Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Таисия — 13 лет 8 месяцев
Марика — 4 года 7 месяцев
Израиль
Поделилась постом 1 ноября 2015, 23:23
Очень интересно.

Или все о Шичиде за последние три года.

На самом деле, этот пост должен был быть первым в моем дневнике с тех пор как я начала писать о Шичиде. Но поскольку после моих первых постов случилось обширное обсуждение методики в комментариях, то я посчитала, что этого достаточно. На самом деле, конечно же, из-за неправильного представления методики часто случается путаница, так что начну сначала, но не перечисляя достоинства методики, а рассказывая о сути занятий.



Методика раннего развития, разработанная доктором Макото Шичида, еще недавно была малоизвестной в нашей стране. Для того, чтобы разобраться в ней, пришлось заказать книги из Японии, прочитать, перевести, вести переписку с Шичида-Центром, прочитать массу литературы, напрямую или косвенно связанную с темами, затрагиваемыми доктором Шичидой. Сейчас методику знают почти все, кто интересуется ранним развитием наравне с именами Монтессори, Домана, Лупан, Зайцевых, Никитиных и других. Методика «цепляет» всех, кто хоть сколько-нибудь о ней узнает: кто-то собирает информацию, кто-то активно занимается, а кто-то критикует. И тем не менее, я расскажу вам, в чем основной смыл методики, и почему родители так хотят в ней разобраться.


Что такое Шичида-Метод?

Эту правополушарную методику разработал профессор из Японии Макото Шичида (1929-2009). Он посвятил своим трудам более 40 лет, и за это время написал большое количество книг, из которых только четыре были переведены на английский. Методика долгое время оставалась для нас закрытой.

Доктор Шичида ссылается в своих трудах на множество других исследователей и делает выводы, что для гармоничного развития ребенка его нужно вести несколько иным путем, чем это принято сейчас в современном обществе. Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Вместе с феноменальной памятью к ребенку приходит способность к языкам. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный. Он предлагает развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. Помимо этого методика подразумевает отсутствие насилия при выполнении заданий и поиск подхода к своему ребенку через ласку, любовь и взаимное доверие и уважение.

Все занятия, которые доктор Шичида предлагает включить в ежедневные детские упражнения, основаны на активизации деятельности правого полушария мозга. И это не спроста.
Дело в том, что правое полушарие отвечает за творчество, воображение, фантазию и фотографическую память, а левое - за логику и рациональное мышление. Есть мнение, о котором говорят все чаще, и во многих странах даже бьют тревогу, что из-за раннего перевода детей на логико-знаковое мышление уже в начальных классах школы начинает активно теряться творческий потенциал и постепенно детей загоняют в шаблонное мышление. Но это тема даже не отдельного поста, а пожалуй, целой книги, так что подробнее об этом в другой раз.

Но если очень хочется сейчас, то вот видео Кена Робинсона к размышлению:


На самом деле, Метод Шичиды - это философия, основанная на культуре страны автора, и многих отпугивают различные занятия, которые при первом беглом взгляде могут показаться с эзотерическими мотивами, но если присмотреться, то окажется, что методику можно перенести в реалии почти любой страны и подобрать аналогичные игры из своей родной культуры, и сразу аутентичный налет японской культуры пропадает, и остается только суть.

Возраст, в котором ребенку лучше всего знакомиться с методикой - с полугода до шести лет. Чем раньше, тем лучше, но желательно все-таки успеть начать до трех. В школах Шичиды занятия происходят следующим образом: дети занимаются вместе с родителями. Самые маленькие - те, кто еще не может выполнять задания самостоятельно, просто следят за действиями родителей, сидя у них на руках, чтобы чувствовать максимальную вовлеченность в происходящее действие. Со временем они втягиваются и постепенно начинают осваивать задания самостоятельно.

Основной замысел Шичиды - проводить занятия для детей в очень динамичном темпе, когда на каждое отведенное упражнение уходит не больше 1-2 минут. При этом Шичида предлагает создать детям при помощи определенных упражнений такую среду, в которой ребенок будет максимально расслаблен и сосредоточен. Именно такой сочетание высокого темпа занятий и отсутствие стресса во время занятий позволяет, по мнению автора, поддерживать работу правого полушария и развивать его.

А если говорить простым языком, отбросив всякие рассуждения о полушариях, чтобы не пугать родителей, то все окажется совсем просто: только в спокойном и расслабленном состоянии человек способен решать творческие задачи, концентрировать и удерживать свое внимание на выполнении какого-то действия, а как следствие, только в таком состоянии можно трудиться и учиться максимально эффективно: без стресса, без осуждений и критики, без спешки, без надрыва.

На данный момент уже открыто более 400 школ Шичиды в Азии. Но Шичида - не единственный, кто занимается развитием правого полушария, хотя и первый.
Существует аналог школ Шичиды, например, школа Хегуру, распространившаяся в Европе. Среди школ есть несколько отличий, но принцип занятий один и тот же.

Упражнения методики. План и подготовка материалов.

Методика Шичиды требует очень большого разнообразия материалов, в идеале, чтобы материал, используемый во время одного занятия не повторялся несколько месяцев. В принципе, есть ряд допущений: например, если родитель не успел подготовить новый материал, то лучше показать тот, который был несколько дней назад, чем не дать вообще ничего. Так что четких правил в отношении материала здесь нет, есть лишь зависимость: чем реже вы демонстрируете один и тот же материал и чем чаще занятия, тем лучше эффект, и наоборот, чем чаще повторяется материал, и чем реже вы проводите занятия, тем эффект от занятий меньше, и тем не менее, он все равно есть.

Методика Шичиды нацелена на долгосрочный результат. Родителям, которые собираются впустить методику в свою жизнь, стоит воздержаться от регулярных проверок знаний, так как в методике важен конечный результат, а не промежуточные, которые раз от раза могут различаться в зависимости от заинтересованности ребенка, его общего состояния и настроя.

Возраст, в котором стоит предлагать то или иное задание ребенку, родители определяют самостоятельно. Занятия желательно проводить ежедневно. Если проводить полноценные занятия ежедневно не получается, можно выбрать основные игры и проводить сокращенное занятие, а пару раз в неделю делать более развернутые уроки. Время занятий - от 20 минут до часа.

Все задания должны быть такими, чтобы ребенок мог самостоятельно справить с ними за 1-2 минуты. Если ребенок не успевает и не справляется, то родителю следует помочь и в следующий раз упростить задание. В любом случае ребенок должен чувствовать себя комфортно при выполнении каждого упражнения и не испытывать стресс от того, что у него что-то не получается.

Итак, примерный план методики.
  1. Настройка.

Настройка или Prelesson - это упражнения на расслабление перед занятием. Любое занятие нужно выполнять только в спокойном и расслабленном состоянии. В первую очередь заведомо не стоит начинать задание, если ребенок перевозбужден. Для успокоения ребенка его стоит сначала отвлечь: поговорить с ним, обнять, прочитать небольшую книгу, а затем приступить к настройке. Самые эффективные занятия всегда получаются сразу после утреннего или дневного сна, когда правое полушарие еще активнее обычного.
Для настройки Шичида предлагает включить музыку с альфа-волнами, в своих трудах он упоминает музыку Джеффри Томпсона, только обратите внимание, что музыка нужна именно с обработкой альфа-волнами, так как не вся музыка Томпсона обработана именно таким способом. Мы также используем в своих занятиях композиции Deva Premal и Liquid Mind, их легко можно найти в соцсетях. Также обратите внимание, что эту музыку не следует включать просто так. Ее следует включать за 10 минут до занятия, во время самого занятия сделать чуть потише и оставить фоном. В конце занятия музыку необходимо выключить.
Что входит в настройку:
  • Упражнение на дыхание. Ребенок может задувать свечу, пускать мыльные пузыри, дуть через соломинку на ватные помпоны, дуть на ленточки или перья, подвешенные на палочки, бурлить в стакане с водой через соломинку. Можно вырезать из бумаги туловище осьминога и подвесить к нему ленточки-ножки, чтобы при дуновении он ими шевелил. Можно таким же образом сделать облачко с дождиком или подвесить крошечные колокольчики, чтобы они начали звенеть. Дети постарше могут уже просто делать несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Шар энергии. Это упражнение, в котором ребенку предлагается сначала энергично тереть ладошки друг о друга, а затем, когда ребенок почувствует тепло между ладонями, начать «лепить шар» словно снежок, визуализируя энергетический поток. Когда шар становится очень большим, им можно умыться или даже «съесть». Если вам не нравится в виду каких-то причин это упражнение, его вполне можно пропустить, хотя по сути это обычная визуализация и как минимум никакого вреда принести не может. Если ребенок слишком мал, то во время этого упражнения мама может посадить его к себе на колени и выполнять это упражнение держа руки ребенка в своих. Когда ребенок научится делать это упражнение самостоятельно, он может сидеть напротив мамы и просто повторять за ней. Кстати, дети подобные упражнения очень любят.
Подробнее о настройке можно почитать здесь.
  1. Тренировка фотографической памяти:
Сетка памяти.

Это упражнение, в котором ребенку выдается небольшой разлинованный лист в виде сетки, в каждой ячейке располагается карточка с изображением. Ребенку предлагают посмотреть на изображение в целом в течение 5-30 секунд, в зависимости от количества ячеек. Затем карточки смешиваются, и ребенку надо по памяти восстановить их, расположив в ячейках.
Это упражнение обычно выполняют дети после 2,5-3 лет, однако можно придумать много вариаций с карточками, которые позволят разнообразить это упражнение и сделать его доступным для младшего возраста.
Варианты:
  • Выложить перед ребенком ряд карточек, дать посмотреть, затем собрать, смешать и добавить одну новую карточку. Выложить снова и предложить показать лишнюю.
  • Выложить перед ребенком ряд карточек, дать посмотреть, забрать, перемешать, но убрать одну из карточек. Предложить вспомнить, какой не хватает.
  • В быстром темпе продемонстрировать ребенку несколько карточек, сложить их так, чтобы ребенок не видел изображения на них. Предложить ребенку вспомнить, какие карточки он только что видел. Если ребенок называет правильную карточку, доставать ее из колоды и выкладывать перед ним.
  • Мой любимый способ - переворачивающиесяся окошки. Ссылка.
  • Аналогичным образом вместо разлинованных ячеек можно использовать любые предметы. Например, чистую коробку от яиц. В нее следует разложить мелкие предметы, дать посмотреть, затем высыпать и предложить разложить всё по местам.
  • Для детей помладше можно вырезать из картона плоские домики и раскладывать на них животных, затем предложить вспомнить, где чей домик.
  • Можно придумывать игры с предметами, вплетая в них сказку. Животные выстроились в очередь за мороженым, но вдруг полил дождик и все разбежались прятаться под деревьями, и теперь не могут вспомнить кто за кем стоял. Или дед Мороз нес игрушкам подарки - разложить подарки напротив кукол со словами: «Кукла Маша хотела карандаш, плюшевый мишка хотел ложку, ёжик хотел заколку». Затем сложить все в мешочек и сказать, что дед Мороз всё перепутал и забыл, и нужно срочно помочь ему вспомнить, пока все игрушки спят.
  • Можно располагать предметы или картинки вразброс на листе бумаги или ковре, не обязательно при этом придерживаться принципа ячеек, а затем попробовать вспомнить, кто где был.
  • Можно даже использовать пустой стеллаж с ячейками, раскладывая в него крупные предметы вроде игрушек.
Как родителям запомнить самим всё это? Я даже не пытаюсь, я снимаю на телефон и сверяюсь с картинкой)

Вот как Алиса делала это в 2 года 2 месяца.

Кстати, посмотрите вариант, как еще можно выполнять упражнения на тренировку памяти:

3. Еще одно значимое упражнение - это Цепочка памяти или Linking Memory.

Это мнемотехника для запоминания большого объема информации через связывание слов. Для этого перед ребенком выкладывают карточки и поочередно связывают их нелогичной историей. История должна быть максимально абсурдной, логики в ней прослеживаться не должно. Это дает два преимущества:

1. При запоминании ребенок не "подгоняет" слова под смысл. То есть, в логичной истории, например, лопатой копают землю, а в нелогичной лопатой копают небо. Или в логичной в кастрюле варят суп, а в нелогичной в кастрюле выращивают бананы, ну и так далее.

2. За счет необычных нелогичных историй мы показываем ребенку способы фантазировать, придумывать сказки - а это очень много. Это вообще чуть ли не самое важное, что сейчас может быть - развить фантазию)

Включать упражнение в арсенал следует тогда, когда вы уверена: ребенок понимает абсурдность истории.

У нас начало неплохо получаться где-то в 1,9, но у всех по-разному:

Подробнее о цепочке можно почитать здесь и здесь.

4. Мандалы.



Мандала - это такой вид рисунка, который проще всего НЕ анализировать. Он не содержит фактически никакой информации, кроме геометрических форм, он симметричен, и поэтому не отвлекает на поиск баланса и логики изображения. Именно поэтому мандалы так часто применяют для сосредоточения и расслабления.

В играх Шичиды на раскрашивание мандал используются именно они, так как в них нет никакой логики. Скажем, если дать ребенку обычный контурный рисунок, и попросить раскрасить по только что продемонстрированному образцу, то его мозг начнет анализировать изображение, присваивая ему "нужные" цвета, его внутренний настрой собъется. Так, для солнца он непременно выберет желтый, а для черепашки зеленый.

Играют в мандалы так: ребенку дают контурный черно-белый вариант мандалы и карандаши. Затем взрослый на несколько секунд показывает ребенку цветную мандалу, убирает ее и просит ребенка отметить карандашом на своем варианте, где какой цвет он видел. Для раскрашивания достаточно просто черкнуть линию, а не раскрашивать мандалу целиком.


Маленьким детям можно предложить упрощенное упражнение с мандалами, когда у вас есть две очень похожие и тем не менее не одинаковые Мандалы. На одну секунду вы показываете ребенку одну из них, а затем демонстрируете обе и предлагаете выбрать ту, которую он только что видел. Это упражнение так же можно усложнить, используя не две похожие мандалы, а большее количество.
Так же вместо мандал можно использовать любые изображения в стиле «найди отличия».
Много мандал можно скачать здесь, а еще кое-что есть здесь и здесь.

5. Флэш-карты.



До недавних пор велось много разговоров вокруг этого пункта. Флэш-карты - это обычные карточки с изображением предметов, в идеале они должны быть размером примерно в половину листа А4 - именно такие используют в школе Шичиды, демонстрируя их всей группе. Мое мнение, что для индивидуального использования карточки допустимо изготавливать немного меньше, но не менее, чем 10х15 см.

Изображение на карточке - максимально четкое и ясное, фон предпочтительнее белый, надписи или отсутствуют или написаны очень мелко, для чтения родителями, если ребенок при демонстрации сидит на руках, а не напротив. Если ребенок во время занятия сидит напротив, то карточки лучше подписывать с обратной стороны, держа стопку с карточками перед собой, доставая каждую новую карточку с конца стопки и перемещая ее вперед, одновременно прочитывая текст с обратной стороны.

Демонстрируя ребенку карточки в очень высоком темпе - примерно по полсекунды на карточку с одновременным озвучиванием того, что изображено на картинке, мы постепенно обучаем ребенка воспринимать поступающую информацию в очень быстром темпе, успевать воспринимать как визуальный образ, так и речь, и в дальнейшем это помогает ребенку открыть в себе фотографическую память. Сначала ребенок не успевает за новым темпом и поступающей информацией, но постепенно он привыкает и учится, и со временем такой темп усваивания уже не является для него чем-то необычным.

Вот как это делают в школе Шичиды (смотрите с 1 минуты 55 сек):


Загвоздка этого упражнения в том, что каждый день ребенку надо предлагать разные карточки. Число карточек для ежедневного просмотра должно стремиться к 100 или даже превышать его, если родители готовы на подобные подвиги. Таким образом, для бесповоротных показов в год необходимо иметь более 36 тысяч карточек. Согласитесь, задача почти невыполнимая для нормального человека, у которого помимо карточек есть еще и другие интересы в жизни. И материальные затраты на печать такого количества карточек совсем не маленькие, даже если пользоваться сервисами netprint и printbook, где стоимость отпечатка очень невысока.

Здесь есть один спорный вопрос. Решение каждый принимает для себя сам, взвешивая все «за» и «против». Дело в том, что есть простое решение этого вопроса - демонстрация изображений на компьютере. Вы просто загружаете картинки и листаете их стрелочкой - и проблема бессонных ночей исчезает сразу же, не успев появиться. Но проблема еще и в том, что у Шичиды вы нигде не найдете рекомендации смотреть изображения на компьютере. И, конечно, родители обеспокоены тем, что компьютерные показы могут влиять на зрение малыша. И тем не менее, я приведу свои доводы в пользу «за» такие показы. Отсмотрев со своей дочкой бумажные карточки более полугода, и напечатав почти три тысячи картинок, я решила демонстрировать их на компьютере. Это было обдуманное решение, приняв которое, я взвешивала свои представления о потенциальной пользе и потенциальном вреде, и первое перевесило. Именно поэтому было принято решение создать сайт www.supermom.ru, где каждый желающий сможет внести свою карточную лепту и получить доступ ко всей базе карточек. На данный момент карточная база превысила 70 тысяч картинок, а это примерно 2 года бесповоротных показов, поэтому сейчас доступ к базе стал платным, за символическую сумму можно купить безлимитный доступ ко всей картотеке на все время существования сайта.

Вот мои доводы «за»:
Во-первых, демонстрация 100 карточек при условии, что на одну карточку тратится полсекунды - составляет 50 секунд. Согласитесь, 50 секунд - это не то, что может окончательно и бесповоротно испортить зрение малыша при условии, что он не смотрит целыми днями мультики и не находится в замкнутом пространстве большую часть времени. Потому что если ребенок не смотрит по два часа в день мультфильмы, не играет в планшет или телефон, не бегает рядом с постоянно включенным фоном телевизором (доказано, что это опаснее, чем смотреть в экран напрямую), много гуляет - и таким образом фокусирует зрение на дальних объектах, и просматривает карточки на расстоянии полуметра от монитора, то 50 секунд на компьютере никак не смогут ухудшить картину в целом. Даже если это будет не 100 карточек, а 200. И тем не менее, на всякий случай я настоятельно не рекомендую начинать компьютерные демонстрации до года, а постараться обойтись бумажными карточками.

И еще. Почему-то среди мам распространено мнение о том, что это чуть ли не единственный способ освоить ребенком фотопамять, а все остальное уже довесок к флэш-картам. Это не так. Флэш-карты, как и все перечисленные мной упражнения занимают важную роль и входят в основной костяк упражнений для развития памяти. Но одно это упражнение никак не может быть единственным, так как для развития фотопамяти нужно стимулировать сразу несколько видов памяти: и зрительную, и слуховую, учиться запоминать цвета и формы, расположение предметов на плоскости и в объеме, и так далее. Данное упражнение с флэш-картами скорее готовит ребенка воспринимать поступающую информацию в сверхскоростном темпе, улавливать и картинку и звуковое сопровождение, так что одно это упражнение без поддержки других игр «весит» не так много, но и без него арсенал развития фотопамять нельзя считать полноценным.

Скачать некоторые карточки для печати можно здесь, а получить безлимитный доступ для ежедневных просмотров до 200 флэш-карт можно здесь!

6. Конструирование

Шестое важное упражнение, которое желательно включать в свои занятия - конструирование.



Шичида предлагает для этого древнюю игру в Танграм, и надо сказать, игра очень хороша, так как развивает ребенка сразу по нескольким направлениям, влияя и на восприятие, и на воображение, и на внимательность, на память и многое другое.
Игру в танграм вполне можно заменить блоками Деньеша или даже конструктором типа Лего, выбрав два одинаковых комплекта разных кубиков, сложив из одного башенку или другую фигуру, а другой комплект предложить малышу, чтобы он повторил вашу, собрав такую же по форме и цвету. В дальнейшем упражнение можно усложнять, увеличивая количество деталей. Вариант еще сложнее - продемонстрировать свой вариант башни, дать его рассмотреть, а затем убрать и предложить сложить по памяти.
О танграмах можно почитать здесь, обзор конструкторов - здесь!

7. Моторика


Также рекомендуется включать в занятия игры на моторику. Здесь может быть:
  • шнуровка
  • нанизывание бусин
  • работа со щипцами
  • переливание жидкостей
  • магнитная рыбалка или прочие подобные игры
  • проводилки и прописи (я использую Купоны или рисую сама)
  • Вырезание (тоже отлично подходят Кумоны)
  • Складывание бумажки по контурам (и опять Кумоны)
  • И все, что вы сами сможете придумать на 1-2 минутки.

8. Логика и интеллект

Так же в занятия стоит включать упражнения на развитие логики и интеллекта:
  • продолжи цепочку: красный круг, синий круг, желтый круг, красный круг, синий круг, желтый круг… Постепенно цепочки следует усложнять
  • Найди лишний предмет: окунь, креветка, ящерица, осьминог, морской конек. Или: брюки, носки, рубашка, платье, туфли, колготы. Детей постарше надо попросить объяснить свой выбор.
  • Функция поиска: на картинке разбросаны предметы, почти все из них повторяются, надо найти тот, который не имеет пары.
  • Найти логическую пару предмету: птица-гнездо, гусеница-бабочка, дерево-лист и пр.
  • Выстроить логическую цепочку действий и расположить в нужном порядке: яблоко на столе, огрызок, мальчик ест яблоко.
  • Собери картинку. Здесь можно использовать как просто разрезанную на несколько частей картинку, так и пазлы.
  • Найти на картинке как можно быстрее заданный предмет (есть много книг-картинок с подобными заданиями).
  • Экстраполяция изображения. На картинке изображена часть предмета, надо догадаться, что это за предмет.
  • Соотнести изображение и его тень или контур.

9. Сенсорика

Малышам стоит предлагать больше занятий на сенсорное восприятие:
  • Вытащить из мешочка загаданный предмет, опознав его на ощупь. Можно подготовить карточки с изображением предметов в мешочке, можно просто называть их.
  • Показать, какой из разложенных перед малышом предметов мягкий, какой твердый, гладкий, скользкий, шершавый, пушистый и т.д. Дать потрогать все предметы.
  • Предложить ребенку различные сортеры по цвету, форме, размеру или назначению.
  • Предложить ребенку лото с карточками или предметами.

Принцип, я думаю, понятен, дальше можно придумать самостоятельно, использовать сборники заданий и пр.

Особое место в сенсорных играх занимают игры на цветовосприятие.
Подборки игр на цветовосприятие можно посмотреть здесь, здесь и здесь, и еще вот тут.

10. Интуиция

В это можно верить или нет, в любом случае, если вам этот пункт не интересен, просто не включайте его в свои занятия.

Шичида объясняет интуицию и телепатию как улавливание вибраций мира. Все в мире излучает свои сигналы: любая вещь, любое действие вибрируют с определенной частотой. Дети способны улавливать эти сигналы и подобно азбуке Морзе преобразовывать обратно в образ. Со временем «шестое чувство» у детей отключается, так как не находит применения во взрослом мире.

Вот простой пример, описанный в книге Шичиды: папа ведет девочку в детский сад. По пути девочка говорит, что сегодня их воспитательницы не будет, а в группе появится новый мальчик. Все так и случается. Девочка уловила сигналы совершившегося действия, то есть тех событий, которые уже сложились и подавали сигнал: воспитательница тогда уже была больна и уже собиралась остаться дома, а новенький мальчик уже был записан в группу, и мать вела его в детский сад.


Играть в интуицию очень просто, достаточно загадывать, под каким стаканчиком лежит предмет или за каким листиком спрятался нарисованный жучок - и давать ребенку отгадать. Со временем количество стаканчиков увеличивается, равно как и разнообразие предметов, которые следует отыскать. Но с подросшими детьми лучше всего использовать жизненные ситуации и просить угадать, например, кто сегодня придет в гости на ужин, или куда вы собираетесь поехать на выходные. Вы также можете мысленно подсказывать своему ребенку.

11. Воображение

Как ни странно, многие связывают воображение напрямую с творческими профессиями, например, художником, дизайнером или писателем. Но это совсем не так. Воображение или креативное мышление нужно везде: от способности быстро и неординарно решить поставленную задачу, даже если она из области, скажем, логистики или планирования, и заканчивая обустройством собственного быта и организации своего досуга. Оно необходимо для моделирования, планирования, игры, творчества и образной памяти. Стоит ли говорить о том, что результатом всей деятельности воображения является идея. И именно идеи, захватывающие человека, способны внести что-то новое в его жизнь, и даже жизнь целой планеты.

Чтобы мозг научился думать латерально, то есть не по шаблону, ему постоянно нужно подкидывать различные задачи и материал, который будет служить базой для создания чего-то нового. Конечно, я сейчас говорю о знаниях, эмоциях, впечатлениях, зрительных образах и так далее.

Наиболее интенсивно воображение развивается именно в раннем возрасте. В дошкольном возрасте происходит не только закладка, но и совершенствование, и усложнение функции воображения, а как следствие, и творческой функции.

Подробнее о воображении и о том, как его развивать, можно почитать здесь.

.........................................................................................

Шичида советует включать в занятия также и физические упражнения, но предложенных им упражнений явно недостаточно для гармоничного физического развития, так что, конечно, в рамках занятия можно сделать небольшую зарядку или гимнастику, но стоит иметь ввиду, что отдельно от занятия стимулировать двигательную активность ребенка также нужно.

Так же Шичида рекомендует включать в занятия чтение на иностранном языке, элементы звуковосприятия (развитие слуха), но опять же, на мой взгляд, этих занятий будет недостаточно, поэтому включать их сейчас для общего развития или развивать слух и языковые навыки ребенка вне занятия по Шичиде - решайте самостоятельно. Мы для себя выбрали второй путь.

Итак, подводя итоги, я могу сказать, что очень важное условие в занятиях - это постоянная смена деятельности. Только представьте, какой объем совершенно разных игр проигрывается ребенком во время занятия. Такая интенсивная программа при условии спокойствия и расслабленности - залог умения концентрироваться, быстро переключаться и учиться решать любые жизненные задачи без стресса.
Считается, что в современном мире преимущества у тех, кто умеет сосредотачиваться на поставленной задаче. Способность концентрироваться - один из важнейших критериев для дальнейшего успешного обучения в школе, университете, для качественной работы и вообще для достижения любых результатов, связанных с образованием и его дальнейшим применением.
Чтобы развить в ребенке усидчивость и концентрацию, в первую очередь надо научиться включать внутренний фильтр на все внешние раздражители, чтобы не отвлекаться по мелочам.
Помимо этого нужно научиться быстро и без проблем переключаться между разными видами деятельности и уметь последовательно решать задачи. Поначалу цепочка заданий может быть совсем небольшой, но постепенно ее надо расширять и усложнять. Чем длиннее цепочка и длительнее концентрация, тем лучше.
Конечно, все это происходит далеко не сразу, к этому идут, часто начиная этим заниматься еще до года, и это действительно дает результаты, хотя и требует хорошей концентрации и сосредоточения родителей или педагогов)))
Ну и напоследок, хочу сказать, что для меня эта методика стала отправной точкой в выстраивании наших занятий с Алисой. Однако и мы многое адаптировали, добавили или видоизменили, оставив суть, но поменяв облик. Так, занятия английским, музыкой, творчеством и спортом проходят у нас отдельно от основного занятия, так как требуют на мой взгляд более серьезной проработки. Ну и, конечно, упражнения на развитие моторики в рамках занятия тоже дают не много, они скорее для разнообразия и смены вида деятельности, ведь смысл методики в том, чтобы постоянно переключать мозг на решение разных задач.

Что касается самих занятий, Шичида говорит о том, что занятия можно разбивать на блоки в течение дня, но каждый раз надо будет заново делать настройку и выбирать время, когда малыш готов: не перевозбужден, не устал, не голоден, не имеет других намерений о том, как провести ближайшее время.

Еще из важного, что стоит знать. Шичида в своих трудах многократно повторяет, что любое знание малыш должен получать в сопровождении родительских любви и ласки. Любые упражнения не должны подчинять себе волю малыша. Если он не хочет заниматься и вы никак не можете его мотивировать - поищите другое время и попробуйте другой подход.
Если ребенок не может выполнить упражнение, дайте ему другое, помогите или упростите, но ни в коем случае не ругайте и не выражайте недовольства. Похвалите за хорошо сделанное задание. Подбодрите малыша и скажите, что в следующий раз у него получится лучше, если сейчас у него не получилось. Следите за состоянием ребенка, как только ему станет скучно, он начнет маяться или отвлекаться, значит что-то идет не так - заканчивайте и переносите занятие на другое время.

Шичида также говорит о необходимости постоянно расширять детям словарный запас, объяснять новые понятия, отвечать подробно на все вопросы. Думаю, для многих это не ново, впервые об этом заговорил американский коллега Шичиды - Гленн Доман. Давать ребенку знания о мире можно начинать уже с рождения. К двум годам пассивный словарь ребенка должен насчитывать не менее 2000 слов. Эта пассивная лексика рано или поздно обязательно перейдет в активную.
Большую помощь в процессе формирования лексикона, расширения кругозора и знаний о мире, конечно, играют книги, поэтому ребенку следует читать качественную литературу, останавливаться на сложных моментах и приучать любить книги с самого раннего возраста.

Если у вас все еще остались вопросы и сомнения, посмотрите мой пост о сложных вопросах в методике Шичиды, и возможно он станет вам чуть понятнее.
Так же у меня в разделе на сайте есть описания методики и планы для разных возрастов: занятия до года, 1-2 года, примеры занятий в 1,5 года: здесь и здесь, план занятий на 2-3 года.

Вот, в общем-то, и все премудрости. Подробности этой методики можно найти у меня в дневнике, так же у меня можно найти бесплатные материалы собственного изготовления (мандалы, карточки, лото, цветовосприятие), подборки лучшей детской литературы для возраста от 6 месяцев до 5 лет, а так же идеи игр, мои размышления и кучу другой полезной информации, и, главное, 70 тысяч карточек для ежедневных демонстраций - все это на сайте supermom.ru. Сайт почти полностью дублирует мой дневник, но рубрикатор для поиска там намного удобнее, а здесь живее общение в комментариях - хотя кому как больше нравится.

Надеюсь, теперь введение в методику станет понятнее! Удачных занятий!
Лиза
Комментировать

Комментарии

Risu 15 июля 2016, 21:18

Лиза, читаю Ваши посты о Сичиде (Щичиде) и решила поделиться вот каким переживанием. Мне кажется, что если аккуратно организовать работу с двумя языками, языкового конфликта не будет, но все же переживаю. Поясню: флэш-карточки озвучиваю на русском сама, видео-вариант задумала показывать на английском. Интересно Ваше мнение: должны ли быть карточки одинаковыми в обоих случаях? Важно, чтобы смысл всех предметов был понятен (не важно, на каком языке приобретены эти знания), как я понимаю методику. Заранее спасибо за ответ и возможно, совет.
Ответить
Екатерина 17 мая 2016, 14:57
Россия, Новосибирск

Здравствуйте, Лиза!Обращаюсь к Вам, т.к. именно от ваших постов вдохновилась занятиями по данной методике. Начала скачивать материалы и столкнулась на ББ с таким-многие мамы занимаются по Шичида тематическими занятиями, то есть на одну тему или даже неделями.Прошу мнения-это имеет место быть?Иногда,часто,никогда?Надеюсь на ответ

Ответить
Россия, Москва

Ах,почему на Вас не записывалась раньше,столько я упустила(((Спасибо Вам за огромный труд и любовь за детям!Не буду много написать,слова уже здесь не нужны..Я восхищена,удивлена ,сражена:-) Всегда Ваша поклонница !

Ответить
Татьяна 20 ноября 2015, 22:28

Добрый вечер, Лиза! Как же хорошо, что я оказалась на страничках Вашего дневника, причем, совсем случайно))) Хочу присоедениться к бесчисленным словам благодарности в Ваш адрес. Вы действительно очень вдохновляете и заряжаете позитивной энергией и энтузиазмом! Моему второму сыночку 10 мес. После его рождения занятия со старшим ( 4 года) практически прекратились т.к. Денис был все время на руках( гулял, ел и спал-все в одном месте))) Но сейчас стало проще, малыш подрос и стало появляться немного времени для игр и занятий с Женькой (старшим сыном). И тут Вы. Я думала, что знакома со всеми методиками, много читала, многое использовала в занятиях с Женей, но о Шичиде узнала только прочитав Ваши записи и... вдохновилась!!! Теперь мы занимаемся каждый день, ребенку очень нравится ( правда подготовка к занятиям занимает почти все свободное время, но это приятные хлопоты), и я безумно счастлива, что могу проводить с ребенком время интересно, познавательно и радостно! Я Вас наверно утомила, извините))) У меня к Вам миллион вопросов, но все сразу задавать не буду) Мы с Жекой раньше всегда картинки рассматривали оснавательно, он задавал интересующие вопросы, я давала развернутые ответы. Когда я начала показывать карточки на планшете в быстром темпе мне ребенок сказал, что не успевает рассмотреть, пытался по ходу вопрос вставить...в общем, ему не очень приглянулся метод просмотра флэш-карт и он не особо внимателен в эти минуты. У Вас Алиса всегда смотрит в монитор, не вертит головой по сторонам? И, если все же отвлекается, как вы возвращаете ее внимание к карточкам? P.S. Можно с Вами подружиться?))

Ответить
Россия, Москва

Добрый день, Лиза! Спасибо Вам за возможность использовать огромную библиотеку флеш-карт)) Хотела попросить помощи. При показе флеш-карточек очень часто попадаются ошибки - например, неверное название объекта, дублирование карточек в теме, т.е. из 20 - 2-3 повторяются. Пробовала писать на адрес админа supermom, но без ответа...

Ответить
Россия, Москва

Я думаю, что повторение карточек происходит настолько нерегулярно, что если в паре сотен одна и выскочит, то ничего страшного не произойдет. По поводу ошибок я прошу писать на адрес redbirdliza@yandex.ru, я стараюсь исправить все ошибки, о которых вы сообщаете. Для этого необходимо указать тему и название карточки. Спасибо.

Ответить
Россия, Пермь

Спасибо, почему то те статьи не могла себя заставить почитать, не знаю начинала и не нравилось, а сейчас взахлеб прочитала, очень интересно, поняла суть. Вопрос а что после 6 лет? Какие предложения дальше? И сами что с мужем думайте про развитие к 7 годам? Ведь школы нынче дают шаблоное развитие и парой губят интерес к учебе. Мозг привык получать информацию. Если программы начальной школы еще есть интересные, то дальше все почти нет все сводится к стандарту.

Ответить
Россия, Москва

После шести тоже есть свои способы и много очень интересных нешаблонный упражнений и игр, но поскольку Алисе сейчас еще нет четырех, то и об этом я буду писать чуть попозже. А вообще, в школе все так же как и в детском саду - в учреждении уравниловка и стандартизация, а дома уже все остальное - это ложится на плечи родителей.

Ответить
Татьяна 16 октября 2015, 16:35
Россия, Екатеринбург

Лиза, добрый день.

Огромное спасибо за всё, что Вы для нас делаете!!!

Подскажите, пожалуйста, про цепочку памяти: действительно ли важно, чтобы история была максимально абсурдной? Я вижу, что до понимания абсурдности нам ещё далеко. Можно придумывать логичные истории ? Или дождаться, когда дорастём?

Ответить
Россия, Москва

Здравствуйте! Нет, в данном случае абсурдность истории действительно важна, лучше отложить это упражнение на более старший возраст, если сейчас оно вам не доступно.

Ответить
Татьяна 20 октября 2015, 12:50
Россия, Екатеринбург

Спасибо.

Ответить
Imago 14 октября 2015, 19:43
Россия, Домодедово

Лиза, добрый день! Нам 1,1г. Три недели, как начали заниматься по Вашим материалам. Спасибо огромное за Вашу работу! Возник вопрос, возможно дурацкий. А можно не все названия читать? У меня получается медленно и невнятно, и малая чувствует спешку и теряет интерес. Если называть 50-70%,, а некоторые темы просто озвучивать вроде "какие красивые и разные бывают бабочки". Я поняла, что речь+ фото дают связку между полушариями, а просто фото, не будут развивать правое полушарие? Речи у нас и так поток, я как радио.

И еще один вопрос если можно. Только начав читать Ваш дневник, помню нашла толи пост, толи упоминание в комментариях о фен-шуй. Там были рекомендованы книги. К сожалению не сохранила, и вот уже несколько дней никак не могу найти. Не подскажите, что почитать по этой теме? Отдельное спасибо за список родительских книг. Многое уже осилила, и в каждой есть что почерпнуть!
Спасибо!
Ответить
Россия, Москва

Важна не просто связка речь+изображение, а обучение воспринимать и обрабатывать информацию на высокой скорости. Я понимаю вашу заминку с бабочками, это язык сломать можно. На самом деле, лучше всего в презентации выключать темы или карточки с труднопроизносимыми названиями (при нажатии на превью карточки до начала презентации появляется значок цензуры), а в ближайшее время, я очень надеюсь, мы приведем базу в порядок, почистим ее, и там все станет намного проще)

А по фэн-шуй проще всего начинать с Лилиан Ту, Льва Игельника. Чтобы зарядиться идеей, можно и Правдину почитать, но это не совсем фэн-шуй, а скорее позитивное мышление, от классического фэн-шуй там не много.

Ответить
Imago 19 октября 2015, 22:00
Россия, Домодедово

Большое спасибо! С бабочками не очень удачный пример, там просто слова незнакомые, но если заранее прочитать, то осилить можно. Сложнее было с замками и мостами, но это така красотища, что я уже после занятия сама сижу разглядываю ( своим левым полушарием :) )

Ответить
Imago 15 октября 2015, 00:48
Россия, Домодедово

Про фен-шуй нашла!!!!!! на 4 стр. Вашего дневника :)

Ответить
Anna 14 октября 2015, 16:15
Украина, Киев

Лиза, добрый день!

Хочу выразить огромную благодарность за Ваш труд! Я уверена, что Вы стали примером и стимулом для многих мам) Лично для меня, так точно!

Ещё летом случайно набрела на Ваш дневник и поняла, что это именно то, что мне нужно! Последние 3 месяца я занимаюсь подготовкой флэш-карт и надеюсь в скором времени начать занятия с дочкой (ей сейчас 9 месяцев). Села еще раз изучить Ваш дневник чтобы составить план занятий по Шичиде в принципе и на наш возраст в частности, и окончательно запуталась!!

В 3 постах я нашла разные составляющие занятий и в разной последовательности (данный пост, http://www.babyblog.ru/user/moment/50399 и http://www.babyblog.ru/user/moment/58117)

Если ли разница в последовательности упражнений? Если да, то к какой лучше придерживаться? Правильно ли я поняла, что до года основными занятиями должны быть: настройка, показ карточек, игра на интуицию. А все остальные упражнения вводить постепенно, смотреть, готов ли ребёнок. Или нужно делать всё, и если ребёнок не может/не понимает задание то делать за него?

Также Вы писали, что полные занятия по Шичиде проводите несколько раз в неделю, а потом и вовсе 1 оставили. Но при этом ежедневно показываете карточки и оствляете некоторые упражнения. С какого возраста так можно делать?

Лиза, буду очень благодарна Вам за ответ и совет!

Понимаю, что таких как я много, и писем Вы тоже много получаете. Но по природе я перфекционист, а что касается ребенка так тем более (чего стоит только выбор пирамидки =)))) ). И очень хочется делать всё верно.

Ещё раз спасибо!

Ответить
Россия, Москва

Здравствуйте.

В последовательности упражнений большой разницы нет, главное, чтобы вначале были дыхательные упражнения и настройка, а сенсорные игры и всякую "возню" лучше перенести на самый конец занятия. Между этим вы можете мешать упражнения в любом порядке, главное, чтобы виды деятельности сменяли друг друга как можно чаще, и типы упражнений максимально отличались друг от друга. Карточки можно показывать как ближе к началу занятия, так и в середине.

Все занятия включаются в арсенал ребенка по мере того, как он способен их выполнить и даже чуть раньше, но родитель помогает ребенку.

Мы очень активно занимались по методу примерно до 2,5 лет, это были ежедневные занятия. Затем занятия стали несколько реже - из колеи нас выбило лето со всеми поездками. После трех случались моменты, когда у меня вовсе не было возможности заниматься, но будь моя воля, я проводила бы занятия каждый день и по сей день.

Ответить
Anna 20 октября 2015, 10:55
Украина, Киев

Спасибо большое!

Сейчас больше ясности)

Наверное, мне нужно на полдня отправить ребёнка с кем-то гулять и спокойно все разобрать/составить/упорядочить))

Надеюсь, мы скоро начнём занятия!)) уж очень хочется попробовать в деле все эти занятия)

Ответить
Маша 14 октября 2015, 16:10
Россия, Москва

Лиза, какая же Вы трутяга! С ума сойти. Спасибо.

Ответить
Россия, Москва

Спасибо вам большое!

Ответить