...
МЕДВЕЖИЙ СЛЕД
С Михаилом Медведевым я познакомилась в РОВД Безенчукского района.
- Вот, Ольга Юрьевна, - сказал мне оперативный работник уголовного розыска, -это наша местная достопримечательность. Хотите пообщаться?
- Хочу, - ответила я, - а чем он так прославился?
- А он вам сейчас сам обо всем расскажет, - заверил меня опер.
Я посмотрела на своего будущего собеседника: на вид лет 30, невысокий, больше худой, чем плотный, совершенно не запоминающаяся внешность. Я перевела взгляд на его руки: все в наколках, наручники почему - то не сняты... Теребит какие -то белые листы. Интересуюсь: «Что это у тебя?».
- Приговоры, - мне показалось, или действительно он ответил с какой - то гордостью?
- Приговоры за что?
- Ну, за кражи, там, разбои, убийство... - в голосе все та же гордость, теперь точно.
Детство Миши.
В детстве Миша ничем не отличался от своих сверстников. Любил гонять мяч во дворе и дергать девчонок за косички. Когда ему было шесть лет, мать выгнала отца из дома - надоели его постоянные пьянки, и привела другого мужчину - на 10 лет старше ее. Поначалу дядя Витя даже понравился маленькому Мише: рассказывал интересные истории, показывал непонятные ребенку рисунки на теле и дарил конфеты. Однако, очень быстро миф о «добром дяде» новый папа сам же и развенчал, когда однажды пришел домой пьяный, избил маму и Мишу.
Мальчик тогда забился под стол и долго плакал, а из соседней комнаты доносился крик его мамы. Потом дядя Витя куда - то пропал - не было его два года, а когда снова появился в доме -появились и новые рисунки, о которых он с той же гордостью вновь рассказывал пасынку.
Уже потом, став взрослее, Миша стал понимать, где время от времени пропадал его новый отец - в тюрьме. Только за те 15 лет, что он прожил в их семье, дядя Витя сидел на зоне 10 раз…..
- Скажи Миша, а у тебя в детстве мечта какая - то была? - для меня, как для журналиста и психолога, ответ на этот вопрос очень важен. В нем можно найти причины побудившие человека совершать те или иные поступки, в том числе, и противоправные.
Мой собеседник долго смотрел на меня, как будто пытаясь
понять - серьезно я спрашиваю его или нет.
- Ну может быть ты мечтал стать Робин Гудом или известным футболистом, - помогаю ему.
- Да нет, ни о чем таком я не мечтал. Я вообще не думал, чего хочу. Не задумывался как - то об этом.
- Ну чего - то в жизни ты ведь хотел?
- Да нет, просто жил и все.
- А как получилось так, что ты в тюрьму попал?
- В первый раз?
Первое дело.
Дома не было даже хлеба. Мать лежала с высокой температурой,
а отчим, как всегда, пил в кухне.
- Слышь, щенок, иди сюда, дело есть, - позвал он Михаила. Несмотря на то, что ростом Миша был выше дяди Вити, да и телосложением покрепче, 15 - летний подросток все еще боялся своего отчима, от которого ему частенько доставалось.
- Ну, чего тебе? - Михаил облокотился о косяк двери.
- На дело сегодня пойдем, вот чего,- огрызнулся дядя Витя. -Пора тебе взрослеть, нечего у мамки на шее сидеть. Сам деньги будешь добывать.
Поздно ночью две фигуры подошли к местному магазину с черного входа. Раздался скрежет металла - это Миша под чутким руководством дяди Вити начал спиливать замок. У молодого вора тряслись руки - «Ничего, ничего, это с непривычки» - подбадривал отчим.
«Меня руки просто не слушались, - с презрением вспоминает Михаил ту ночь, - все трясется, и отчим еще зудит со спины: «Щенок, ты нам все дело провалишь... Не повезло мне тогда, наследили мы много, менты уже утром нас и повязали. Я тогда три года получил. Отсидел от звонка и до звонка. Злой конечно был на отчима, думал выйду из тюрьмы, убью. Но ему тогда больше дали - 6 лет.»
Сейчас о своей жизни 22 - летний Михаил, а именно столько ему оказалось лет, рассказывает просто:
- В 15 сел, в 18 - освободился, в 19 - сел, в 20 - освободился. И
вот опять сел.
Из своих неполных 22 лет в тюрьме он провел 5.
После первой отсидки, воровал и грабил уже вместе со своими
друзьями, приобретенными на зоне, поэтому через полгода
снова оказался на нарах.
- Я что - то не пойму, тебе это нравилось?
- Да нет, просто отказать не мог. Я слабохарактерный.
Михаил вышел на свободу и сразу же принялся за привычное дело - грабежи. За 9 месяцев он с друзьями - товарищами пополнил свой список преступлений еще на 6. У соседа из гаража, предварительно разобрав кирпичную стену, украл зимнюю резину, и на машине, стоящей там же вывез в Чапаевск и продал. Из продуктовых магазинов не раз воровал продукты питания - благо опыт уже был и на старые грабли он старался не наступать. Однажды вечером, так, от нечего делать, ограбил женщину - отобрал золото и деньги. Пока он ощупывал свою жертву, его дружки держали возле ее шеи нож. Однако, этих похождений ему уже казалось мало. «Так, детские забавы» - говорит он. Теперь душа требовала чего - то из ряда вон выходящего, чтобы нервы пощекотало, чтобы было что вспомнить... на зоне.
- Я ведь знал, что рано или поздно, все - равно поймают, так что терять уже было нечего, - совершенно искренно сказал он мне.
- И чего же тебе хотелось?
- Не знаю, я все ждал, думал, вот что - нибудь произойдет...
И произошло. Однажды вечером Миша и его друг возвращались из Чапаевска. Было уже часов 11, приехали они на последней электричке. Шли домой и ... встретили девушку. Инстинкт сработал - один приставил ей нож к горлу, другой срывал золотые украшения и шарил по карманам в поисках денег. Здесь нужно отметить, что после первой отсидки дела и Миши с девушками шли плохо, то есть отношения не складывались. Невеста ждать с зоны не стала, вышла замуж, а новую он себе так и не нашел. Между тем, молодой организм все чаще напоминал о своем большом потенциале, да и обида, которую нанесли ему сокамерники еще в 15 лет вдруг вспомнилась... Однако, о том, что происходило дальше, Михаил говорить не захотел. Из Приговора же Самарского областного суда, с
которым он не расстается, следует, что в частном секторе он и его подельник изнасиловали свою жертву.
Девушка не кричала и не сопротивлялась, как потом преступники поняли, она потеряла сознание. От страха. А очнулась от невыносимой боли и застонала... В голубых глазах стоял ужас и отчаяние. Довольные собой подельники решили убить свою жертву.
- Постой, я что - то не поняла: это было именно то, чего твоя душа желала, чего ты так давно ждал? - спросила я Михаила.
- Да нет, я вообще ее убивать не хотел. Просто подельник сказал, что она его знает - это его бывшая одноклассница оказалась. Он сказал, что если не хотим сидеть, надо ее убить.
- И ты вот так запросто согласился? И тебе не было ее жалко? Это же ваша ровесница была?
- Ну а че, я сказал, что может не надо, но в тюрьму же тоже неохота.
Девушка умерла не сразу. Эксперты насчитали на ее теле четыре ножевых ранения. Одно - в области шеи, два других - на животе, и последнее - в грудь. 20 - летнюю Марину обнаружили местные мальчишки на следующее утро.
Преступников поймали быстро. Михаила суд приговорил к 21 с половиной году лишения свободы - за грабеж, изнасилование и убийство. Уже на следствии по этому делу Михаил сознался и в своих сельских, «детских» подвигах - кражах из гаражей и магазинов. За что Безенчукская Фемида вынесла свой приговор
- 14 с половиной лет.
Сейчас Михаила ожидает еще один суд. Выражаясь сухим юридическим языком за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, с особой жестокостью, повлекшие за собой смерть потерпевшего. По этой статье Уголовного Кодекса Михаилу грозит до 15 лет тюрьмы.
- Я так понимаю, что уже сейчас у тебя общий срок - 36 лет лишения свободы. Теперь тебе грозит пожизненной заключение.
- Ну да.
- Скажи, а вот если бы в нашей стране смертная казнь была бы разрешена, ты предпочел бы все жизнь в тюрьме отсидеть, или - «электрический стул»?
- Не-е, - протянул Михаил, как будто хотел сказать: «Что вы меня, за идиота держите», пусть лучше пожизненно. Тем более я все - равно не буду столько сидеть в тюрьме.
- Почему ты так уверен?
- Ну а че, у меня в камере есть Уголовный кодекс, УПК, приговоры все с собой. Щас сяду и буду везде писать жалобы.
- Жалобы о чем?
- Ну что несправедливо со мной поступили, я еще пользу могу какую - нибудь принести,... наверное. А там глядишь, помиловка, амнистия какая - нибудь, лет 20 -25 отсижу и выйду.
- И что потом будешь делать? Ты ведь уже старый будешь, тебе под пятьдесят будет?
- Ну, устроюсь на работу, женюсь...
- Ты думаешь, найдется девушка, которая согласиться за тебя замуж выйти?
- Ну да, а че? Я простой, нормальный парень... Что было, за то я уже отсидел... А вот, вспомнил, у меня мечта есть! Мне надо чтобы у моей девушки глаза голубые были. - Он посмотрел на меня с гордостью и нагло улыбнулся. А что тебе сейчас мешало устроиться на работу и жениться? - Да я не знаю, так просто, - ему уже явно надоело отвечать на мои вопросы и он всем свои видом это давал понять. Конвоир отвел Михаила в ИВС. А меня после общения с этим убийцей и насильником всю обратную дорогу до Самары мучил вопрос: что хорошего он сможет сделать через 25 или 36 лет, когда, как он надеется, выйдет из тюрьмы, если за свои 22 года он уже успел принести столько зла и горя ни в чем неповинным людям. Какая польза от этого гражданина государству. И сможем ли мы чувствовать себя в безопасности, зная, что где - то рядом ходит человек, который кроме крови и колючей проволоки ничего не видел