КАК ОТОРВАТЬ ДЕТЕЙ ОТ КОМПЬЮТЕРА? АЙФОНОВО ДЕТСТВО!!!
Статья украдена с просторов интернета, зацепила!!!

Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще
раньше: полтора года.
Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки
администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку,
прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не
отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!».
Девочке чуть больше года, но орет она громко и выразительно: «Играть дай!
Играаааать!». 
А я-то гадала – кого здесь на части режут?
Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка
от компьютера?
Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не
сажать ребенка к экрану. Совсем.
История вопроса
Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное
детство.
От нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его
развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока
мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств
младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья.
Стукается головой обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья,
сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…
С полутора до примерно трех лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в
парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот,
кидается песком, падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки,
подбрасывает мертвую птичку, чтобы она полетела… От трех до пяти. Стоит полдня
как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину.
Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным
движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе – выбивать ковер на
снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках
пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это
практически кругосветное путешествие…
Идет в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже
темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками.
Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности,
теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей
зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в
туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…
Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил
души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами,
что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он
фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой после уроков
вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларек с мороженым или
окошко булочной, помойка – источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в
которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него
есть друзья среди взрослых и враги среди детей.
Это волшебный, совершенно реальный мир.
В отличие от цифрового нынешнего.
Матрица. Загрузка.
Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.
От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного
времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги.
Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том,
чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом опасность,
грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого
песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с ребенком в современной
городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки,
отвлекалки. Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать
окружающий мир.
А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и
выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в
соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если
честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребенок мешает не так
сильно, как сидению в интернете.
Поэтому как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается
старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается
телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.
Еще мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно
возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль,
что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и (скорее всего)
заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по
пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И
он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно.
Поэтому, и только из соображений безопасности, ребенку отдается на растерзание
айфончик с Фруктовым Ниндзей.
Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания,
когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться –
электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ
- добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть)
- наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад)
- получать передышку самим
- делать подарки
- и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый
айфон на Новый Год).
Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с
нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще немаловажный
аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь
родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали
чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический
рисунок «Семья» изображал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед
телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «мама, папа, я, взявшись за
руки гуляем по улице».
Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят,
уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.
Научить детей жить
Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель
наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к
самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем,
и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить
хорошими людьми и вещами.
Но обучение идет главным образом на собственном примере. Так что же видят наши
дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к
родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в
свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста,
у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние
городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального
общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» - в дочки-матери,
казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося
со слов «давай, как будто ты…» - сегодня перенесено во всемирную сеть и
заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.
Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий
Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел повернуться
к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придется закрыть комп,
выйти из Сети, отключить все гаджеты…
Вспомнить свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту.
Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и найти все
фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но
играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят.
Вы готовы?
Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны
агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не
отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после
целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень
хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?
Вам придется учить его заново, показывать все возможности нашего мира,
налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию – ведь любой отказ от
привычного удовольствия ведет сначала к депрессии. Научить его гулять, играть,
готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в
лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого
не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще
помните, что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра –
это когда друзья видят глаза друг друга.
Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.
Если выключить
компьютер.
Журнал "Наша психология", №2, 201