Несу ТРИЗ в массы!
Раз уж мне выпала эта миссия нести ТРИЗ в массы на бб, то начну с теории. На правильность не претендую, в посте исключительно моя интерпретация, к тому же ориентированная на возраст 3-4 года. Я в самом начале пути, поэтому со временем мои мысли могут поменяться. В этом посте выдержки, собранные на просторах интернета.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.
Занятия для 3-х - 4-х-летних малышей занятия должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.
Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, чтобы сюжет самой сказки был очень хорошо знаком, а действия героев понятны. При этом желательно не просто додумывать сюжет (что обычно и делается в тризовских детских садах), но и применять в рамках сказки другие методы-игры, речь о которых пойдет далее.
Какие методы и игры можно использовать в играх с дошкольниками. Собственно, для меня это главный вопрос, ибо практика в нашем деле главное.
Игра "Да-Нетки" или "угадай загаданное".
Мама загадывает предмет, ребенок пытается угадать путем наводящих вопросов. Главная цель игры - научить ребенка задавать "правильные" вопросы, то есть те, которые отсекают неправильные ответы. Это вопрос времени. Чем младше ребенок, тем больше времени понадобится.
Игра "Хорошо-плохо".
А это уже метод. На базе этой игры мы учимся видеть мир с разных точек зрения, в дальнейшем этот навык очень полезен при выборе оптимального решения.
У каждого явления две стороны: хорошая и плохая. Цели игры - назвать каждому предмету хорошие и плохие качества. Пример: "Книга". Хорошо - из книг узнаешь много интересного . . . Плохо -они быстро рвутся.
Игра "Противоположности".
Аналог нашей детской забавы "съедобное-несъедобное". Нужно назвать противоположное явление, обычно проводится с мячом. Учит видеть мир системно.
Игры с открытыми проблемами. Хороши в рамках сказок.
В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, чтобы колобка в лесу не съели.
Игра на решение противоречий.
Суть игры можно описать простым вопросом: что будет если голубь и орел поменяются крыльями. Подобные вопросы хорошо находить в окружающей действительности.
В примере с голубем и орлом. Самое первое, что приходит в голову - орел не сможет летать, крылья голубя слишком малы для его тела. И наоборот - голубь не сможет управлять такими огромными крыльями, хотя ему бы возможно и понравилось.
Метод фокальных объектов.
Переносим свойства одного объекта на другой и додумываем модель. Развиваем воображение. Например, что будет если соединить льва и орла. Здесь в выдуманном животном мы должны перенести свойства льва на общее существо и свойства жирафа. Хорошо придумывать фантастических животных.
Системный анализ - для малышей его еще называют "пятиэкранка".
Смысл в том, чтобы любой объект разложить на систему и подсистему. Например, колобок состоит из теста (из подсистема), а убежал он в лес. Прошлое колобка - его испекла бабка, будущее - его съела лиса.
Лягушонок: подсистема- лапки, жабры и т.д., система - болото.
Игра "Что будет, если.."
Игра на воображение и построение причинно-следственных связей.
Например, что будет если:
- не нужно будет платить в магазине
- птицы не смогут летать
- исчезнет электричество и т.д.
Игра в ассоциации.
Например, ветер-вентилятор
шуба-шкура
певец-птица певчая
духи - цветок
душ- мойка- мочалка-мыло
Для малышей хорошо сделать картинки этих явлений и находить "пару".
Важно научить детей видеть идеальный конечный результат. Например, сказка Сутеева "Яблоко". Яблоко только одно, а желающих трое. Идеальный конечный результат, чтобы каждый получил яблоко. В сказке Сутеева его делят на три части. В сказке про колобка - звери сами не хотят колобка есть.
А теперь главное - зачем все эти игры нужны? В жизни мы обычно сталкиваемся с проблемами, решив которые мы должны добиться совершенно определенного конечного результата. Решать можно долго, затратив массу сил, средств. Кроме того, решение может быть не идеальным: требовать слишком много ресурсов, быть невыполнимым и т.д. Но у всякой проблемы есть идеальное решение, просто его возможно еще не нашли. Описанные игры - первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, методика ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению, что уже немало. Нужно пробовать.