Не думай о секундах свысока... Книжные разговоры 18.05.2020.
Книжные чаепития (сюда не пишем)С часами у меня в раннем детстве были очень непростые отношения. Долго-долго они вели себя со мной как партизаны на допросе. Я таращилась на циферблаты со стрелками, но они упорно ничего не выдавали. А римские цифры еще и откровенно издевались, удивляя взор своими палочками, галочками и буквой Х. Много раз мне объяснял папа - про циферблат и про стрелки, да я и сама это в книжках читала и с часами "ровно столько-то" разобралась быстро. Но вот эти уму непостижимые "без пятнадцати семь" и "двадцать пять минут четвертого" меня всегда загоняли в тупик. Единственное, в чем усматривалась хоть какая-то логика, было выражение "без десяти сколько-то". Но и только.

И с этой полной временнОй бестолковостью я пошла в первый класс, где однажды зимой моя учительница Дина Васильевна всё классу объяснила. Не знаю, как класс, но я поняла ее с первого слова. Все поняла! И долго удивлялась почему же я раньше не понимала? Ведь так все просто! Это я была такая бестолковая и в школе резко поумнела, или папа слишком заумно объяснял?
Гораздо позже я как Умная Маша решила, что всему свое время и можно не лезть к ребенку с циферблатом и стрелками - в школе научат. Дочку водила на английский и вдруг обнаружилось, что там на занятиях они разобрались с часами, и в 5 лет она уже все понимала в этой китайской грамоте... Это было неожиданно и просто замечательно,
потому что сохранило нам с ней массу нервных клеток. Но помня свой детский опыт, я и к детям не привязывалась с этими стрелками, хотя часы на фото долго выбирала и купила специально для них. И иногда что-то вещала в пространство для очистки совести, совершенно не надеясь на успех. У нас еще плакат был вот такой.

На нем можно было рисовать стрелки фломастером, изображая заданное время и стирать губкой. Мы подобным образом не извращались, в основном отрабатывая прямой и обратный счет до 12 с обязательным воплем "Пуск!" в конце счета с "нажатием" воображаемой кнопки в центре плаката. Особо продвинутые и неленивые считали до шестидесяти, порой даже я уставала слушать этот монотонный бубнеж...
Иногда я пела песню из мультфильма моего детства - Часы с кукушкой:
И дни и ночи напролет
Часы идут всегда вперед.
У них веселый четкий шаг:
Тик-так, тик-так, тик-так!
Я эту песенку очень любила. И даже мультик ради нее признавала, хотя кукольные мультфильмы не жаловала:
И конечно мы читали книжки. Этот мультфильм я детям найти не смогла и очень сокрушалась по этому поводу, но зато повезло с книжкой - сказка Прокофьевой так вовремя была переиздана издательством "Облака" в отменном качестве!

Так она нам понравилась! Просто идеальное чтение. И по длине в самый раз, и сюжет интересный, и иллюстраций достаточно - ведь каждый разворот с полностраничной картинкой. И рисунки Шеваревой очень детские и приятные.Всем детям понравились.

И мораль в сказке нужная и важная. Такие разные звери живут в одном большом городе, и в целом неплохо в нем уживаются, и каждый находит себе дело по душе, принося этим делом пользу всему городу. Но беда "коль сапоги начнет тачать пирожник"...
И еще эта сказка как-то оправдывала весь кукушечий род, мы ведь и "Кукушонка" Бианки слушали с детьми. А здесь кукушка скучала по своим кукушатам, потому и полетела в лес с ними повидаться. Она их из-за работы оставила. А идиллическая картинка на последнем развороте с двенадцатью кукушатами за столом просто апофеоз мира и дружбы в зверином царстве! Кукушат многократно пересчитывали. Слава богу, результат при этом всегда оставался неизменным ))

И "Часы с квакушкой" Леонида Чернакова тоже читали.

Самое забавное, что в этом стихотворении тоже присутствуют двенадцать кукушат! Конечно, именно поэтому оно было очень уместным после чтения сказки Прокофьевой, даже несмотря на заключительные хулиганские "Ква-Ква!" с жабой вместо кукушки ))

Я долго охотилась за первым изданием этого сборника в серии Октопуса "Радуга-дуга", но так и не смогла отловить. Хорошо, что его переиздали, хотя при виде названия сборника на обложке у меня просто шерсть встает дыбом (( Ну неужели нельзя было сделать переносы по-человечески? Чтоб нормально читалось и по глазам не било?

А вот внутри под обложкой мне все нравится - и стихи, и иллюстрации Екатерины Костиной. Стихи забавные, много коротеньких, пригодных для заучивания или просто цитирования.
Еще одна книжка про кукушку из часов - старых стенных ходиков в заброшенном доме - Сэнди и деревянная кукушка. История чудесного спасения.

Это тоже просто сказочная история совсем не для распознавания и определения времени. Читается она сначала как рассказ о дружбе кукушки и паучка, перерастая и трансформируясь по ходу действия в практически детективный рассказ о взаимовыручке и самоотверженности в опаснейшей ситуации.


Все заканчивается хорошо, не зря эта история вышла в серии "хэппи энд" издательства Энас-книга. Оформление у книги идеально для начинающих читателей - полностраничные цветные иллюстрации и немного текста под ними на белом фоне, набранного комфортным для чтения шрифтом.

В медвежачий час к теме подходит не очень, но зато у книжки название очень "тематическое".

Часов со стрелками в ней нет, но есть очень забавные названия времени, отведенного для самых разных детсадовских дел. В медвежачий час все спят, во время еды слонячут, а потом свинячут, хотя мне-то доподлинно известно, что слонячить и свинячить у многих отлично получается одновременно.
И вообще книжечка очень хорошая. Для первого чтения в ней много коротеньких рассказиков. Да, я помню многие рассказы Цыферова считают психоделическими, кое-что и мне таким кажется, но я его все равно люблю, ценю и уважаю, и при всяком удобном случае читала детям.

А рассказы такой величины в книгах просто на вес золота, когда дети сами читать начинают. Заодно и чувство юмора формируют вместе со вкусом к слову.

Зато настоящие Часы с циферблатом, стрелками, цифрами и режимом дня лесного звериного детского сада, а может быть интерната или летнего лагеря имеются в книжке-вырубке "Речи" со стихотворением Вольта Суслова. Правда вырубка мне здесь кажется лишней, делающей книжку более уязвимой в детских руках. Обычный прямоугольный формат без излишеств меня бы устроил больше.

Длинное стихотворение, растянутое на тонкую книжку на скрепке. Самый наш любимый формат истории в стихах. И если вы прочитаете вслух первый разворот,

то дальше читатель уже может справиться сам. Одна или две и строчки на странице под прекрасными яркими иллюстрациями Андрея Брея читающему после букваря ребенку уже вполне по зубам.


Наверняка эта книжка уже есть у всех. А если нет, то скорее бегите покупать ее все, у кого детям 2 года и больше.
Тираж книги Усачева "Маленькие сказки" давным-давно распродан, почему он не допечатывается я не знаю, ведь книжка так хороша!

В ней четыре сказочки о зверятах с милыми и нежными полностраничными иллюстрациями Е.Селивановой на каждом развороте. Мы читали ее и со старшими и с младшими детьми, и всеми она принималась очень благосклонно, всем она нравилась - все четыре сказки. И сказка про любопытного жирафика, и пара сказок про зайчат, но сегодня речь не о них, к нашей теме идеально подходит четвертая - Мышонок, который жил по часам.

На страницах этой сказки часы самой разной фомы мы видим практически на каждом развороте. Они показывают разное время, а мышонок Миха учится разбираться в их "показаниях". А папа с мамой учат мышонка тому, что очень многое делается строго в определенное время.



Мышонок потерялся в городе, уйдя из дома без спросу, но ему помогают вернуться. И здесь не только обучающие мотивы, но и мораль. Если вам нужен мотив для того, чтобы вызубрить с ребенком домашний адрес, то и к этой теме тоже сказка подходит просто идеально.


Так же как идеально подходит к этой сказке упоминавшаяся уже в начале поста песенка:
И отставать, мои друзья,
Нам от часов никак нельзя,
Иначе будет все не так:
Тик-так, тик-так, тик-так!
Этот куплет словно специально написан для музыкального сопровождения к новой книжке с циферблатом на обложке Не опаздывай, Медведь!

С этой книгой все было понятно с первого взгляда даже по паре ознакомительных разворотов в обзоре новинок - она, как нельзя лучше, подходит для начального чтения. Белые страницы, немного текста, расположенного компактными блоками с короткими строчками, забавные картинки. Значит, и история будет с юмором и прочтется легко и с интересом.

Действительность не совпала с ожиданиями. Хорошо, что не от слова "совсем" ))
Книга вдруг оказалась большого формата. Это вроде и хорошо - больше пространства, чтоб глаз отдыхал и не утомлялся от чтения пускай даже коротенького текста. Но как-то неожиданно... есть повод себя обругать - пора уже научиться обращать внимание на габариты, даже если рядом нет листа с надписью "Я листок А4" ))

С первых строк история меня не захватила - строчки, строчки, не очень-то и звучат. Не могла нащупать интонацию, чтоб зазвучали.
Живет в семье медведь, здоровенный такой, ходит в школу... Как многолетнего фаната мышонка Стюарта Литтла, о котором миллион раз были просмотрены фильмы, мультики и прочитана книга (детям выборочно главы о доме и семье), такой антропоморфный зверь меня не удивляет.

Читаю-читаю, но как-то бледненько, никакой "высокой поэзии"...

А потом - щелк! Как будто тумблер переключился в голове! Ритм вдруг подсказал знакомый речитатив. Когда-то я была поражена тем, что стихи ОБЭРИУтов отлично звучат в рэперском исполнении. И блеклые строчки книги вдруг зазвучали, обрели интонацию, стали пародией. И стало понятно, как это может прозвучать для детей на близком им языке.


Да, теперь понятно, что книга может стать тренажером - сам стиль проговаривания рэпа подгоняет, побуждает читать быстрей, в определенном темпе. А потом еще и проанализировать текст для поиска и выборки из него слов, подходящих для
многократных повторений. Рэп оправдывает и употребление школьных сленговых словечек - лопух, не слабо.
Да, ситуация тем временем развивается - вечно опаздывающий медведь не успел вовремя поесть и и утолил голод очень простым способом - разбил витрину и наелся пирожных. Медведь, что уж тут скажешь...

И всем стало ясно, что надо что-то делать! 
Объяснить, наконец, зверю что такое время и с чем его едят. Папа решил, что с пиццей )

И медведь все так прекрасно понял, что перестал опаздывать,

стал все успевать,


и даже переусердствовал

Так что после книги обеспечены разговоры и разъяснения, вопросы и осознание
Май-шоп / Бук24 / Лабиринт / МИФ
Часам послушно все вокруг,
Часы наш самый лучший друг.
А для лентяя - время враг!
Тик-так, тик-так, тик-так!
Как уместна здесь все та же песенка вместе с еще одной сказкой, которая должна сыграть роль тяжелой артиллерии при объяснении важности отношения к времени!

О том, что Сказка о потерянном времени существует в книжном варианте, я узнала, уже став взрослой, а в детстве раз пять смотрела экранизацию этой сказки в кинотеатре, и каждый раз от волнения замирало сердце - ну а вдруг несчастные бестолковые дети так и останутся старичками?
Но дети каждый раз справлялись с хитрыми волшебниками, и можно было дальше верить в чудеса. Сказка для школьников, но заходит и старшим дошкольникам. А главное - на радость педагогам четко отвечает на вопрос "Чему нас учит эта книга?"



Лично меня именно эта книга с иллюстрациями Ирины Казаковой учит бережному и внимательному отношению к иллюстрируемому тексту, к знанию подробностей реалий изображаемого времени. Ну никак не мог второклассник и бездельник Вася Зайцев быть пионером! И даже третьеклассник Петя Зубов не мог! Потому что дело происходило зимой, а в пионеры третьеклассников принимали 22 апреля - в день рождения В.И.Ленина.
Понимаю, что занудствую, но историческая правда, даже на бытовом уровне, должна торжествовать )


У меня эта сказка аж в двух разных вариантах.

А песенка звучит и звучит, подводя нас к необходимости тайм-менеджмента...
Часы нас будят по утрам -
И спать кладут по вечерам.
Какой придумал вас чудак?
Тик-так, тик-так, тик-так!
И может быть, вы не такие лентяи как я. Увидев когда-то давно по телевизору в утренней программе молоденького, обаятельного и страшно умного Глеба Архангельского, я сначала восхитилась, потом ужаснулась, а от попыток вести хронометраж отказалась сразу. Но мимо его книги потом все же не прошла.

В ней есть любопытные страницы, которыми можно попробовать увлечь подростка при подготовке к урокам.





В книге много любопытных цитат исторических примеров, аналогий и сравнений.

Книга в электронном варианте есть на сайте МИФа.

И в конце хочу вернуться к тому о чем я говорила в начале - а как складывались ваши отношения с временем и умением его распознавать на часах? В каком возрасте вот эти все "без двадцати девять" и "десять минут седьмого" стали определяться без долгих размышлений, при скользящем взгляде на часы? Как сейчас с этим обстоит у детей?
Есть ли трудности? Как справляетесь, если есть?
Дочь в 4 года ждала, когда короткая стрелочка покажет "5" -значит, скоро папа приедет. Потом и "полчаса" освоила. Сейчас хорошо ориентируется, формулировки "без пятнадцати", " второй час" трудностей не вызывают. На стенах у нас плакаты с циферблатами "Гимнастика для глаз" (один из них на фото) , " обучающие часы" от Harder , в комнате у дочери собственноручно раскрашенные часы. По пособию Петерсон и Кочемасовой только начали заниматься.