Тренеровка памяти у дошкольников и младших школьников
Подготовка к школеХочу сегодня поговорить о тренировки памяти.
Память- это один из самых важных психологических познавательных процессов. Наряду с вниманием на мой взгляд самый важный для успешного обучения в школе.
Ведь будущему школьнику предстоит запоминать теперь много учебной информации (с каждым годом всё больше), а кроме этого еще расписание уроков, не забыть сделать домашнее задание, собрать рюкзак, а сколько новых знакомств и фамилий с именами!
Основной характеристикой памяти дошкольников является преобладание непроизвольных форм запоминания. Легко запоминается то, что ярко, ново и интересно для ребенка, что вызывает эмоциональный отклик.
Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована. Но все равно наглядно-образная память еще лучше развита чем смысловая. Так же как и дошкольники они лучше запоминают предметы, события, цвета, лица.
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Нужно стремиться выработать у ребенка смысловое запоминание взамен бессмысленного. Также дети в младших классах еще не умеют систематизировать материал, разбивать его на разделы, выделять опорные пункты. Всему этому они научатся постепенно. Мы же можем помочь им с помощью объяснений и небольших игр-упражнений.
1. Игра «Чего не хватает?». Эту игру можно назвать «Сторож зоопарка» или «Охранник парковки». У нас были фигурки лесных животных поэтому мы играли в «Лесника».
Расставляем фигурки (машинки, любые предметы) на столе. Просим ребенка внимательно на них посмотреть, а потом закрыть глаза.
После этого забираем фигурки (одну или сколько угодно, хоть все) и говорим лесничий пришел, а звери разбежались. Кто сбежал?
Ребенок должен определить пропавшие фигурки.
2. Запоминаем картинки. Раскладываем картинки на столе, просим ребенка внимательно посмотреть, а потом отвернуться.
Два варианта.
- Меняем картинки местами и ребенок должен сделать как было;
- Убираем все картинки и ребенок должен все их вспомнить.
3. «Я положил в мешок…» При ребенке кладете в мешок разные предметы. Можно демонстрируя их, а можно называя.
Ребенок должен рассказать, что в мешке.
4. «Фигурки из палочек». Берем любые цветные палочки, например счетные, а можно и карандаши. Выкладываем какую-нибудь фигуру из них. Ребенок смотрит и запоминает. А потом бежит в другую комнату и делает такую же по форме фигуру, соблюдая такое же чередование цветов.
5. «Расскажи про свой день…» Просто вечером попросите ребенка рассказать про то, как прошел его день. Старайтесь, чтобы он обращал внимания на детали. Что ел на обед, что надевал из одежды, с кем играл в мяч, кого первого нашли при игре в прятки и т.д.
6. «Запомни фигуры». Очень хорошее нейропсихологическое упражнение, которое развивает не только зрительную память и внимание, но и помогает закрепить понятие о геометрических фигурах.
Ребенку предлагают рассмотреть на карточке геометрические фигуры, с другой геометрической фигурой внутри. И затем нарисовать их на бумаге.
Либо если в геометрической фигуре находятся картинки. То рассказать какие предметы находятся в какой фигуре и в каком количестве.
7. «История».
Педагог/мама придумывает слово. Ребенок добавляет к нему другое и так по кругу. Чем больше детей, тем, конечно, веселее.
Например:
Рыжий - Рыжий кот - Рыжий кот съел - Рыжий кот съел рыбу - Рыжий кот съел рыбу и пошел - Рыжий кот съел рыбу и пошел кататься - Рыжий кот съел рыбу и пошел кататься на трамвае.
8. «Сбежавшие слова».
Читаем небольшой текст ребенку. Потом повторяем тот же текст, но в некоторых местах пропускаем слова, и ребенок старается вспомнить, что там было.
Например: «Таня очень хотела собаку. Она очень обрадовалась, когда за ней на улице побежал маленький щенок. Таня взяла его домой и напоила молоком».
«Таня очень хотела ? . Она очень обрадовалась когда за ней на ? побежал ? щенок. Таня взяла его ? и напоила ? »
9. Заучивание стихотворений наизусть. На эту тему сейчас ведется много споров. Некоторые ученые считают, что заучивание наизусть никак хорошей памяти не способствует. Но эти споры ведутся на счет заучивания стихов с листа, то есть, когда человек сам читает и пытается выучить стихотворение. Что же касается заучивания стихотворения на слух, как чаще и бывает с дошкольниками и младшими школьниками, то это, в любом случае, хорошая тренировка памяти.
10. Пересказ текстов. Пусть сначала это будут совсем небольшие рассказы. Можно помочь ребенку наводящими вопросами или научить составлять его план пересказа, чтобы с его помощью было легче рассказать текст полностью.
11. Также отличное способствует тренировке памяти изучение иностранных языков. Что кстати очень полезно и во взрослом и особенно в пенсионном возрасте, так как доказано, что изучение языков препятствует развитию старческого слабоумия, а еще снижает вероятность развития болезни Альцгеймера.
12. Кроме того, не следует забывать, что для развития хорошей памяти ребенку обязательно необходимы витамины группы В, а также регулярная физическая активность, прогулки на свежем воздухе и полноценный отдых.
P.s. Если вам кажутся, что некоторые упражнения очень легки для вашего ребенка, это не значит, что они не тренируют память. Все эти методики используются и для тренировки памяти у взрослых людей.