Если провести на детской площадке пару часов с шести до восьми
вечера, когда на улице много детей и их мам, то за это невеликое время
можно неоднократно услышать фразу «я сказала»:
«Я сказала, не трогай руками лужу».
«Не садись на землю, я сказала».
«Я кому сказала?»
Как
вечная присказка авторитетного родителя эта не несущая никакой
смысловой нагрузки фраза должна убедить ребенка немедленно вынуть из
лужи пятерню и вскочить с поляны, куда он приземлился, чтобы отдохнуть
от пробежки по периметру площадки. В общем, выполнить все, что требует
мама. Потому что она так сказала.
Бывает, что, не задумываясь о смысле, а точнее,
бессмысленности произнесенных слов, мы говорим детям вещи, которые имеют
обратный воспитательный эффект. «Перестань баловаться, иначе отведу к
врачу, и тебе сделают укол» - кажется, что после этого заявления ребенок
сразу станет шелковым, однако все, к чему приводит это обещание - страх
перед белыми халатами и истерика при упоминании поликлиники.
- «Поздоровайся с гостями и расскажи стишок, который ты выучила для Деда Мороза»
- девочка демонстративно прячется за родительскую спину и на ближайшие
два часа «проглатывает» язык, а родители извиняются за невежливую дочь.
Сомнительные фразы передаются из поколения в поколение и являются частью родительского лексикона.
- «НЕ ПЛАЧЬ».
Он ударился, его ударили, он упал, потерял незаменимую деталь
конструктора, не получил призовое место в конкурсе, да просто встал не с
той ноги - какова бы ни была причина слез, всеми правдами и неправдами
родителям хочется остановить их. В большинстве ситуаций плач
воспринимается как сильный раздражитель, и при этом забывается, что у
слез есть известная очищающая и даже обезболивающая функция. Однако,
дети умнее и правдивее, и, как признался своей маме один трехлетний
мальчик: «Я порыдал, и мне стало легче». Время от времени каждому
полезно не сдерживать эмоции и поплакать. И хорошо при этом знать, что
рядом понимающий взрослый, который поддержит и в радости, и в слезах и
поможет осознать, отчего ребенку в данный момент так горько.
- «ПОСМОТРИ, ВАСЯ УЖЕ ОДЕЛСЯ САМ(умеет читать, бегло играет этюды Черни, построил дачу)».
Что может дать это сравнение ребенку, кроме чувства неуверенности,
ощущения себя неудачником и неутешительного осознания того, что он не
соответствует ожиданиям родителей?
Никакие доводы в пользу того, что у
каждого человека свой темперамент и скорость развития, не сдерживают
желания сравнить успехи своего ребенка с достижениями другого. Как бы ни
хотелось этого родителям, но идеальный Вася не станет мотивацией к
учебе, спорту и великим свершениям. А вот подорвать самооценку может
вполне. И чувство глухой, неозвученной ненависти к ни в чем не
виноватому мальчику-модели, ребенок может пронести через всю жизнь.
- «СЕЙЧАС УЙДУ И БРОШУ ТЕБЯ ЗДЕСЬ».
Что удивительно, результат от этой фразы и правда есть. Сначала не
поверивший угрозе ребенок, в конце концов видит удаляющуюся фигуру
родителя и бросается следом. Так, пользуясь властью, взрослый добивается
своего посредством вызывания одного из самых больших детских страхов -
потеряться и остаться одному.
При этом не учитывается вариант того,
что однажды ребенок может спокойно отпустить родителя и тем самым
показать, что угрозы взрослого ничего не стоят. Почему эта фраза до сих
пор в общепринятом обиходе - сложно понять. Возможно, потому что
объяснить причину, по которой нужно прервать интересную деятельность и
уйти в другое место, сложнее, чем просто пригрозить бросить ребенка
здесь и сейчас.
- «МЫ ЖЕ ТЕБЕ ГОВОРИЛИ». Детский
утренник, суматоха, после праздника детям раздают угощение. Маленький
Тема слишком долго переодевается и показывает бабушке свою кровать в
спальне, поэтому, когда выходит в группу, ему кажется, что сока и
печенья ему не досталось: на столах пустые обертки и коробочки с
вынутыми соломинками, а дети давно играют на ковре. Тема начинает
плакать, а бабушка, не предприняв ни единой попытки обнять его и
попросить законное угощение у воспитателя, бросает: «А я тебя
предупреждала: не нужно было так долго натягивать колготки. Теперь
плачь». Что в этой ситуации положительного? Разве что взрослый сохраняет
статус всегда правого. Ребенок же остается не без печенья и сока
(угощение для него, конечно, оставили), но без поддержки близкого
человека, что гораздо больнее.
- «ДАЙ, Я САМ ВСЕ СДЕЛАЮ».
Взрослому легко раздражиться на ребенка, который еще не умеет полить
домашние растения, не пролив ни одной капли на пол, или вырезать
прямоугольник строго по контуру. Но именно с детьми стоит учиться
сдерживать свой перфекционизм, иначе они не научатся делать что-либо
самостоятельно.
И тем более, если ребенку было поручено аккуратно
составить книги на полке, заправить постель или помыть пол, не нужно со
вздохом переставлять разноформатные книги по высоте и перемывать пол со
следами разводов. Потому что в следующий раз ребенок под любым предлогом
откажется выполнять поручение, ведь за что бы он ни взялся, родителям
все будет не так.
- «НЕ БОЙСЯ, ЭТО НЕ БОЛЬНО». Чаще
всего это утешение не срабатывает, а если при процедуре ребенок
действительно испытает неприятные или болезненные ощущения, то бодрящее
воодушевление, которое не сбылось, может подорвать доверие к родителям и
в следующий раз идти сдавать кровь из пальца или делать необходимый
укол придется со скандалом. Возможно, честнее сказать, что небольшая
боль будет длиться всего несколько секунд, а сразу после процедуры можно
купить мороженое или игрушку для храбреца.
- «ДАВАЙ БЫСТРЕЕ».
Сколько бы раз ни приходилось слышать от родителей эту фразу, КПД у нее
практически нулевой. Малыши в детсадовской раздевалке, чьи пальцы пока
не справляются с застежками сандаликов, начинают еще больше мешкаться,
когда их торопят. А школьник, которого просят быстрее собирать рюкзак,
потому что родители уже вызвали лифт и ждут на лестничной площадке,
скорее всего непременно что-нибудь забудет. Детская скорость дел,
особенно если перед нами медлительный флегматик, никак не изменится
после многочисленных «быстрее», «шустрее» и «поторапливайся». Скорее
родителям поможет закладывать лишние десять минут на сборы или
проговаривать пошаговые действия для забывчивого ребенка: «Давай ты
снимешь шапку, повесишь одежду в шкаф и переоденешься в физкультурную
форму».
- «ВЕЧНО ТЫ…» и «ТЫ НИКОГДА…». Всегда и никогда -
сильнейшие слова, которые обвинительным приговором навешиваются на
любого человека, в адрес которого они прозвучали, и в какой-то степени
заставляют поверить, что он и есть тот, кто постоянно опаздывает,
наводит беспорядок в своей комнате, теряет ключи от дома. А если принять
во внимание детское желание противоречить, то прямое значение упрека
«Вечно ты тянешь до последнего и не успеваешь сделать уроки»
действительно может стать неотъемлемой чертой характера и привычкой,
если не помочь ребенку подружиться со временем, а лишь ругать за
недостаток.
- «ЭТО НЕ СТОИТ ПЕРЕЖИИВАНИИЙ». С высоты
родительских лет большинство вещей, из-за которых расстраиваются дети,
действительно кажутся несущественными. Но это тот момент, когда нужно
попытаться вспомнить свой юный возраст и поставить себя на их место.
Тогда станет понятно, что первая несбывшаяся любовь ранит, а неудавшийся
поход в кино приносит расстройство на весь день. И как ощутима досада
из-за того, что говорящая игрушка, о которой мечталось на день рождения,
исчезла из продажи. И как больно, когда лучшая школьная подруга вдруг
переметнулась к другой девочке, а тебя не замечает.
Разделить
чувства, а не умалять их значение - только такой реакции от родителей
ждет в сложной ситуации ребенок любого возраста. И да, не всегда хватает
времени и чуткости на подробные объяснения, а вылетевшее слово, как
известно, «не воробей».
Но если задуматься, мало что оседает в памяти
и ранит так сильно, как небрежно произнесенные слова. Поэтому, может
быть, стоит подумать дважды и в итоге сделать правильный выбор между «я
сказала, перестань плакать» и «понимаю, как тебе сейчас больно и
обидно».
Карл Густав Юнг