По совету тети прочла книгу "Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений" автор - Теплюк С. Н. Особенно понравился подход к адаптации ребенка к детскому садику. Хочу поделиться и послушать мнения. Напишу под катом.
Затем я подумала о том, что нам, родителям, совершенно некогда изучать большие литературоведческие труды, посвященные творчеству того или иного писателя. У нас нет семестра. У нас иногда нет даже часа времени. Нам, родителям, нужно что-то, что создаст в голове какую-то общую картину и не позволит упустить ни одного из имен. Что-то не слишком длинное, но серьезное. Что-то научное и популяризированное одновременно.
И тогда я начала писать эту статью.
Она довольно обширна и жаждет продолжения. В других работах я представлю более глубокий - уже литературоведческий - анализ для тех, у кого время все-таки есть. В этой же статье я попытаюсь сделать следующее:
1) обозначить (только обозначить, с кратким комментарием и небольшим вкраплением моих любимых стихов) основные имена в детской поэзии;
2) сориентировать родителей, как собрать домашнюю библиотеку с учетом того, что стихов великое множество, все книги скупить невозможно или слишком дорого;
3) Распределить книги по категориям, хотя бы чисто символическим. Это очень и очень трудная задача, должна я сказать! Во-первых, поэта просто так под категорию не подгонишь, а во-вторых, у всех категорий должно быть общее основание, а оно прослеживается не всегда. Делить лирику на традиционные жанры (пейзажная, философская и т.д.), тут, сами понимаете, невозможно. Выстраивать по хронологии - не имеет смысла, так как "взрослая" поэзия обусловлена философскими воззрениями эпохи, культурной и исторической средой, то есть подготавливается чем-то извне. В детской же поэзии совсем нет времени. Даже если в ней присутствует примус там или какая лампада. Времени все равно нет - это нетронутый никем, рождающийся, чистый мир. И изучать его нужно совсем по-другому.
В общем, мучилась я, мучилась, и условно выделила следующие категории: классические стихи, взрослые поэты для детей, парадоксальная поэзия, языковая игра в стихах, психологическая поэзия,уютные стихи современных поэтов, юмористическая поэзия, мальчиковая поэзия. О зарубежной, юмористической и мальчиковой поэзии я расскажу немного позднее.
Для тех, кто в вечном поиске красивых картинок для Шичиды и др.
Билингвизм, что естественный, что искусственный, - сложная штука.
303 книги, которые стоит прочесть детям (по мнению участников сообщества Read with kids)
0-3 года1. «Радуга-дуга», стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова
2. «Рифмы матушки Гусыни» в переводе К. Чуковского, С. Маршака
3. Барто, Агния. «Игрушки», другие стихи для малышей
4. Гаршин, Всеволод. «Лягушка-путешественница».
5. Доктор Сьюз «Сказки»
6. Левин, Вадим. «Глупая лошадь»
7. Маршак, Самуил. «Мои первые сказки», «Сказки, песни, загадки»
8. Михалков, Сергей. Некоторые стихи.
9. Мориц, Юнна «Стихи»
10. Поттер, Беатрис. «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост»
Выкладываю по просьбе Альбина
В продолжение поста про наше чтение в 1,5-2 года воодушевилась написанием следующего обещанного обзора нашего чтения в последующие полгода.
Хочу заранее сказать спасибо всем сообщникам за подробные обзоры книг и написанные дневники читателей. Ведь практически вся наша библиотека в это период составлялась на их основе. Осторожно, очень много букв. Прошу прощения, но коротко писать не умею:) Сканы разворотов не прилагаю.
Кто осилит и кому интересно, добро пожаловать под кат.
Итак, наши впечатления от прочитанного.
В свободное время занимаюсь отцифровкой книг, которых нет в электроном варианте и фактически нереально найти в бумажном варианте.
Одна из таких книг - это Каролин Вебстер-Стрэттон "Невероятные годы.Руководство по выявлению и преодолению проблем для родителей детей от 2 до 8 лет". (На данный момент проходит финальню обработку для удобства чтения и печати.
Очень толковая книга клинческого психолога, создавшего целую систему на базе Клиники воспитания детей университета города Вашингтон. Система называется "Incrediblе Уears" (Невероятные годы) и существует уже около 30 лет, постояно обновляясь и дополнясь на основе многочисленных иследований. Даже в свое время бесплатно обучали родителей в РФ, пока спонсирование не прекратили - к этому обучению и выходила книга, как подарок родителям принявшим участие в программе.
В третьей части даннной книги, рассматриваются конкретные проблемы с которыми могут сталкиваться родители. А так, как я уже тут обещал, то публикую одну из описанных проблем про развитие навыков чтения.
ПРОБЛЕМА 15
Развитие навыков чтения
Кори 6 лет, и его мама беспокоится, что сын не умеет читать. «Он не умеет читать слова, а большинство его одноклассников уже читают предложениями. Он думает, что раз не умеет читать, то он глупый». Мама поясняет, что пытается читать с ним дома, но обычно это приводит к расстройству и слезам ребенка.
Чтению учатся по-разному
Так же как малыши учатся ходить и говорить по-разному, в зависимости от скорости своего развития, так же и дети постарше учатся читать каждый по собственному расписанию. Некоторые дети умеют читать отдельные слова или даже предложения в 4 года, а другие обучаются этому только к 7 годам. Существуют большие различия в способностях к обучению чтению и письму, и развитие ребенка играет в этом большую роль. Тем не менее родители могут многое сделать, чтобы поощрить готовность ребенка читать, и создать условия для процесса чтения.
Большинство родителей понимают, как важно умение читать для малыша, готовящегося к школе. Однако знаете ли вы, что то, как вы читаете ребенку, важно не меньше, чем то, как часто вы читаете ему? Многие из нас знакомы с традиционным способом чтения, когда взрослый читает, а ребенок пассивно слушает. При таком способе появляется проблема малыши не могут удерживать внимание и понимать текст, если они не участвуют в процессе чтения активно.
В этой главе вы узнаете о том, как пробудить в ребенке жажду знаний и любовь к чтению, используя метод «интерактивного чтения», при котором вашего ребенка побуждают быть активным, участвовать и рассказывать историю. Доказано, что применение этого метода, особенно в ранние годы, до овладения чтением (3-7 лет), закладывает фундамент для обычного чтения. Интерактивное чтение доставляет удовольствие и важно для успешного развития дошкольников, оно способствует развитию социальных, эмоциональных и учебных навыков. Чтение совместно с ребенком помогает выработать умение пользоваться языком в течение всей жизни и преподает навыки решения проблем.
Что делать
Вот четыре главных строительных блока «чтения с вниманием», которые помогут вашему ребенку научиться читать.
Строительный блок C: комментирование, связывание и описание картинок в книге
Когда вы смотрите книжки с картинками вместе с ребенком, называйте предметы и описывайте действие на картинке. Комментируйте то, что видите, указывая на каждую иллюстрацию и описывая ее, или на слово, которое вы читаете. Например: «Вот красная крыша и над крыльцом сидит маленькая птичка. А вот большая гнедая лошадь бегает по полю, а на лошади сидит маленький довольный мальчика. Вы можете называть картинки и описывать действие, а также цвет и размеры предметов. Это очень важный шаг, который позволяет детям установить связь между написанным словом и изображением. Используя при описании картинок такие предлоги, как под, наверху, сбоку, рядом и внутри, вы также помогаете детям понять значение этих предлогов. Это очень полезный навык при подготовке к школе.
Попробуйте комментировать или описывать чувства действующих лиц истории. Например, можно сказать: «Он в полном отчаянии, потому что ему трудно научиться ездить на велосипеде» или «Он доволен, когда гладит кошку». Называя эмоции, вы помогаете ребенку освоить словарь выражения чувств, а также подумать о чувствах или взглядах персонажей истории. Это начало усвоения вашим ребенком навыков эмпатии и понимания разных точек зрения. Такой метод очень полезен для малышей, у которых слабо развита речь, это помогает им в дополнение к навыкам чтения увеличить словарный запас. Для тренировки начните с книжки с картинками, в которой почти нет слов.
Еще один способ комментирования - сделать замечание, которое свяжет эту историю с другой, уже известной ребенку. Например, можно указать на какой-то персонаж, похожий на героя уже прочитанной истории. «Этот мальчик волнуется, научится ли он ездить на велосипеде. Как в той истории, которую мы читали, где мальчик боялся ехать в лагерь. Ты помнишь, как тот мальчик решил свою проблему?»
Строительный блок A: задавайте открытые вопросы и предсказывайте, что будет дальше
Спросите у вашего ребенка, что, по его мнению, происходит на этой странице. Это побуждает детей сочинять истории и развивает плавность речи. Перед тем как перевернуть страницу, посмотрите, не сможет ли ребенок угадать, что будет на следующей картинке или что случится дальше. Это поможет ребенку развить фантазию, сочинить собственную историю и активно участвовать в рассказе. Вы можете забавляться, по очереди предсказывая, что будет нарисовано, или что случится на следующей странице. Можно угадывать, что и почему переживает персонаж. Такой метод чтения превратит историю в волшебную игру, которая доставит удовольствие и вам, и ребенку.
Строительный блок R: откликайтесь на реакции ребенка похвалой и поощрением
Похвала усиливает в ребенке чувство уверенности в себе и подталкивает его к чтению. Хвалите любую попытку читать или называть картинки. Хвалите интерес ребенка к книжке, а также его терпение в попытках читать. Хвалите с энтузиазмом и положительной эмоцией в голосе, проявляйте интерес к его идеям. Это усилит уже существующую мотивацию ребенка и поддержит его внимание.
Поощряйте ребенка рассказывать вам, что он чувствует и думает об истории, или задавать вопросы. Не забывайте: едва ли не самым большим поощрением будет ваш интерес к чтению ребенка. Слушая, помните, что очень важна ваша реакция. Слушайте, не перебивая, и проявляйте энтузиазм. Давайте ребенку время справиться с трудными словами.
Строительный блок E: дополняйте то, что говорит ребенок
Вы можете дополнить то, что говорит ребенок просто повторяя его слова и расширяя описания. Например, можно сказать: «Да, ты права, это трактор, большой и красный». Вы похвалили знание ребенком слова или предмета (трактор) и дали описание (большой, красный).
Другим способом дополнения является следование за ребенком в мир его фантазии. Например, ребенок читает книжку о динозаврах, которые играют вместе. Вы присоединяетесь к фантазии ребенка, говоря о том, что динозаврам нравится играть в футбол или есть мороженое.
Понимание детей углубляется, когда вы соотносите детские замечания с каким-нибудь значительным событием в их жизни. Например, можно сказать: «Да, это красный трактор, и он напоминает мне трактор на ферме дяди Ральфа. Тебе ведь нравится ездить на этом тракторе?» Такая методика чтения еще больше усилит интерес ребенка к книге.
Четвертый способ дополнения относится к детям постарше, с более развитым языком: такого ребенка можно спросить, согласен ли он с автором или нет, и почему.
Другие предложения
Выбирайте книжки на темы, интересующие вашего ребенка. Другой способ привлечь интерес ребенка к книгам заключается в том, чтобы он сам выбрал книгу, которую хочет прочитать, или подобрать в библиотеке книги по интересующим его темам. Например, если ребенку нравятся книжки про динозавров, космос или бейсбол, вы можете отыскать соответствующие книжки. Спросите ребенка, какие книжки он хочет прочитать. Старайтесь выбирать не очень трудные книги. Не беспокойтесь, если выбранные книжки легче, чем те, которые дают в школе.
Определите время для ежедневного чтения. Постарайтесь найти время для совместного чтения каждый день - перед уходом ко сну или после обеда. Пусть это будет спокойное время отдыха: выключите телевизор и отключите телефон. Выберите удобное место. Заведите книжную полку или корзинку для детских книг. Когда это войдет в привычку, вы обнаружите, что она сохранится у детей на всю жизнь.
Побуждайте детей разыгрывать истории. Попросив ребенка подумать «что будет» или предсказать, что случится дальше, вы сможете также предложить ему разыграть с куклами то, что, по его мнению, произойдет дальше. Каждый из вас может взять на себя одну из ролей и разыграть всю историю. Это сделает истории занятными и живыми для ребенка, а также поможет ему развить речь и фантазию.
Закончив чтение какой-то истории, вы можете разыграть ее по ролям со своим ребенком. Это даст вам возможность проверить, что он понял, и повторить слова, в ней встречающиеся.
Сделайте чтение увлекательным. Возможно, самым главным аспектом «чтения с вниманием» является его увлекательность для детей. Вы можете это сделать, используя игривый и заинтересованный тон, следуя за ребенком в чтении и его интересах, подолгу рассматривая картинки до чтения страницы, читая по очереди и привязывая истории и картинки к реальным жизненным впечатлениям.
Будьте терпеливы. Не забывайте, что умение читать не приходит мгновенно. Так же как умение ходить начинается с ползания, постепенного подъема и, наконец, первого шага, чтение также является постепенным процессом. В нем много стадий, которые со временем приводят к самостоятельному чтению и к его беглости. Дайте ребенку время.
Демонстрируйте интерес к чтению. Помните о том, что вы должны быть образцом. Если ребенок видит, что вы читаете газеты или получаете удовольствие от книг и журналов, он захочет подражать вашему поведению.
Читайте все. Читайте все, что сможете. Надписи на упаковках продуктов, вывески на улицах, рецепты, газетные статьи, карты, поздравительные открытки и электронную почту. Подарите ребенку подписку на детский журнал и попросите друзей дарить ему в подарок книги. Продолжайте читать вашему ребенку даже после того, когда он научился читать сам. Это поможет сохранить магию совместного чтения.
Поговорите с учителем вашего ребенка. Используйте помощь учителя, чтобы узнать, на каком уровне читает ваш ребенок, и какие книги и каких авторов учитель может рекомендовать. Узнайте, какими методами учитель пользуется в обучении детей чтению.
Кто-то радуется, когда в дом неожиданно нагрянет веселая компания друзей. Кто-то предпочитает уединение. Но от спонтанных визитов никто не застрахован. При этом одних гостей накормить просто, а другим подавай настоящий деликатес. А может быть, гостей ждали давно, а вот чем удивить - не знали. Хотите совет? Точнее, много? Сейчас вы узнаете, как обычный картофель может украсить и дружеские посиделки, и почти королевский стол.