Серёжа. Речь в 2,5
Речевые дневникиПосле "речевого взрыва" перестала записывать Серёгины слова: слишком много. Но всё-таки хочется описать, как ребёнок сейчас говорит.
Долгожданные глаголы и фразовая речь освоены, стиль "Гадя Петрович" комбинируется стилем "Хомяк-повторюша": 
Читаем книжку:
- "Уж давно прошёл обед,
А обещанного нет..."
- Сеного нет.
- О-бе-щан-ного нет.
- Сеного нет!
Ладно, читаем дальше.
- Серёжа, будешь кашу?
- Будись касу.
- Так будешь или нет?
- Будись и нет.
- Тьфу на тебя.
- Пфу бя!
Всё повторяет. Особенно последние фразы и непонятные ему слова.
Речь всё больше становится самостоятельной, но всё же очень часто до сих пор ему нужно, чтобы я за ним повторяла слова, такая вот обратная связь - поняла я его или нет. Иногда сложно бывает, особенно если он что-то объясняет недавно появившимися словами и при этом расстроен, что не получается... В "угадайку" можно играть очень долго, пока или он не начнёт истерить из-за того, что его не понимают, или я не найду способ переключить его внимание.
Начал иногда о себе говорить во втором лице. Я сейчас отхожу от "младенческих" конструкций типа "Мама Серёже кашу сварит". Кстати, тяжело говорить "нормально", когда за два года привыкла о себе в третьем лице отзываться. Муж так до сих пор - "папа уже идёт". Первое лицо по отношению к себе не употребляет пока что. Где-то 60% глаголов - инфинитивы. Сейчас пытается разобраться со сложной системой времён: когда в настоящем, когда в прошедшем. Будущее ещё не освоено. Повелительное наклонение, разумеется, есть, сослагательного, разумеется, нет.
Запутанное дело у нас с отрицательными частицами. Некоторые предложения строятся по типу немецких:
- Синенькая машина в ящике нет.
- Вылезти нет.
- Двумя руками нет.
(я уж пишу сразу "перевод" на обычные слова, так-то произношение у нас не слишком чистое, конечно...)
Есть глагол "чается" - получается. Так вот, на самом деле он значит "не получается", ибо когда что-то получается, то об этом и говорить не стоит.
Слова в основном двух- и трёхсложные. До "синхрофазотронов" далеко ещё. Правда, появилось одно достижение - бетономешалка: "тоносяйка". Но он очень старается. Многие "ранние" слова заменились на взрослые, иногда даже я не успеваю подмечать: вроде еще недавно говорил "кака" - и тут на тебе - "каватоу" (экскаватор). "Фах" вместо "самосвала" ещё держится, "ко" вместо "молоко" - а так остальные, вроде, все заменил на нормальные (по крайней мере, двухсложные) варианты.
Беда у нас с ногами и руками- точнее, с ногой и рукой: "нЭга", "Ука". Наверное, путает его множественное число, вот и ударение не туда ставит; а что мешает ему произнести звук "о", вообще непонятно.
Звуки. Из положенных по возрасту нет л', хотя иногда, вроде слышится мне что-то похожее. Пытается освоить "ч", "ц" и "ш". "Л" и "р" то пропускает, то заменяет на "в" или "у".удно даются сочетания согласных. Их почти нет. "Дв" последовательно заменяет на "б": ба = два, бей = дверь...
Ещё из интересного. "Дай" - значит не только дать, но и обозначение вообще чего-то желательного Серёже. "Дай площадку!", "Дай пешком!". А дать - это "дай дая" :-)
Множественное число. "Домыи стоят" - дома стоят, "камени" - камни...
Числительное+существительное: две одуванчика.
Два месяца всё-таки не прошли даром: я более-менее успокоилась по поводу Серёжкиных умений. Каждый день вижу прогресс: не только в новых словах, но и в произношении, в появлении сложных конструкций ("Мама! Тётя сказала: "Бросать песок нельзя"). Он составляет несколько предложений, получаются такие маленькие рассказы о том, что видел, что ему запомнилось. Как начало выясняться, помнит ребёнок многое, даже из того, что давно родителями забыто - впрочем, я об этом уже писала :-) Пытается по-своему повторить стихи. Четверостишия ещё сложны для него, а двустишия может иногда. Ну и когда вместе читаем стихи, последние слова в строчках досказывает обязательно.
Вообще, ему очень нравится моё рифмоплётство, мои нескладухи, особенно про Митю и Серёжу он готов слушать долго. Проблема в том, что я сама потом не могу вспомнить, о чём стихи сочиняла. Бывает, Серёжка напоминает мне о каком-то бреде, который я пару месяцев назад ему вдохновенно лепила: у меня о нём только смутные воспоминания, а он "цитирует"...
Да и сам не прочь порифмовать:
- Серёжа, вставай!
Бормочет:
- Тавай, увай, бавай, гавай...
- Серёжа, суп остыл.
- Супатый, натый, матый...
- Серёжа, руки у тебя грязные.
- Гязаные, мазаные, базаные...
Часто разговаривает сам с собой, комментирует свои игры с лего, какие-то сложные для него действия (из разряда "надеть трусы"):
- Таак. Детальки. Синюю. Нет, чёрную длинную. Сюда. Машина. Самосвал. Фура. Длинную. Ку-ку. Потерялась. Зелёную большую нет. Дом. Таак. Красную сюда. Зелёную сюда. Нет, жёлтенькую.
- Тааак... Резиночка здесь... Одна нога... Двумя руками. Не получается. Мама, помочь! Нет, сам. Нога. Левуююю... Так. Мама, помочь! Нет, сам, сам. Дырка. О! Дырка. Нога. Вставай. На попу. Ура!
Так и представила процесс ))А Сережа умница!