Уборка как разрушение и игрушки как груз
мысли на тему
Там, в частности, про то, что "поиграл - убери" часто воспринимается как "сделал - разрушь". Я помню это жестокое ощущение - построил что-то и понимаешь, что вечером мама заставит родить это обратно. Я игру почти всегда воспринимала и вела как творчество. Так что это действительно страшная вещь - переводить ежевечерне свеженький космос в первородный хаос. Зато дало интересный эффект на будущее. Я и сейчас фотограф не без чувства собственной важности, а уж в восемнадцать была и вовсе со звездным синдромом. Выставлялась, ездила на конкурсы и мечтала о карьере в Магнуме. Но снимала правда хорошо. Как-то раз у меня пропали все пленки, отснятые за три-четыре года. А жесткий диск спрыгнул со стола и вместе с собой убил все сканы. Исходя из масштаба катастрофы я должна была как минимум заплакать и не останавливаться еще неделю. И год носить траур. А я вздохнула и сказала: "Хорошие были фотографии. Ну ладно. Новых нарожаем". Возможно, если бы не детская тренировка уничтожать прекрасное, я бы так не смогла - и до сих пор постилась и соблюдала молчание в День Гибели Тех Пленок.
Текст, о котром речь, под катом.
"Вчера сказала детям, что хорошо было бы убрать в детской комнате. Спросили: "а зачем?". Я быстро нашла причину: "хочу пропылесосить там ковёр". Мойше и Хаим с готовностью удалились исполнять моё пожелание.
Через некоторое время заглядываю в комнату. Всё тот же толстый слой игрушек на полу, мальчики сидят среди всего этого и тихо играют.
Ещё через полчаса Мойше приходит ко мне на кухню и говорит: "Знаешь, я подумал, что не могу убрать в комнате."
Идём вместе с ним туда. Он окидывает взглядом весь этот праздник жизни, и по его выражению лица видно, что он даже приблизительно не представляет себе, что с этим можно сделать. Потом смотрит на меня и говорит: "А зачем вообще нужно делать порядок?"
И я понимаю, что не могу ответить на вопросы: "зачем делать порядок?" и "кому он нужен?"
Говорю Мойше, что если у него не получается убрать, то попозже я сделаю это сама. И ухожу на кухню мыть посуду и думать.
Через некоторое время заглядываю в комнату. Всё тот же толстый слой игрушек на полу, мальчики сидят среди всего этого и тихо играют.
Ещё через полчаса Мойше приходит ко мне на кухню и говорит: "Знаешь, я подумал, что не могу убрать в комнате."
Идём вместе с ним туда. Он окидывает взглядом весь этот праздник жизни, и по его выражению лица видно, что он даже приблизительно не представляет себе, что с этим можно сделать. Потом смотрит на меня и говорит: "А зачем вообще нужно делать порядок?"
И я понимаю, что не могу ответить на вопросы: "зачем делать порядок?" и "кому он нужен?"
Говорю Мойше, что если у него не получается убрать, то попозже я сделаю это сама. И ухожу на кухню мыть посуду и думать.
И вот до чего я додумалась. На самом деле все эти игрушки - не детей, это МОИ игрушки. И это МОЯ игра.
Это я играла в то, что я мама, которая должна покупать детям игрушки, водить их в игрушечные магазины, выбирать им подарки, листать рекламные каталоги и мечтать о новых кукольных домах, нарядах и машинах.
Это я играла в эту игру! И подсадила на это детей. А детям всё это было не нужно. Их вполне устраивало играть с камушками, палочками, крышками от кастрюль, тряпочками, пуговицами, монетками, коробочками и прочими вещами из настоящей жизни.
А я жаждала покупок, жаждала блеска и игры красок, жаждала хождения вдоль бесконечных магазинных полок, обмена бумажных купюр на горы безжизненной, зато престижной пластмассы. И втягивала, и втягивала детей в свою игру.
И постепенно им тоже стало казаться, что купленные в магазине игрушки приносят радость и вкус жизни.
Я спрашивала, что бы они хотели получить в подарок на день рождения. И они послушно листали детские каталоги и начинали ХОТЕТЬ.
И вот при случае и без случая в наш дом потоком лились игрушки, купленные мной, Сашей и нашими любящими бабушками и дедушками. Каждый день рождения - это несколько новых ярких коробок, наполненных пластмассой.
И вот теперь Мойше стоит и смотрит на всё это безумство и не знает, что с этим делать.
А я произношу это дурацкое слово "убирать", в котором нет никакого смысла.
Конечно, дети много и подолгу играли во все эти плеймобили, лего-скала и барби. Строили, придумывали роли, создавали целый мир. Но потом приходила я и произносила "убирать", а им было непонятно, для них это значило разрушать, ломать, уничтожать сотворённую ими сказку.
Интересно получается. Вот я, например, занимаюсь каким-то делом: шью, делаю пирамидки, готовлю, сажаю овощи. И радуюсь и процессу, и результату.
А если бы пришёл кто-то старший и главный и сказал: "Поигралась и хватит, теперь разложи всё по местам: распусти связанную кофточку, смотай нитки обратно в клубочки и сложи в мешочек, салат разбери на ингредиенты, колечки пирамидок разложи, как было, по породам дерева, рассаду выдерни из земли и впихни обратно в горшочки. А завтра придёшь и сможешь снова поиграть."
Не трудно представить себе, как бы я почувствовала себя после этих слов...
А дети слышат это каждый день. И даже удивительно, что они ещё не начали нас ненавидеть.
Каждая башенка из кубиков, каждый зайчик из пластилина, каждый домик из диванных подушек, каждый виток деревянной железной дороги - это произведение, рождённое фантазией и руками ребёнка.
И каждое наше "убери" - это обесценивание и унижение. Начальственное "поиграл - убери за собой", как о безделье и мусоре.
А творец стоит рядом в растерянности и недоумении. "Убрать" - это значит сломать...
Я не знаю, что делать со всем этим. Понятно, что в доме нужно место, и невозможно, чтобы везде были рассыпаны детские вещи и игрушки. И свободное пространство нужно ребёнку не меньше, чем нам.
Но, пытаясь решить этот вопрос, стоит честно посмотреть на ситуацию. Это НАШИ вещи и НАШИ игрушки, и невероятное количество одёжек тоже НАШЕ. Это мы завели всё у себя в доме. И нам и разбираться с этим. А не ребёнку.
Потому что если ребёнок играет в настоящие вещи: нанизывает гирлянду из листиков, строит забор из прутиков, варит суп из земли и травинок, лепит снежную бабу из снега или устраивает запруду из песка, то убирать всё это он не должен.
А если мы решили выражать свою любовь к ребёнку или восполнять её недостаток в неумеренном количестве искуственной пластмассы и модных шмоток, то и убирать всё это придётся нам.
Но не стоит слишком грустить и переживать по этому поводу, потому что часы, проведённые среди вещевых завалов, дадут нам возможность поразмышлять о жизни и её ценностях, а вытаскивание из пыли и раскладывание по местам мелких предметов положительно повлияет на развитие нашей "мелкой моторики". :)"
Это я играла в то, что я мама, которая должна покупать детям игрушки, водить их в игрушечные магазины, выбирать им подарки, листать рекламные каталоги и мечтать о новых кукольных домах, нарядах и машинах.
Это я играла в эту игру! И подсадила на это детей. А детям всё это было не нужно. Их вполне устраивало играть с камушками, палочками, крышками от кастрюль, тряпочками, пуговицами, монетками, коробочками и прочими вещами из настоящей жизни.
А я жаждала покупок, жаждала блеска и игры красок, жаждала хождения вдоль бесконечных магазинных полок, обмена бумажных купюр на горы безжизненной, зато престижной пластмассы. И втягивала, и втягивала детей в свою игру.
И постепенно им тоже стало казаться, что купленные в магазине игрушки приносят радость и вкус жизни.
Я спрашивала, что бы они хотели получить в подарок на день рождения. И они послушно листали детские каталоги и начинали ХОТЕТЬ.
И вот при случае и без случая в наш дом потоком лились игрушки, купленные мной, Сашей и нашими любящими бабушками и дедушками. Каждый день рождения - это несколько новых ярких коробок, наполненных пластмассой.
И вот теперь Мойше стоит и смотрит на всё это безумство и не знает, что с этим делать.
А я произношу это дурацкое слово "убирать", в котором нет никакого смысла.
Конечно, дети много и подолгу играли во все эти плеймобили, лего-скала и барби. Строили, придумывали роли, создавали целый мир. Но потом приходила я и произносила "убирать", а им было непонятно, для них это значило разрушать, ломать, уничтожать сотворённую ими сказку.
Интересно получается. Вот я, например, занимаюсь каким-то делом: шью, делаю пирамидки, готовлю, сажаю овощи. И радуюсь и процессу, и результату.
А если бы пришёл кто-то старший и главный и сказал: "Поигралась и хватит, теперь разложи всё по местам: распусти связанную кофточку, смотай нитки обратно в клубочки и сложи в мешочек, салат разбери на ингредиенты, колечки пирамидок разложи, как было, по породам дерева, рассаду выдерни из земли и впихни обратно в горшочки. А завтра придёшь и сможешь снова поиграть."
Не трудно представить себе, как бы я почувствовала себя после этих слов...
А дети слышат это каждый день. И даже удивительно, что они ещё не начали нас ненавидеть.
Каждая башенка из кубиков, каждый зайчик из пластилина, каждый домик из диванных подушек, каждый виток деревянной железной дороги - это произведение, рождённое фантазией и руками ребёнка.
И каждое наше "убери" - это обесценивание и унижение. Начальственное "поиграл - убери за собой", как о безделье и мусоре.
А творец стоит рядом в растерянности и недоумении. "Убрать" - это значит сломать...
Я не знаю, что делать со всем этим. Понятно, что в доме нужно место, и невозможно, чтобы везде были рассыпаны детские вещи и игрушки. И свободное пространство нужно ребёнку не меньше, чем нам.
Но, пытаясь решить этот вопрос, стоит честно посмотреть на ситуацию. Это НАШИ вещи и НАШИ игрушки, и невероятное количество одёжек тоже НАШЕ. Это мы завели всё у себя в доме. И нам и разбираться с этим. А не ребёнку.
Потому что если ребёнок играет в настоящие вещи: нанизывает гирлянду из листиков, строит забор из прутиков, варит суп из земли и травинок, лепит снежную бабу из снега или устраивает запруду из песка, то убирать всё это он не должен.
А если мы решили выражать свою любовь к ребёнку или восполнять её недостаток в неумеренном количестве искуственной пластмассы и модных шмоток, то и убирать всё это придётся нам.
Но не стоит слишком грустить и переживать по этому поводу, потому что часы, проведённые среди вещевых завалов, дадут нам возможность поразмышлять о жизни и её ценностях, а вытаскивание из пыли и раскладывание по местам мелких предметов положительно повлияет на развитие нашей "мелкой моторики". :)"
Aisling
Всё это звучит прекрасно и хорошо, пока не превращается в реальную детскую комнату, ровно забросанную хламом. Куски железной дороги, детали лего, кубики, пластилин, обрезки бумаги... Замки из лего стоят, не вопрос. Но раскиданное без смысла и системы заставляю убирать, иначе новая игрушка становится барахлом, раскиданная по частям на полу.
30.05.2014
Ответить
Ли (гадаю на Таро и рунах)
Мне пока кажется разумным сводить кол-во игрух до минимума. Потому что и правда — зарастание вещами же. Но я понимаю, что это сложно на грани невозможности и фантастики))
30.05.2014
Ответить
Vava
классный подход к уборке! мне нравится! я тоже не понимаю, зачем убирать что-то, если оно красивое, рукодельное, интересное.. пусть стоит/лежит, где хочет, главное, чтоб пыли на нем не было (а это уж явно мамина забота, не детей)Хотя у нас еще не такой возраст, когда дитя по всей квартире что-то раскидывает пока только мужПоэтому посмотрим, как я запоЮ через пару месяцев..)))
29.05.2014
Ответить
Ли (гадаю на Таро и рунах)
Во всем нужна мера и много здорового пофигизма, мне кажется)) и с уборкой, и с покупкой всякого игрушечного, и вообще со всем)
29.05.2014
Ответить
Ольга
О да, какая же это все правда! У моего сына до сих пор легкий ступор, когда я спрашиваю, что он хочет на День рождения (или другие праздники)... Хорошо, что все еще ничего конкретного он не хочет, а его сверстники уже давно знают какую именно игруху требовать... Но все равно никуда от этого не денешься — ведь все друзья и родственники все равно тащат игрушки...И что теперь делать? Убирать самой — не проблема, но это ведь то же разрушение, только другими руками... И куда деваться от всей этой пластмассы?...
29.05.2014
Ответить
Ли (гадаю на Таро и рунах)
Согласна. Я пока не имею практики, два месяца сыну, но пока мне кажется логичным как минимум объяснять словами и показывать на собственном отношении, что вещи — это всего лишь вещи, они хороши, но в меру, как, например, еда и все остальное. Я понимаю, что когда вокруг ажиотаж (а в собственной родительской душе остатки немалого шмоточничества), эта задача на 100% не выполнима, но хоть как-то. Вообще я верю в довольно высокую эффективность слов, даже с маленькими детьми. По крайней мере я, как правило, слушала, верила и понимала. По-настоящему жалко тех детей, у которых родители сами страдают манией приобретения. Я встречаю сейчас мам, уверенных, что без коляски за сорок тысяч благополучие их ребенка под сомнением. А ребенок вообще не хочет в этой коляске, он хочет на руки. Когда он подрастет, у негоесть все шансы схватить мамины ценности. И жизнь без айфона будет уже не жизнь, каки для его родителей.
29.05.2014
Ответить
Ольга
Да-да, это себе надо в первую очередь напоминать, что не все эти "необходимости" так уж необходимы! А то бывает загоришься — хочется! а потом, если успеешь, подумаешь и понимаешь — да нафиг надо! Короче, тормозить надо вовремя!С маленькими детьми все проще — они будут следовать за тобой и копировать твои ценности. С теми, кто постарше и уже подсел на это потребительство, немного сложнее, но все поправимо при желании...
29.05.2014
Ответить
Елена
Честно говоря не осилила до конца) мне то что эта барышня написала показалось бессмыслицей)Убирать и навести порядок- это не значит разрушить, сломать. Это значит как минимум убрать на место, чтобы не спотыкаться об эту гору и чтобы интересно было играть в следующий раз. Само собой только недалекая мама заставит ребенка сломать замок из лего, или разобрать недособранную мозайку и тд. Это не есть порядок) а если у ребенка весь пол в хламе из сотни машин без смысла почему не убрать?Да и убирать надо уметь. Не заставлять ребенка, а предлагать это в качестве игры. Ту же самую гору машин "загнать в автопарк")
29.05.2014
Ответить
Ли (гадаю на Таро и рунах)
Почти любая игра — творчество, не только замок или мозаика. Даже если для взрослого в этом нет логики, для ребенка она может быть. Например, я рассаживала кукол в четкой, очень важной, и каждый раз новой последовательности. На диване, на котором маме ночью спать, или на полу, по котрому хорошо бы пройти без прыжков на два метра. То есть тут все, и я тоже, понимали, что это вечером придется закинуть в сундук, но было обидно. Делала, делала, рассаживала, рассаживала — и вот тебе, как будто и незачем. Это не останавливало меня от игры, конечно, но осадочек остался)
29.05.2014
Ответить
Елена
Я помню свое детство и проблем таких не было)) хлама не было, но если например я занимала все нижние полки шкафа куклами и их мебелью и всякой всячиной мама не трогала) потом когда видела что я забыть забыла про это и играю другим предлагала собрать)А вот когда все лежит кучей, то и для игры места нет. Для творчества хорошо начинать с чистого листа, а не сидеть вокруг кучи игрушек и не знать с чего начать))Ну это мое мнение))
29.05.2014
Ответить
Ли (гадаю на Таро и рунах)
У меня полок не было, жили с мамой в одной малюсенькой комнате. Но, зная себя, меня полки могли бы и не спасти... На диване-то интереснее, никаких границ, подушки, красота)))) Дети разные, на каждого надо смотреть, он сам покажет, что ему нужно и как подойти — по-моему.
29.05.2014
Ответить
ОнаДракон
про то что дети разные — согласна :)но не убирать игрушки, когда они тонким слоем на полу — имхо не стоит. Вот к примеру ситуация — Алиса расставляет мелких животных на полу — я вечером всегда их убираю, но я их не трогаю если это сделано на батуте, на полках или столике. И она это знает :)
30.05.2014
Ответить
Ли (гадаю на Таро и рунах)
Нет, ну то что по полу надо ходить, а на кроватях спать, а на кухонных столах есть — это всем ясно, и маленьким детям тоже, даже если им это не нравится))
30.05.2014
Ответить
ОнаДракон
:) ну вот :) а по поводу игрушек, я всегда смотрю во что она играет и не выбрасываю вещи которые к игрушкам не относятся, или вроде сломано, но она играет в это каждый день. У нас в этом плане борьба с мужем))) он готов убрать половину игрушек, а я нет)) она же в них играет.
30.05.2014
Ответить
Ли (гадаю на Таро и рунах)
Часто если сломано — значит, любимо и используется)) я намеренно вещи не ломала никогда, а если что-то ломалрсь в ходе эксплуатации — относилась с нежностью, как к пострадавшему))) так что это правильно, мне кажется
30.05.2014
Ответить
ОнаДракон
я тоже, у меня даже были массовые раз похороны)) кукол, которыми уже и играть нельзя было((((
30.05.2014
Ответить
ОнаДракон
у меня для этого отвели кучу места, где я могла рассадить игрушки в какой хочу последовательности :) как и у моей дочки — у нее выделено столько места для игр и творчества, что мама не горюй. И она кайфует, когда я убираю мелкие игрушки с пола, она начинает прыгать, танцевать и веселиться )
29.05.2014
Ответить
ОнаДракон
согласна. Лего убирается на подставке на полку, куклы уходят спать, машинки загоняются в депо, а на кухне наводится порядок. Мелкие игрушки собираются в отдельные коробочки, чтобы завтра отыскать снова их и найти новые. не согласна, что игрушки мамины — у нас ребенок сам просит и сам выбирает, и без каталогов.
29.05.2014
Ответить