Старший, средний, младший... Элизабет Шёнбек
Полное название книги "Старший, средний, младший... Как очередность рождения ребенка влияет на формирование его личности", Москва, Ломоносов, 2010.
Вы что-то слышали, что-то читалось в интернете, была информация, что есть такие исследования... Но где? Кто? Что конкретно?
Мне как матери уже троих детей, очень было любопытно найти материал, но просто в интернете если и есть что-то - то какие-то обрывки, что-то несвязное, легкий намек.
И вот пару недель тому я вместе с Саней посетила один из залов библиотеки на Октябрьской и очень разговорилась с библиотекарем. И когда я отобрала пять возможных книг по детской психологии (популярной и не очень), мне библиотекарь вытащила из-за угла книжку со словами: "Я не уверена, что вам это точно будет интересно, здесь скорее для родителей, у которых больше чем один ребенок...." Стоило мне увидеть обложку, как я просто в беспамятстве схватила эту книгу со словами: "Конечно интересно!!! У меня же их трое!!!! Давайте срочно! Я как раз искала материал на эту тему!"
О чем вам может сказать это фото?

Уверена, после того, как вы увидели это количество, вы сразу поняли, насколько я в восторге от этой книги! :) Да-да! Купила, чтобы всем друзьям дарить при встрече. А супруг уже даже начал раздаривать своим. Мне эта книга, как говорится "разорвала шаблоны". Я просто представить не могла такого взгляда на вопрос. Короче, я уже недели три в шоке. Многие вещи выстроились во вполне закономерные ряды. 
Судя по тексту, в Швеции эта тема вообще очень популярна (особенно если посмотреть перечень книг на эту же тему, на который ссылается автор и который я выписала в конце поста).
Напишу много. И начну с определения, чтобы было понятнее, о чем речь.
Сиблинговая позиция - англоязычный термин, обозначающий положение ребенка среди братьев и сестер и стратегию поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам (но, кстати, добавлю от себя - это только в детстве по отношению к братьям-сестрам, а вообще эти стили взаимоотношений со временем переносятся на взаимодействие с окружающим миром).
Т.е. внимание, это касается не только матерей с тремя и более детьми. В книге подробно описаны поведенческие шаблоны и единственного ребенка (а к единственному ребенку приравнивается и так называемый функционально единственный ребенок, т.е. тот ребенок, который даже при наличии брата/сестры, имеет с ними разницу в возрасте не менее 6 лет в любую возрастную сторону). Чистыми сиблингами можно считать детей с разницей в возрасте 3-4 года. Тогда их взаимоотношения наиболее характерны в зависимости от позиции.
Первым исследователем сиблинговых отношений был Альфред Адлер, ученик З.Фрейда.
Только представьте, есть один ребенок. Все для него. И тут рождается еще один. Что происходит со старшим? Он "лишается трона". И потом борется за то, чтобы его отвоевать. Младший же ребенок делает все, чтобы превзойти старшего. Своеобразная борьба за "ресурсы" - любовь и внимание папы и мамы. Старший - хочет вернуть утерянный статус-кво, младший - завоевать себе место под солнцем родительской любви.
Но это все только цветочки. Исследование гораздо шире, глубже и многограннее.
Рассмотрены варианты единственного ребенка (и функционально единственного), двух детей (связка старший-младший), ситуацию с псевдоблизнецами (это как раз о детях-погодках, когда разница в развитии достаточно быстро сокращается), близнецов (они ведь не идентичны, кто-то обязательно главнее), семьи с тремя детьми (к позиции старшего, младшего добавляется еще и позиция среднего ребенка), рассмотрен вариант при большем количестве детей.
При этом рассматривается не только сама позиция сиблинга, но и как на нее влияет пол самого сиблинга, а также и пол других сиблингов этой семьи.
Что вы можете сказать о старшей сестре двух младших братьев? А что вы скажете о среднем брате двух сестер? А как на счет единственного ребенка в семье? А что если это двойняшки - мальчик и девочка, как у них распределятся роли?
Понимаете? Это - взрыв мозга!
Еще интересно перенесен этот подход на формирование взаимоотношений с партнером, а также на выбор жизненного пути и профессии.
Как на счет мужа - старшего брата одного брата и жены - старшей сестры двух сестер? Как думаете, будут складываться из взаимоотношения? Думаете, они с полуслова будут понимать друг друга?
А если эту же старшую сестру двух сестер все-таки выдать замуж за младшего брата двух сестер? Вполне может получиться гораздо более прочный союз! Не верите? Вы просто еще не читали!
А как вам ситуация в школе, просто одним предложением описанная в книге:
"Если учитель был сам старшим ребенком, а его ученики - младшие дети, он может превратить их жизнь в ад, просто потому, что рассчитывает на их чувство долга, которого у них просто нет. Он ожидает от них серьезности и прилежания, в то время как они хотят только играть и радоваться жизни."
Но это же восхитительно!
Я просто готова процитировать тут вам всю эту книгу целиком, с пометками от меня в виде эмоциональных фраз с большим количеством восклицательных знаков (вот таким !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!). Но я сдержусь. Дам вам возможность самим сделать это открытие. Я подсказала, где искать, а что найдете - все ваше :)
И в заключение скажу об одном гигантском, важнейшем, на мой взгляд, и своевременном для меня выводе. Там очень мельком в начале прозвучала фраза об индивидуальной среде. И после этого она была совершенно забыта. Но мне она врезалась в память. Ведь каждый ребенок в одной и той же семье в любом случае проходит свой собственный путь развития взаимоотношений. Так вот. Теперь я прекрасно понимаю, что родители автоматически создают предпосылки для того, чтобы дети вырастали "по шаблону старший-средний-младший" (грубовато звучит про шаблон, но это так). Т.е. мы сами можем помочь сформироваться младшему ребенку хоть и в большой семье, но с важными для жизни качествами единственного ребенка. Или наоборот - не запрессовать в шаблон старшего. Главное - помнить об этом, думать, наблюдать за собой и детьми и менять свое мышление и поведение.
И совсем уж напоследок:
"Представление о справедливости может развиться только тогда, когда ребенок не испытывает потребности в родительском предпочтении. Для этого необходимо, чтобы родители общались со всеми одинаково, чтобы дети были наделены равными правами и получали достаточно внимания."
Утопия, на мой взгляд. Но к этой утопии стоит стремиться.
Ссылки на книги:
1. Старшая сестра, младший брат и другие сиблинги. Олуф Мартенсен-Ларсен (1996).
2. Единственный ребенок: как выжить одному. Джилл Питкетли и Дэвид Эмерсон (1994)
3. Братья и Сестры. Карл Кениг (нем., 1964)
4. Компетентный родители. Брюн Хансен (нем., 2001)
5. Зачем нужна любовь: ка нежность формирует мозг ребенка. Сью Герхард (2004, ссылки на нее встречаются в др.интересных книгах)
6. Ваш компетентный ребенок. Йеспер Юль (нем., 1995)
7. книга Жизнь с близнецами, Шведский клуб близнецов (1996)
8. Пятый ребенок. Дорис Лессинг (нобелевский лауреат, из-за младшего рушится семья)
9. автобиография Единственный ребенок. Джеймс Керкап (1966)
10. Материнская забота и психическое здоровье. Мэри Эйнсворт (1951)
11. Голоса не пропадают навсегда. Луиза Каплан (1995)
12. Семья и как в ней уцелеть. Скиннер Р., Клиз Дж. (М., 1995) написал актер и единственный ребенок Джон Клиз со своим психиатром Робином Скиннером, о выборе партнера в зависимости от сиблинговой позиции.
13. Порядок рождения. Кевин Леман (К., 2007)
14. Женщины-камикадзе и папочкины принцессы. Анетта Мазуи (2004).
15. Сказка братьев Гримм " Гензель и Гретель".
Ссылки на фильмы:
1. Фанни и Александр
2. диснеевский мультфильм Мастерская Санта-Клауса, 1932
3. Деревенщина, фильм Марии Блум (швед., 2004, три сестры - ярко прописаны сиблинговые позиции)
4. Дети с ледяной горы, детский фильм 1945 года
5. Человек, который слишком много знал. Альфред Хичкок.
А в конце я очень попрошу вас, мои дорогие друзья, написать о себе - как у вас в семье были распределены по полу и возрасту сиблинговые позиции?
Первый комментарий - мой. Про меня в детстве.
Потому что:
"Если мы не знаем собственной истории, мы обречены воспринимать ее как свою личную судьбу." Ханна Арендт