Нежный хулиган
10 лет
фотография и ребенок
фотография, родителям"Камера не может сказать нам больше, чем видят наши глаза, но она показывает, как мало мы замечаем"
Думаю, то же самое можно сказать и о детях. Ребенок смотрит на все особенным взглядом. Он видит мир прекрасным. Он обращает внимание на каждую деталь. Он каждую минуту творит что-то, метафоризирует, мечтает. Он дружит и любит искренне, глубоко. Он гармоничен, спокоен и счастлив.
Я увлеклась фотографией в попытках приблизиться к этой детской магии, обрести зрение, которое давно утратила. Мне не нравится перспектива оставить на память несколько красивых студийных снимков, запечатлевших тот или иной возраст, уловивших внешнюю красоту ребенка, но не его суть. За несколько последних лет я просмотрела множество профессиональных фотографий, изучила десятки книг. У меня не было цели стать профессиональным фотографом, и я им не стала. Мне просто хотелось, чтобы у моих фотографий появилось содержание. Все, что я прочла и просмотрела, так или иначе отложилось в голове, все пригодилось мне.
Часто в различного рода трудах по фотографии мне не хватает структуры и адекватных примеров. Чаще всего это просто сборники различных советов, каждый из которых важен сам по себе, но не дает единой картины. Кроме того, почти нет специализированной литературы о том, как фотографировать детей. Этот пост - попытка объединить все, более менее важное для меня в этой области, в единое структурное целое.
Итак, первая наша задача, - модель.
Ребенок - модель чаше всего неуправляемая, бегущая, кричащая, хохочущая, плачущая или стеснительная. Фотографы, поднаторевшие в работе с подобной субстанцией, советуют ребенка чем-то отвлечь. Лучше всего дети отвлекаются на себе подобных, поэтому хорошо фотографировать детей, занятых общением друг с другом. Некоторые студийные фотографы, не жалея инвентарь, вручают ребенку ведерко с красками и подводят к белой стене. Надолго отвлекает ребенка вода или огонь, не только мы можем смотреть на них бесконечно.
Для детей постарше, которые обожают фотографироваться и сразу же просматривать снимки, можно устроить пробную сессию минут на 10-20, затем это занятие ребенку надоест, и вы сможете фотографировать в более непринужденной атмосфере. Вроде бы просто, но не всегда хватает терпения дождаться, пока ребенок прекратит бегать к фотоаппарату и обратно.
Еще один способ - дать ребенку игрушечный фотоаппарат, о разновидностях которого я напишу в отдельном посте.
Ребенок - модель чаше всего неуправляемая, бегущая, кричащая, хохочущая, плачущая или стеснительная. Фотографы, поднаторевшие в работе с подобной субстанцией, советуют ребенка чем-то отвлечь. Лучше всего дети отвлекаются на себе подобных, поэтому хорошо фотографировать детей, занятых общением друг с другом. Некоторые студийные фотографы, не жалея инвентарь, вручают ребенку ведерко с красками и подводят к белой стене. Надолго отвлекает ребенка вода или огонь, не только мы можем смотреть на них бесконечно.
Для детей постарше, которые обожают фотографироваться и сразу же просматривать снимки, можно устроить пробную сессию минут на 10-20, затем это занятие ребенку надоест, и вы сможете фотографировать в более непринужденной атмосфере. Вроде бы просто, но не всегда хватает терпения дождаться, пока ребенок прекратит бегать к фотоаппарату и обратно.
Еще один способ - дать ребенку игрушечный фотоаппарат, о разновидностях которого я напишу в отдельном посте.
Совсем маленьким подойдут забавные насадки для фотоаппарата, которые позволят вам поймать взгляд малыша.
Мастер-класс по изготовлению подобной игрушки находится здесь: http://izfetra.ru/igrushka-na-obektiv.html
Вторая, самая значимая и самая трудновыполнимая для меня задача - наполнить снимок содержанием.
Что я стараюсь делать, чтобы этого достичь:
1) учусь у великих. Конечно, часто великой фотографию делает удачно пойманный момент, но каждую из них отличает также сильная экспрессия
Вторая, самая значимая и самая трудновыполнимая для меня задача - наполнить снимок содержанием.
Что я стараюсь делать, чтобы этого достичь:
1) учусь у великих. Конечно, часто великой фотографию делает удачно пойманный момент, но каждую из них отличает также сильная экспрессия.
2) собираю по отдельным папкам фотографии, иллюстрирующие ту или иную технику. Здесь я консервативно влюблена в сайт www.1x.com как источник качественных снимков. Однако для анализа важны и любительские снимки, коих великое множество на www.pinterest.com
3) беру на вооружение разные идеи для съемки. Они подходят для создания целого цикла фотографий. Одна из самых известных "маминых" идей - фотографировать ребенка, пока он спит, которая зародилась в голове Adele Enersen.
Что я стараюсь делать, чтобы этого достичь:
1) учусь у великих. Конечно, часто великой фотографию делает удачно пойманный момент, но каждую из них отличает также сильная экспрессия.
2) собираю по отдельным папкам фотографии, иллюстрирующие ту или иную технику. Здесь я консервативно влюблена в сайт www.1x.com как источник качественных снимков. Однако для анализа важны и любительские снимки, коих великое множество на www.pinterest.com
3) беру на вооружение разные идеи для съемки. Они подходят для создания целого цикла фотографий. Одна из самых известных "маминых" идей - фотографировать ребенка, пока он спит, которая зародилась в голове Adele Enersen.
Она повлекла за собой грандиозное количество подобий
Не менее известный и очень трогательный Jason Lee фотографирует своих дочерей. Я бы мечтала, чтобы у нас с сестрой были такие кадры.
Не поленитесь и посмотрите работы Kelley Ryden - в ее арсенале не только черно-белые снимки. От ее младенцев у меня мурашки по коже.
Нравится мне и тема отцовства, особенно если фотография показывает, как начинает крутиться мужчина вокруг своей маленькой дочурки, как он меняется рядом с самой важной женщиной в его жизни)
Ощущение детской хрупкости и нежности усиливается, когда фотографируются ножки, ручки или попка)
И, конечно, всегда актуальна тема детских объятий
4) Читаю книги по теории фотографии, многие из которых можно найти в электронном варианте вконтакте или на торренте.
Основное внимание я уделяю изучению композиции. "Композиция зависит от того, насколько крупно снят объект, как выбраны границы кадра, в какой части кадра находятся перемещающиеся объекты и как они связаны с остальными элементами картины" (эта умная и емкая мысль кому-то принадлежит, и я очень старательно и очень давно ее выписала, но источник не помню-). Содержательно важными в этом смысле становятся ракурс, кадрирование, освещение, линии, формы и текстуры, фон и цвет.
- ракурс
Интересен ракурс со спины: он направляет наш взгляд вслед за взглядом ребенка и вкладывает добавочные смыслы в то, на что он смотрит.
- кадрирование
Кадрирование - это правильное распределение материала в кадре: у вас не должно быть пространства, которое легко вырезать без ущерба для снимка. Границы кадра определяются так, что невозможно сдвинуть их в какую-то сторону без того, чтобы не потерять важный объект.
С этим связано такое понятие, как композиционное равновесие. Чтобы определить, соблюдено ли оно, нужно прочертить диагональ. Если в одной части фотографии пусто - это неправильно.
На мой взгляд, фотография девочки и рыбки - удачный пример качественного равновесия частей композиции. Кажущаяся пустота в правой части снимка обладает большой содержательностью.
Многое из того, что кажется отступлением от законов фотографии, воплощает замысел автора, и поэтому оправдано.
При создании композиции необходимо выделить зрительный центр. Если он отсутствует, снимок выглядит слишком пестрым, перегруженным деталями. Если основная фигура находится не по центру, лучше размещать ее в правой части кадра, потому что мы обычно смотрим слева направо.
Моя основная ошибка - сосредоточенность на взгляде ребенка без учета пространства, на которое ребенок смотрит, без учета движения его взгляда. Пытаюсь запомнить, что этот вектор необходимо оставлять в кадре.
Свободное пространство необходимо оставлять и по направлению движения ребенка, - не должно быть так, чтобы границы кадра или вертикали (например, деревья), мешали движению.
В кадре должна оставаться так называемая рамка, которая позволяет избежать пустоты пространства. Это могут быть руки, ветви деревьев, арки.
На этом снимке, как мне кажется, рамка из маминых рук обладает собственным значением - она усиливает чувство восхищения своим ребенком и любви к нему
Если вы хотите создать эффект "подглядывания" за жизнью ребенка, чтобы подчеркнуть естественность фотографии, обратите внимание на съемку через окно или через легкую дымку растений
- Освещение
Частью композиции могут стать необычные световые пятна и тени
Именно контраст света и тени приковывает наш взгляд к ребенку и создает очень светлый и счастливый образ. Такая маленькая девочка - и уже мечтает о свадебном платье)
Если все детали снимка освещаются равномерно, то взгляду не за что зацепиться. Соотношение должно быть следующим: темный главный объект и светлый фон или более темный фон и светлый объект. По этой причине нельзя фотографировать на светлом фоне светлую одежду и наоборот.
Если снимать лицо, когда солнце находится за объективом, оно получится на фото плоским. Лучше выбрать боковое освещение, которое сделает черты лица более выразительными
Профессионалы также советуют снимать утром или вечером, когда появляются теплые цвета, и не снимать между 11.30 и 15.00.
Теплоту снимка усиливает красный цвет платка, который приближает персонажей к зрителю.
Для портретной фотографии также хороши пасмурные, облачные дни, так как свет распределяется равномерно.
Профессионалы также советуют снимать утром или вечером, когда появляются теплые цвета, и не снимать между 11.30 и 15.00.
Теплоту снимка усиливает красный цвет платка, который приближает персонажей к зрителю.
Для портретной фотографии также хороши пасмурные, облачные дни, так как свет распределяется равномерно.
- Линии
С этой точки зрения лестницы являются идеальными местами для съемки, так как они создают диагональные линии, привлекающие внимание к модели.
Девочка нарушает спокойствие не только тем, что бегает голышом и кричит, но и развевающимся за ней покрывалом с темными диагональными полосами
Руки мальчика образуют динамичную диагональ
- Формы
Задача третья, не менее творческая, вдумчивая и трудная - создание фотоальбомов. Я уже несколько лет пользуюсь программой, скаченной на сайте http://www.printbook.ru. На сайте имеется информация о разных типах альбомов, подробно рассказывается о том, как пользоваться программой. Вам необязательно создавать альбом в каком-то конкретном стиле, их много, и их можно менять. Каждый стиль содержит фоны, рамки, украшения, которые вы можете привнести в свой неповторимый стиль. За основу я обычно беру стиль "портфолио", он лаконичен. Самым крутым получается альбом премиум в твердой обложке, он выглядит как книга.
Надеюсь, мой рассказ вас вдохновил:*