Мотивация к учебной деятельности дошкольников и младших школьников
Подготовка к школеСегодня хотела разобрать такую важную для всех родителей тему, как мотивация к учебной деятельности.
Что же такое мотивация. В переводе с латыни мотив означает приводить в движение.
Мотивация же это совокупности различных мотивов. То есть их может быть и есть у каждого ребенка много, и не всегда они положительные.
Классифицировать мотивы можно по-разному.
Но в итоге сводятся примерно к одному.
1. Внешние мотивы (учиться на хорошие отметки, за похвалу, награду);
2. Мотивация достижения и мотивация избегания неудач;
3. Познавательные мотивы (стремление получить знания, быть образованным, добиться успеха, престижа);
4. Социальные мотивы. Школа как место для коммуникации. То есть где есть друзья, можно пообщаться и поиграть.
В начальной школе нередко становятся доминирующими первые две мотивации.
Дети хотят быть отличниками, так как это хорошо и правильно, за это похвалят, может подарки какие-нибудь или другая награда будет. Или же избежать двойки, чтобы не ругали и не наказывали.
В идеале ребенок должен в первую очередь руководствоваться познавательной мотивацией. Но мало можно найти таких сознательных семилеток. К этому их должны подвести учителя и родители. Именно они должны постараться сформировать у ребенка правильную мотивацию. И только совместными усилиями можно её получить.
Основные этапы становления мотивации:
1-й. Положительное отношение к школе, повышенный интерес, но без ориентации на содержательные моменты учебы. То есть это желание ходить в школу и быть "школьником", обладание школьными принадлежностями, формой и тд. Такая позиция характерна для дошкольника.
2-й. Начинает проявляться ориентация на содержательные моменты школьной жизни. Но на этом этапе ребенок выделяет социальные, а не учебные аспекты.
3-й этап. Если учитель и родители все сделали правильно, то через некоторое время у ребенка формируется уже чёткая внутренняя позиция школьника. В которой сочетаются уже интересы как к социальным аспектам, так и учебным. В таком случае учеба ребенка в школе будет мотивироваться познавательными мотивами.
Что же для этого можно сделать?
Ну, во-первых желательно выбирать не школу, а учителя. И не самого сильного, у которого все дети олимпиады выигрывают, а того, кто сможет заинтересовать учёбой вашего ребенка, увлечь его, а не просто стремиться любой ценой к высоким результатам.
К сожалению, не всегда у родителей есть возможность выбрать учителя.
Поэтому давайте рассмотрим, что могут сделать сами родители.
На этапе подготовки:
- подготовить ребенка к тому уровню знаний и навыков, который требуется в выбранной школе;
- подготовить ребенка психологически. Писала об этом отдельно;
- рассказывать о школе в положительном ключе. Дети очень любят слушать про учебные годы родителей.
Когда ребенок уже пошел в школу:
- самое главное это не иметь излишней критичности и завышенных ожиданий и не транслировать их открыто ребенку.
Когда ребенок совсем маленький, мы радуемся первому слову, шагу, первому выученному четверостишью или танцу (пусть это и два притопа, три прихлопа), мы подбадриваем и хвалим его.
А у первоклассника тоже сейчас много чего происходит в первый раз, и ему тоже нужна ваше похвала, поддержка. Где-то можно и покритиковать немного. Но лишь изредка: если мама только критикует, то и желание ей что-то показывать пропадет. Я знаю, есть современные методики, которые полностью отрицают похвалу, как и критику. Но мне они не совсем понятны. Не зря же есть поговорка "Доброе слово и кошке приятно".
Если вы видите, что мотивация к учебной деятельности, да и вообще к посещению школы у ребенка падает, то надо разобраться в чем проблема. Это могут быть проблемы с учителям, конфликты с одноклассниками, возможно где-то появились пробелы в знаниях, где-то прослушал или недопонял, но постеснялся спросить, а может просто физическое или психологическое перенапряжение. Тогда возможно стоит отказаться от каких-то кружков, а больше после школы гулять, играть (только не в компьютерные игры) или заниматься творчеством. Возможно, стоит укладывать ребенка на дневной сон, если он не остается на продленке.
- режим дня также важен. Составьте с ребенком вместе подробное расписание его недели по дням. Обязательно нужен полноценный ночной сон.
Важно приучить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание. Но никогда не отказывайте в помощи, если она ему требуется. И при оказании этой помощи не проявляйте негатива. Многие родители с 1 класса полностью сваливают всю ответвенность за учебу на детей, руководствуясь тем, что они в свое время сами все делали, еще по дому помогали, и с младшими братьями-сёстрами сидели. Вы может и выполняли, а ваш ребенок может оказаться другим. И возможно ему такая нагрузка и ответственность изначально будет не по силам. Задача родителей поддержать и помочь.
Не ругать за оценки. Лучше постараться выяснить почему ребенок получил плохую отметку. Был невнимателен, нервничал и с перепугу забыл (у взрослых что ли так не бывает), или опять же где-то возник пробел и дальше непонимание темы накопилось как снежный ком.
Оценка в младших классах на мой взгляд, это не оценка ребенка. А оценка деятельности учителя и родителей. Это они где-то недообъясняли или недосмотрели.
Ну и в принципе включайтесь в школьные дела ребенка. Проявляйте интерес к его тревогам, новым интересам и знакомствам. Причем надо это делать эмоционально окрашено: "Да ты что? А он? Вот это да, а я и не знала! Здорово наверное было, я бы тоже так хотела!" А не монотонно-будничным тоном, или еще хуже с негативно раздраженной окраской.
Создание правильной мотивации в начальной школе - это уже как минимум 50% на пути к успешной учебе.