Любое испытание по силам
На днях я пришла к неутешительному выводу - у Славы аллергия практически на все продукты, на какие-то меньше, на какие-то больше.
Меня уже давно не покидает мысль, что это испытание мне, как маме.
Я-то думала, что мне будет легче, чем моей маме. Она ведь не знала многие вещи, о которых сейчас пишут в книгах. А я знаю! Поэтому я буду уважать личность ребенка. Я буду близка с ним. Я не буду унижать и подавлять его, только потому что в нем проснулся исследовательский интерес, а я устала.
А вот как бы не так. Просто маме была послана задача по ее силам. А мне - по моим. Тридцать лет назад увидеть в ребенке уникальную личность - это был выход из матрицы, который едва ли был по силам обычной такой маме, замотанной многочасовым стоянием в очередях за слегка зеленой по краям колбасой, которую она потом аккуратненько обрежет и сварит, а потом еще раз сварит и она даже будет вполне себе съедобной.
А мне недостаточно быть близкой, уважать его как личность. Мне нужно быть безмерно терпеливой и любящей в те моменты, когда хочется закричать или затопать ногами.
Легко, очень легко любить ребенка и быть хорошей мамой, если он послушный и ласковый. Когда у Славы нет вспышки аллергии, он сама доброта, его радостно встречает вся площадка. С улыбкой делится своими игрушками на площадке, заботливо подает беговел, если кто-то хочет на нем прокатиться. А вот если ему плохо, то я уношу на руках Славу кричащего и пинающего с площадки. Обязательно в такой момент какая-нибудь сердобольная бабушка начинает воспитывать - ай-яй-яй, такой большой, а плачет. А вы сами пробовали не плакать, если вас изнутри раздирает боль?
Заботливые родственники предлагают отвести ребенка к психологу или неврологу, чтобы там мне сказали, что ребенок проверяет мои границы или прописали ему таблетки, забывая, что день назад они хвастались по телефону кому-то там, какой послушный и смышленый у них внучек. Что, сегодня поведение уже не вписывается в вашу замечательную версию? И как что - сразу границы и сразу таблетки?
В такие моменты я нередко слышу укор своим принципам воспитания: «Чтобы вы вели себя вот так!?». Конечно, мы не вели себя вот так. Но не оттого, что уважали, а оттого, что боялись. Только вот современные дети не боятся и приходится действовать уже по-другому. Но это вообще. А в частности - о каких принципах, а каком воспитании идет речь, если плохо и больно и ребенок не может выразить это, кроме как плачем и упрямством? Тут только безусловная любовь, которой мне еще учиться и учиться.
Сейчас куда не посмотри, детки болеют серьезными заболеваниями - атопические дерматиты, аутоимунные заболевания. Это вот такой новый уровень сознательности для мамы. Научились уважать личность? А попробуйте теперь вот так. Сложно, не правда ли?
И вот великий дзен для меня - это когда мы входим в парадную с прогулки, Слава плачет навзрыд и хочет на ручки, потому что сегодня у него очередная вспышка аллергии и попа как у макаки, а щеки как у матрешки, как назло заел замок колясочной, который я нервно пытаюсь закрыть замерзшей рукой, а Ника уже начинает вторить Славе, вспотевшая в комбинезоне и зажатая второй рукой, а тут еще выходит соседка с первого этажа выгулять собачку, та, «которая все про всех знает», и, поправляя очки, строго спрашивает, что случилось и ай-яй-яй. И я, вместо того, чтобы сказать «да замолчите вы все!», потому что в ушах уже звенит и сверлит неодобрительный взгляд, потому что мы загородили проход, шумим и мешаем тут, набираю воздуха в грудь, закрываю-таки замок, крепко беру второй рукой Славу за ручку, так, что ему кажется, что я его тоже почти несу, и медленно поднимаюсь с затихшими малышами наверх, а сквозь грязные окна парадной светит солнышко.