DIY сказка за 5 секунд
- Расскажи мне сказку, как утенок рисовал фломастерами!
- Эээ… Может, про гадкого утенка?
- Нет! Про утенка и фломастеры!
И тут мама подвисает, как старенький компьютер. Знакомо? Мне - да. Со временем все мамы осваивают искусство импровизации, если же вы сейчас на стадии «я вообще-то на бухучете училась» - этот пост Вам поможет. Я надеюсь.
1. Вдохновляемся.
Русские\украинские народные сказки здесь практически не вариант. Все они какие-то слишком взрослые. А еще как вам факт, что 90% сказок начинаются с «жили были Х и У и были они очень бедные»? Зачем нам такой посыл прямо со старта? «Базовый» Колобок - убежал (айяйяй) из дома, где его хотели съесть (айяйяй?). Его съела Лисичка - вывод: малыш, не теряй бдительность? Нам такое не подходит пока что. А еще то обманывают, то едят друг дружку. Моя дочка очень любит лисичек и волчиков, она в полном недоумении, почему их кто-то прогоняет, вспарывает животы и пр. Правда, она и не понимает, почему Дюймовочка отказалась от весьма выгодного предложения лягушки (очень любит лягушек), но это уже личное.
Правильная сказка для самых маленьких это
Жил-был цыпленок, мама его очень любила воооот тааааак (обнимаем малыша) и кормила червяками. Однажды мама куда-то девалась, цыпленок упал в лужу. Мама прибежала и пожалела.
Примитивно? А если я скажу, что это написал Чуковский? Десятка подобных будет достаточно, чтобы понять общий принцип их построения. Почитайте еще английские\американские книги для самых маленьких, там простых и милых сюжетов для вдохновения тьма: 1, 2, 3, 4.
2. Воруем. Как художники, конечно. Повдохновлялись - смело заимствуем. Если голос разума подсказывает, что не стоит втридорога заказывать с Амазона ту культовую картонку на три разворота - найдите сканы или даже видео в интернете и расскажите историю своими словами. Ребенок оценит. Если ваш мальчик любит только тачек и требует сказки только про них, просто заменяйте главных персонажей чужих красивых сказок. Вот наш плагиат.
3. Если ребенок делает конкретный заказ вроде утенка и фломастеров, моя формула выглядит так: Вау интонация+Яркое событие.
Забываем школьные пытки сочинениями: интрига, развитие событий, кульминация, завершение и мораль - и все это за 45 минут. Нарушена структура? Забыл выводы написать? Садись, тройка.
Для малыша сказка - это не структура и даже не логическая последовательность с обязательной моралью в конце. Это яркое событие. Какое? Для 1-3летки любое событие - яркое. Даже доставание козявок из носа.
Например, есть такая сказка - жила-была белая собачка с черным пятнышком на ушке. Она бежала-бежала и уткнулась носом в девочку, которая кушала розовое мороженое. Мороженое кап! И у собачки теперь 2 пятна - черное и розовое. Так продолжаем, пока собачка будет вся в разноцветных пятнах. Кульминация: прибегает собачка домой, а девочка ей говорит: «Ну ты и грязнуля! Давай тебя искупаем». Для нас глупость, а для ребенка волшебство. А Три котенка Сутеевских? Та же сказка, но на уровень выше.
Вау интонация. Спасет любую банальщину - ведь дети воспринимают сначала мелодию, эмоциональный окрас, а потом уже смысл слов.
Все барашки спят, а один, по имени Рассел, не смог. Всю ночь он пытался и таком и сяком. Утром все проснулись, а он (драматическая пауза) - уснул!
Ничего особенного в этом сюжете, а интонация сыграла свой завершающий аккорд. «Вау» эффект достигнут.
Вернемся к ярким событиям. О чем еще рассказывать?
- Описываем интересное явление природы.
Летела по небу тучка. Сначала она превратилась в слоника, потом в мишку потом в…и так пока суп не будет съеден. А потом - пошел дождик!
Неожиданно, правда?
Или вот: вылупилась гусеница, кушала-кушала-кушала, замоталась в кокон и превратилась в бабочку.
Вы этого не знали? А один умный и талантливый дядя сделал на этой истории имя.
Особенно я восхищена историей создания сказки 10 резиновых утят. Это все реальные события, Эрик Карл только хеппи энд добавил!
Однажды дочка впервые услышала звон церковных колоколов и просто замерла от восхищения. Когда звон прекратился, тут же от меня потребовалась сказка про ослика и колокол. А что я? Я рассказала, как ослик надел каску, взял лопату и выкопал большую яму. Он нашел под землей железо, потом расплавил его, залил в форму, (как у тебя пасочка для песка) и т.д. весь процесс изготовления колокола.
Еще дочка обожает сказку, как она росла у мамы в животике.
- Описываем рутину, быт.
И чем больше подробностей, тем лучше. Одно время я рассказывала дочке рецепты борщей, пирогов, компотов - она слушала как завороженная. А чтобы было похоже на сказку, пирог пек какой-нибудь мишка. А в конце пришли друзья в гости и говорят (не забываем: драматическая пауза, интонация): «С днем рождения!!!». Процесс наклеивания обоев - магия! Работа системы канализации - настоящий детектив!
- Описываем яркое событие из жизни малыша.
Можно рассказать, как малыш ходил в магазин, на площадку, к доктору - начиная от подробного процесса надевания маечки до возвращения домой. Последние 2 недели любимая сказка моей дочки такая:
«Жабка помылась в ванночке с пузырьками, надела халатик, и не хотела, чтобы мама её сушила феном. Она спряталась за штору, мама пришла и говорит: «А чьи это лапы из-под шторы торчат?» А жабка как выскочит и говорит: «Квак!».
Сказку можно превратить и в терапевтическую. Например, если дочка накануне из-за чего-то плакала, я рассказываю все как есть, и меняю одну деталь:
«Кошечка сначала хотела заплакать, а потом вспомнила, что она смелая и решила поиграть в саду с другими зверятами, пока не придет мама».
- Добавляем экшен.
Есть два беспроигрышных сюжета, которые всегда работают: находить и спасать. Мама потерялась, бесстрашный малыш её ищет и находит. На месте мамы может быть любая вещь или животное, на месте малыша тоже любой персонаж. Спасаем - у персонажа Х случается неприятность - упал, поломал, забыл, поранился, и вдруг на горизонте появляется У и спасает! И тут грех не сделать product placement правил безопасности, оказания первой помощи и т.п.
- Гипер, супер и пупер.
Сюжет сразу станет более ярким, если кто-то будет очень большим или очень маленьким. Однажды нам в шоколадном яйце попался совсем плохенький принц из Фроузен. Ребенок смотрел на него потухшими глазами. Что делать? Доця, а представь, если бы это был настоящий дядя такой крошечный. Как бы он ходил в магазин за батоном? И как бы долго он добирался? И как бы он этот батон нёс и как долго его ел бы? Сюрприз был спасен, а мы развлекались предположениями об этом крошечном дяде всю прогулку.
Или вот: жила-была мышка. Она была крошечная, как бусинка. Однажды мама ее потеряла. Мышка была у мамы под носом, а мама ее не видела. Что же делать мышке? Один из вариантов - пробраться к ушку доброй девочки, попросить увеличительное стекло.
Еще гипер-сказка: жил-был ребенок. Он был такой неуклюжий, что в садике поломал кроватку, дверь и даже швабру, а еще постоянно наступал на деток. Он был такой большой, что едва помещался за столиком, а воспитатель не могла достать до его ротика и кормить его из ложечки. И тогда она говорит: «малыш, ты такой большой, кушай сам!» Он расплакался, потому что не умел. У него были слишком толстые ручки. А потом одна умная девочка говорит: «попробуй кушать носом». И у него получилось. А знаешь почему? Потому что он был слоненком! С тех пор у слоненка всегда хорошее настроение, ведь он не голодный и многое умеет сам! Он катает деток на своей спине. А однажды в садике отключили воду, и он полил деткам ручки после прогулки водой из хобота.
С "супер" тоже все просто - дядя-паук, дядя-палка (он же Человеткин). Необычные способности предметов тоже в почете, например, у нас дома водится волшебная бусинка. Если в нее подуть, плохое настроение улетучится.
Итак, переходим к практике. Утенок и фломастеры. Варианты сюжетов.
1. Пересказываем сюжет Сутеевского Петуха с красками
2. Утенок потерял фломастеры и ищет их. Искал-искал и…(вау!) Нашел!
3. Утенок запачкался фломастерами и стирает свою одежду.
4. Фломастеры засохли и утенок решает изготовить свои - из травы он делает зеленую краску, из помидоров красную и т.д.
5. Фломастеры оказались волшебные и все нарисованное оживало. Тут вообще клондайк:
- Он нарисовал себе друзей, но дождик их смыл. Тогда он нашел себе настоящих друзей.
- За птичкой гнался крокодил, а утенок нарисовал клетку.
- У мышки сгорел дом, а утенок нарисовал новый.
6. Утенок хотел порисовать утром, а надо было идти в садик. Он расплакался, но все же пошел в сад, а там - сюрприз! Воспитатель научила рисовать палочкой на песке.
7. Утенок решил нарисовать себя. Сначала рисуем кружочек и 2 точки внутри - это голова и глазки, потом овал - это тело, треугольник - лапки. И т.д.
Кто осилил это до конца, отзовитесь, полезно было?
Для тех, кто хочет углубиться в тему словотворчества, рекомендую прочесть Птица за птицей.