Специальные разделы посвящены этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского и пленэрным композициям Виктора Борисова-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. И, конечно, в музее представлены работы Василия Поленова, Ильи Репина, Валентина Серова и Константина Коровина.
Если для французских полотен чаще характерна бессюжетность и отсутствие социального содержания, то картины русских импрессионистов, напротив, ими «обременены».
Исак Бродский, На Даче
Кириак Констатиди, Прививка яблонь
«Художественная совесть Серебряного века»
потомок греческих переселенцев
Николай Тархов , Париж
выставлялся в Салоне Независимых, Осеннем салоне
«Дикий импрессионизм»
Константин Коровин, Настурции
Исаак Бродский, Вечна в Люксембургском парке
Константин Коровин, Цветы и вазы
Ольга Делла-Вос-Кардовская, На террасе, чаепитие
училась у Репина
на картине- художница, ее муж и дочь - типичный «легкий сюжет» импрессионистов
Борис Кустодиев, сирень
один из лучших учеников Репина
картина - этюд для полотна Сирень
Лукиан Попов, в саду
Николай Тархов, Карусель
Осип Браз, Портрет жены
Константин Коровин, Гурзуф
Михаил Шемякин, гиацинты ночью (этюд)
Станислав Жуковский, Подснежники
Константин Коровин , Ялта ночью
Учился у Саврасова и Перова
Становится членом Абрамцевского кружка, путешествует с Мамонтовым
Импрессионизм ассоциируется со светлыми, искрящимися красками, и в палитре русских мастеров они, конечно, есть. Но помимо таких полотен выдеояется значительный блок работ под общим названием «Черный импрессионизм» - произведения, написанные в темных тонах.
К такому уникальному типу импрессионизма можно отнести картины Ивана Грабовского, Семена Никифорова, Арнольда Лаховского, Константина Первухина и Станислава Жуковского. Наиболее ярко этот метод проявился в работах Константина Коровина, который писал серый полумрак мастерских, синеву сумерек за окнами ярких комнат, лиловые закатные всполохи на фоне вечернего сада и всегда изображал Париж ночным в свете желтых фонарей.
Константин Первухин , Вечер.Венеция
Константин Первухин, будущий соучредитель Союза русский художников, в течение двух лет посещал класс Павла Чистякова в Академии художеств, где учился строить форму и работать с натуры. Однако новаторские приемы европейской живописи привлекали молодого мастера куда больше академических штудий.
В пейзажах, написанных художником во время путешествия по Германии и Италии, заметны признаки импрессионистического метода: выбор сумеречного времени суток, высветленная палитра, пастозные мазки. За изысканное цветовое решение критики называли его венецианские этюды «перламутровыми».
Николай Харитонов, Чаепитие под деревом
Филипп Малявин, Женщина с ребёнком
Николай Дубовский, Свежий ветер
Тит Дворников, У моря
Алексей Исупов, Пикник
учился в иконописной мастерской
ученик Коровина, Серова, Архипова
типичный французский сюжет (Мане, Моне)
его работы были переданы его женой в Третьяковскую галлерею после его смерти
Если во Франции импрессионизм сложился как направление живописи с общими целями и теоретическими положениями, то в России этого не случилось. Несмотря на полувековую историю живописи впечатлений в России, художников, обращавшихся к импрессионистским приемам, не определяют исключительно как импрессионистов, поскольку эти техники были лишь одним из элементов их творческого метода и не применялись последовательно на протяжении всей их карьеры. Исключение составляет лишь Константин Коровин.
Вот еще одно отличие русского импрессионизма от французского - отсутствие группы мастеров-единомышленников, которые поддерживали бы, обсуждали и развивали это направление, отстаивая свой подход к живописи. Мастера, достигшие успеха в этом стиле, зачастую быстро уходили от него в сторону. Тем не менее наследие импрессионизма в России было настолько значительным, что не могло остаться незамеченным.
Дмитрий Щербиновский, Пароход
Иван Горюшкин-Сорокопудов, девушка под солнцем
В 1910-х годах русский импрессионизм стал платформой для радикальных экспериментов, которые привели к рождению авангарда. Художники начали деконструировать форму, цвет и пространство, превращая импрессионистические приемы в инструменты нового искусства.
Михаил Ларионов, начав с мягких световых рефлексов в «Волах на отдыхе», пришел к лучизму, где свет перестал быть имитацией и превратился в чистую энергию.
Михаил Ларионов, Волы на отдыхе
Изобретатель собственной абстрактной системы, «лучизма»
учился у Серова и Коровина
участвует по приглашению Денилева в Осеннем салоне во Франции
Сергей Виноградов , Фонтан в парке
Николай Тархов, Козы на пастбище
Важные события в жизни Николая Тархова часто случались в путешествиях. После неудачи на вступительном экзамене в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1894 году молодой мастер отправился в Крым, где познакомился со своим учителем Константином Коровиным, а в Париже спустя несколько лет Тархов во время зарисовок в Люксембургском саду встретил будущую жену Мари-Ивонн Дейтейль, с которой прожил в счастливом браке до конца своих дней.
Столица Франции с ее широкими проспектами, кипящей жизнью и новым искусством, рождающимся в мастерских богемного Монмартра, пленила художника. В этом городе его настиг успех - свободно написанные парижские пейзажи Тархова выставлялись в легендарном Салоне Независимых, в котором в разные годы можно было увидеть работы Альфреда Сислея и Поля Синьяка.
Современники замечали, что «Тархов даже в Париже, даже рядом со своими вдохновителями - французскими импрессионистами, блещет мастерством, кажется не менее жизненным, нежели лучшие из них». Манеру Тархова один из французских критиков назовет «диким импрессионизмом» - действительно, его стиль сегодня определяется чертами импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма.
Арнольд Лаховский, Невский проспект
Константин Горбатов, Улица провинциального города
Абрам Архипов ,
Молодая крестьянка
Крестьянка в желтой рубахе
Михаил Шемякин, московский извозчик
Если французские мастера воспевали энергию современной жизни, то русские художники фиксировали тишину и атмосферу уходящего времени. Это отражало не только климатические, но и культурные особенности: ностальгию по усадебной культуре, интерес к национальным мотивам, философское восприятие природы.
Александр Моравов, Астры
Не собрав единую школу, импрессионизм из революционного метода превратился в рыночный продукт, ценимый за декоративность, но лишенный новаторского заряда. В отличие от радикального авангарда, он не шокировал публику. Его «натюрная» красота - солнечные блики, цветущие сады, уютные интерьеры - идеально дополняли домашнюю обстановку.
Например, на выставках Союза русских художников демонстрировали работы, где импрессионистические приемы использовались для изображения «милых» сценок - чаепитий, катаний на лодках, что контрастировало с психологизмом первого поколения художников. Многие повторяли одни и те же приемы, превращая их в шаблон. Этюдность, которая изначально считалась символом свободы, больше ассоциировалась с незавершенностью.
При этом именно импрессионистские работы позволяли авангардным художникам впоследствии финансировать свои эксперименты. Импрессионизм дал им метод и освободил руки, вдохновив на поиск своего языка за пределами классических форм и смыслов.
Аудиогид