"Развивашки" и творчество (1)
Наши будниПо-прежнему в занятиях с детьми у меня нет системы и упорядоченности, видимо, уже не будет: то работы навалят столько, что не до занятий, то кто-то болеет, то погода внезапно подарит хорошие деньки, и тогда всех срочно тащу на улицу.
Ну всё же.
1. Тетрадки - Кумон, Гаккен, Земцова.
Это моя палочка-выручалочка на тот случай, когда совсем-совсем нет ни на что времени. Тогда Митю сажаю рядом с собой, читаю ему задания, он выполняет. Подсказывать приходится часто, но всё же доля самостоятельности есть - в каких-то заданиях больше, в каких-то меньше. Занимаемся по "Дополнительным занятиям. 3 года" (Гаккен), Кумоновским вырезалкам (их две - большая и маленькая тетради), и их же "Проводим линии". Иногда подключаю "Найди пару" и гаккеновскую первую ступень счёта, но изредка. Земцову почти не достаю, что-то как-то плохо она у нас идёт.

У Серёжи в фаворитах "Бумажное моделирование". Почти всё делает сам, объясняла про условные обозначения (где согнуть, где склеить) только в первый раз, потом работает самостоятельно, лишь изредка просит помощи... Пока только с уровнем на 4 года, скоро примемся за 5 лет. Все остальные - счёт, дополнительные занятия, пространственное мышление - воспринимаются Серёжей хуже, надо его поуговаривать ещё на них.
Заглядывается на Митины "вырезалки" - для него это пройденный этап, но некоторые до их пор помнит. Брат с ним делится иногда страничками.
2. Занятия-игры по методике Тепляковой. Когда-то были у нас в приоритете, теперь тоже заметно меньше стало. До сих пор даже на самые малышовые игры дети откликаются с удовольствием. Традиционно у нас сначала подвижная часть (песенка, танец, игра), а потом "творческая" - рисование или лепка. Как-то запела "тепляковскую" песенку просто так, для Андрюши, а Серёжа, дождавшись её окончания, оторвался от лего со словами: "Ну что, теперь пойдём рисовать". Пришлось доставать карандаши :-) С Андреем, кстати, попробовала уже порисовать. Ну тут классическое начало - на "занятие" - 15 секунд, из которых 10 уходит на то, что Андрей пытается съесть фломастер, а я перехватываю его так, чтобы он не достал :-))))
Пока в активе по этой методике у нас игры в тетрадках и театральный тренинг - то побольше занимаемся, то поменьше, тоже очень зависит от моей занятости и настроения. И ещё от режима Андрея...
Это из тренинга "Подготовка к школе". Пока сложно для меня оказалось, много времени (по моим меркам) на подготовку по каждой теме.

Хотя, с другой стороны, сделала вот такое "пособие" по счёту за пять минут: человечки купаются в реке, Мите развлечение на весь вечер.

В общем, надо побороть лень и дальше продолжать заниматься.
Иногда совмещаем: повырезали из пособия жирафов, подписали их, рассадили по вырезанным из бумаги же машинам с кармашками (это традиционная "галкинская" игра) - поехали...
На фото - игры в тетрадке по "живым" впечатлениям. Делаю два экземпляра обычно, Серёжа многое сам рисует и подписывает, Митя - по мере сил помогает.


А это наша игра на чтение: прыгаем по "сугробам" и ищем карточки со словами - названиями жвотных. Кому попадётся волк, тому отдаём часть добычи - зайца, куропатку... Придумала сама, но в русле той же метидики.


3. Самостоятельное творчество.
Этим дети всё чаще заняты. Как правило, рисунки или аппликации. 90% - на транспортную тему :-(
Митя одно время зациклился на танках. Серёжа рисует всё подряд (из транспорта, конечно). Пытаюсь подсказать ему про сюжет и про задний план, но чаще всего очередная машина выходит во весь лист. А если нужно фуру - просит два листа склеить. "Так ведь можно просто поменьше нарисовать, и всё влезет" - "Ну как ты не понимаешь, фура ведь длинная!" После поездки в Санкт-Петербург несколько дней подряд рисовал поезда...

Новыми сюжетами Серёжу увлечь трудно: "Это я не умею рисовать, я не буду". В этом смысле очень помогают занятия в садике - приходится напоминать ему: "Ну как же, помнишь, вы в садике рисовали рыбок, у тебя она тогда замечательно получилась..."
Утки, которых Серёжа сначала не хотел рисовать, но потом разошёлся и принёс мне этот лист со словами: "Оказывается, умею. А сам говорил: "Не умею", вон зато какие хорошие получились!"

Митя нарисовал, попросил подписать...

Отношение к творчеству тоже очень разное. Когда в Питере были, рисовали вслед за двоюродным братом пряничный домик. Даня чем-то недоволен: "Папа, у меня тут плохо получается!", Серёжа рисует, но потом в какой-то момент отбрасывает лист в сторону: "Не получилось! Надо снова!" и только Митя остался полностью удовлетворён своим творчеством:
Это домик, да.
Серёжа иногда компенсирует неумение нарисовать "умением" написать. Вот здесь он хотел нарисовать осьминога, но не получился, подписал: "МЕДУЗА", а заодно и остальных обитателей моря. Кто догадается, что здесь ещё написано, - тому традиционный пирожок (самовывоз с ул. Олимпийской :-)))

А это рисование и аппликации полусамостоятельные - по видеоурокам Елены Скулкиной. 




Митя очень вдохновился этими уроками. И опять удивляюсь, как по-разному мальчики рисуют. Митя видит конечный результат - и ему важно скорее изобразить, что там такое, не вдаваясь в детали. Бежит впереди паровоза, лишь иногда просит помочь.
Серёжа сразу говорит, что у него так не получится, потом всё-таки пытается, но постоянно просит поставить видео на паузу - и хочет повторить всё в точности так, как увидел на экране. От каждого промаха психует. Ну если уж в очень хорошем настроении, то сам себя утешает: "Ничего, все по-разному рисуют, у меня пусть будет так..."
Вот, рисуют зиму: у Мити измазан уже второй лист, Серёжа пересчитывает сугробы и выверяет соотношение тонов...
Митя иногда конструирует из бумаги: нарежет деталей, потом склеивает полоски и квадратики в "экскаваторы" и "внедорожники".

А это Серёжа нарисовал, с детской карты мира, где намешаны и животные, и растения, и люди, и даже техника...


Из пластилина вообще мало лепим, чаще даю им плей-до, но там скорее не творчество, а просто игра, как с песком... Ибо за пластилиновыми занятиями следить надо, а плей-до отмоется отовсюду :-) Кстати, по этой же причине и красками мы редко рисуем, зато какая у детей радость, когда я им кисточки и баночки раздаю!
4. Садиковское.
Для садика я участвую в поделках, если это 1) вместе, а не вместо ребёнка и 2) если это мне самой интересно. Пока так совпало два раза :-) В этом году - только у Серёжи: было задание сделать макет какой-либо достопримечательности Череповца. Выбрали водонапорную башню, усадила всех за стол...

Иногда садиковские дела совпадают с моими - вот недавно была неделя экспериментов, с конференцией-выступлением в конце, вот мы и дома включились в эту деятельность:

