Аленушка
8 лет
И опять про истерики
Детская психология
Истерика у детей - это то, что чаще всего вызывает истерику у взрослых. Это тавтология, но, по сути, это так и есть: состояние детской истерики может вводить родителей и окружающих взрослых в состояние «душевного волнения» или, иначе, аффекта. Конечно, это, к счастью, не та форма, когда совершаются страшные вещи, но часто взрослые себя не могут толком контролировать. Что делать с родителями - мы уже много раз разбирали и будем разбирать еще. А вот что же происходит с детьми?
Истерика у детей - это то, что чаще всего вызывает истерику у взрослых. Это тавтология, но, по сути, это так и есть: состояние детской истерики может вводить родителей и окружающих взрослых в состояние «душевного волнения» или, иначе, аффекта. Конечно, это, к счастью, не та форма, когда совершаются страшные вещи, но часто взрослые себя не могут толком контролировать. Что делать с родителями - мы уже много раз разбирали и будем разбирать еще. А вот что же происходит с детьми?
Симптомы истерик бывают разные и отличаются в разном возрасте, как и причины:
• падение на пол с криком;
• падение на пол молча;
• битье головой об стену и об пол;
• дети могут закрываться и уходить ото всех, находясь в одиночестве;
• просто визжат и кричат, не падая;
• проявляет агрессию по отношению к окружающим.
Начнем с того, что причины истерик у детей в разном возрасте отличаются:
с 1 года до 3 лет - причина в невозможности перезагрузки психики малыша; в том, что его не слышат и не понимают; а так же то, что малыш не может объясниться из-за нехватки речи;
по мере взросления и приближения к трем годам причины постепенно меняются и переходят к необходимости получения обратной связи от родителей; накоплен достаточный опыт для манипуляции окружающими, и ребенок входит в состояние «я правлю миром»;
у детей более старшего возраста причины часто в усталости, желании добиться своего, гормональных изменениях, происходящих в жизни ребенка, недостатке внимания. Конечно, причины разные, и методы вывода из этих состояний разные! Сейчас наша цель - разобрать постепенно все методы!
(Внимание, это именно информационная подборка! Буду рада, если вы поделитесь своим опытом, но давайте не судить, не пробуя! И описывая ваш опыт, пишите возраст детей! Разбирая методы, я буду указывать возраст, в котором это может сработать.)
Но прежде, хочу обратить внимание, что есть симптомы, при которых обязательно надо обращаться к врачу-неврологу или психоневрологу:
• если ребенок теряет сознание во время истерик;
• если выход из истерики (всхлипывание, страдания, переживания) продолжается более часа;
• если ребенок пытается нанести себе травмы.
Самое важное - любую истерику лучше не допустить. Как правило, родители могут вывести зависимости, в каких ситуациях происходит этот выплеск. Если не можете сказать сходу, в течение 2-3 недель ведите дневник дня ребенка. Так вы сможете понять, как проходил день ребенка, и что произошло, что стало спусковым механизмом. Это немного муторно, но зато поможет вам не допускать этих состояний у ребенка, придумать ритуал сглаживания ситуации и сберечь свою психику. Ведь если вы знаете, что ребенок упадет и сломает что-нибудь, вы же этого не допустите? Здесь работает тот же самый принцип!
Второй важный момент - истерики не надо закреплять. Если в результате своих эмоций в ваш адрес ребенок будет каждый раз получать желаемое, истерики будут продолжаться и нарастать.
Еще одно важное условие - фиксируйте ваши достижения: и ваши, и ребенка. Ведь так вы узнаете, что ваша линия поведения верная, и вам будет за что поощрить и себя, и ребенка.
Помните, у любой истерики есть три стадии:
1) стадия крика - ребенок кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг;
2) стадия двигательного возбуждения - начинает кидать все, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками;
3) стадия рыданий - ребенок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.
Наша задача - не допускать третьей стадии, она самая травматичная для малыша.
В этот раз я перечислю основные методы и разберу парочку из них. Остальные будем разбирать в другие дни. А еще есть многие жители, кто был у меня на группах и личных приемах и уже пробовал эти методы и знает, как они работают! Интересно, что бы они рассказали о своем опыте.
Пожалеть. Подходит для детей любого возраста при условии, что они дают это сделать. Помните, что ребенку в этот момент все равно не просто, он эмоционально страдает.
Метод «эффект присутствия». Подходит для детей до 3 лет. Надо помнить о том, что ребенок устал, ему требуется 3-4 минуты на перезагрузку. Дайте ему поплакать. Строго по часам. В это время МОЛЧА сидите рядом. После того как время истечет, не начинайте никаких обсуждений, а просто переходите к нормальному разговору, можно и пожалеть.
Метод «разговор шепотом». Подходит для детей от 3 лет. В моменты истерик или просто капризов, или эмоциональных всплесков со стороны ребенка переходите на шепот. Это успокоит и вас, и приведет ребенка в чувства.
Научите ребенка сообщать об усталости, раздражении или внутренний агрессии. Например, подойти ударить по подушке, креслу-груше или произнести некое кодовое слово, фразу «мама я устал» или попросить помощи. Подходит для детей от 3 лет.
Давайте задания и поощряйте за это. Это тоже метод профилактики истерик. Работает для детей от 2 лет. Это работает так: если малыш привык, что мама просит «три притопа, три прихлопа», он это делает, и мама радуется, то он проще реагирует на ваш голос, на ваш эмоциональный призыв, он легче дает обратную связь. По мере взросления усложняйте задачи.
Метод «отвлечения» работает для детей до 3 лет. То есть переключаем внимание ребенка на что угодно: птички полетели, пузыри надули и т.д.
Метод «соревнование» работает с детьми с 2 до 3-4 лет. Предложите что-то делать наперегонки: «кто первый добежит до подъезда» и т.д.
Метод «лжевыбор» работает с 2 до 3-5 лет. Предложите выбор из двух вариантов, каждый из которых вас заведомо утроит: «давай будем печь печенье или лепить из пластилина».
Метод «прожить на шаг вперед». Вы не замечаете происходящее, а как бы в разговоре сами с собой говорите о том, что будет дальше: «ой пойду одеваться, скоро на машине надо ехать» - работает на детях от 2 лет до бесконечности. И на мужьях тоже.
Метод «игнорирование» Выходите из помещения и не наблюдаете истерику. (Внимание! Используется только в знакомой для ребенка среде и никогда в чужой и незнакомой обстановке) Можно оставить ребенка старше 3 лет на количество минут, равное его возрасту (3-4 минуты для ребенка 3 лет): выйти из помещения или оставить ребенка в его комнате (обязательно освещенной). Не говорите ничего обвиняющего его, не успокаивайте. Такой режим тишины.
Придумайте кодовую фразу фиксации внимания: «наша Дуня громко плачет». Когда ребенок к ней привыкает, она его тормозит.
Улыбнитесь, переведите на шутку! Ведь вам должен быть важен не сам анализ ситуации и порицание ребенка, а то, чтобы истерика прекратилась. Для детей до 5 лет.
Помните: ребенок в этот момент тоже страдает, отнеситесь к нему с пониманием и снисходительно просто потому, что вы старше и мудрее!
Знаю, следующий вопрос - «как справиться с собой?». Об этом много говорили, и будем еще, но не сейчас. Пока делитесь вашими волшебными способами. Мои любимые: обнять, пожалеть или оставить в покое.
Источник: http://www.surkovainfo.ru/2015/02/blog-post.html
Лариса Суркова
Источник: http://www.surkovainfo.ru/2015/02/blog-post.html
Лариса Суркова