Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Ян — 5 лет 4 месяца
Владимир Россия
Поделилась постом 11 декабря 2015, 23:28

АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ

Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает? ). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:

- краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей

- конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)

- мячи

- спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)

- ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)

- музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)

- мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)

Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша.

И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ

Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана - это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-"домановец" упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ

Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться - ваше дело. Одно помните - с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга "После трех уже поздно" расходится огромными тиражами, предупреждал - если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?

ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? "Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри"? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг - вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.

Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь

Занятия с малышами 1-2-3 лет или как воспитать маленького гения

Ни для кого не секрет, что чем больше заниматься с ребенком, тем более развитым он будет. Сейчас появилось множество клубов для развития способностей малышей с пеленок. Однако не у всех есть возможность посещать такие курсы и занятия. Однако и дома можно прекрасно заниматься с ребенком, достигая ничуть не меньших результатов. Я предлагаю вашему вниманию серию занятий с детьми для детей «нежного» возраста. Часть материалов взята мною с тех курсов, которые мы посещали с дочкой, частично материалы взяла из старых методичек, которые хранятся у нас дома в большом количестве, потому что моя мама бывший педагог (хотя разве педагоги бывают бывшими?), часть придумала сама, импровизируя по ходу занятий с дочкой. Я не претендую на оригинальность и авторство методик, но надеюсь, что предложенные мною примеры занятий с малышами будут полезными. Конечно, если ребенку годик, в основном все будет делать мама, и чем старше ребенок, тем активней он будет принимать участие в занятии. Когда дочке был 1 годик, и мы начали посещать занятия по методике Марии Монтессори, мне многие говорили, что я зря это делаю, ребенок все равно ничего еще не понимает, мол, она еще слишком мала. Зато теперь, когда видят дочкины успехи, только руками разводят. Ведь речь идет не об уроках в школе, когда ребенок сидит определенное время в неподвижной позе, внемля словам учителя. Все делается в виде игры, только игра эта заранее подготовлена и целенаправленна. Ребенку такие занятия только в радость.

Перед началом занятий хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты:

1. Лучше выбирать одно и то же время для занятий, чтобы ребенок привыкал к дисциплине и ждал уроков, хотя никто не запрещает проводить отдельные особенно понравившиеся упражнения в любое время.

2. Лучше если ребенок будет сытым и выспавшимся, а так же в хорошем настроении.

3. Сначала показывает мама, потом повторяет ребенок, сидеть лучше напротив.

4. Не стоит наставать и заставлять детей делать что-либо насильно и в течение длительного времени, как правило, все упражнения длятся не более 3-5 минут, если не получается сейчас – получится потом – главное желание заниматься. Если получилось – не стоит проделывать многократно для закрепления материала, только если ребенок сам не проявляет явного интереса к повторному выполнению задания, лучше повторить при последующем занятии.

5. Некоторые повторы на занятиях я заведомо не описываю, помните, что повторенье – мать ученья! Некоторые занятия можно повторить полностью через некоторое время. Или же одно занятие провести несколько раз с малышом – вы сами почувствуете, какой именно ритм лучше всего подходит именно вашему ребенку.

6. Активно хвалите детей – им это так нравится! И ни в коем случае не ругайте, если не получилось. Всегда оставайтесь в спокойном расположении духа.

7. Не воспринимайте эти рекомендации как догму – творите вместе с ребенком, реагируйте на ситуацию, не бойтесь отступить от плана занятия, дополняйте своими идеями. Ведь мама – это творческая профессия.

8. Если малыш очень мал, одно занятие можно разбить на несколько.

9. Нумерация занятий совершенно условна, их порядом можно изменять в зависимости от предпочтений малыша и мамы.

10. Конечно, все дети индивидуальны, не пытайтесь вписывать ребенка в какие либо рамки. Не опускайте руки, если вам вдруг кажется, что ребенок не усваивает задания или не хочет заниматся. Импровизируйте, пробуйте разные тактики. У нас тоже бывализанятия, когда мне казалось, что дочка совершенно не интересуется тем, что я говорю или показываю. Но через время дочка сама вдруг выполняла задания с какого-либо урока, который мы проходили довольно давно и к которому ни разу не возвращались, ввергая меня в легкий шок.

Урок №1 «Шарики-лошарики»
Необходимый материал для занятия: всевозможные шарики, которые только сможете найти – резиновые, деревянные, пластиковые, разных размеров, разных по фактуре. Коробочки или другие емкости, в которых есть отверстия, куда можно вкладывать шарики, миска с горохом, деревянная ложка, карандаш с примотанной скотчем ленточкой.

Тема занятия шарики. Небольшие шарики можно катать по столу ладошкой – развивается координация движений кисти, массируются биологически активные точки. Шарики катаются разной величины и разные на ощупь -мягкие, резиновые, большие и маленькие, таким образом развивается восприятие формы, маленький большой. Шарики можно катать по столу друг к другу – отрабатывается точность движений, шарики можно бросать в воронку, искать под тряпочкой и в руке. В миске с горохом прячутся небольшие шарики или другие мелкие предметы и под присмотром мамы эти предметы извлекаются из гороха – прекрасный массаж и развитие мелкой моторики.

Ребенок собирает разбросанные по полу шарики в корзину, таким образом ребенок учится собирать вещи, при этом идентифицировать их – в корзинку складываются только шарики или маленькие мячики, а не кубики или другие игрушки. Небольшие шарики заворачиваются в фольгу ребенок должен попытаться сам достать шарик из фольги (развитие мелкой моторики).

Ребенку предлагается задание – с помощью деревянной ложки (можно и обычной) перенести небольшой шарик из одной емкости в другую, которые стоят на табуретках. Это могут быть, например, пластиковые тарелочки. Необходимо было пройти, не уронив мяч, а при его падении, поднять, снова положить в ложку и продолжить движение.

В конце урока декламируется стих «Мишка косолапый», изображая движения мишки.

Мишка косолапый по лесу идет

Шишки собирает, песенку поет,

Шишка вдруг упала, прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ!

В качестве музыкального части урока можно использовать запись какой-нибудь веселой детской песенки, а ребенку дать в руки палочку с ленточкой (ленточка может быть примотана скотчем к карандашу), ребенок машет палочкой из стороны в сторону или вверх и вниз под музыку.

Урок №2 «Мы едем, едем, едем…»

Закрепление навыков предыдущего занятия. Между ладошек катается небольшой шарик. Задача ребенка не уронить его на пол. Можно взять шарик с пупырышками, тем самым увеличив массажный эффект. Если не получается катать шарик между ладошками, можно попробовать покатать его ладонью по столу. После этого берется игрушечная машинка. Вы толкаете ее, чтобы она катилась по направлению к ребенку, ребенок толкает ее к вам обратно. На столе мелом рисуется линия с несколькими поворотами. Задача ребенка проехать машинкой «по дорожке». После чего машинка паркуется в гараж (в картонную коробку). Если ребенку понравилось задание, его можно выполнить несколько раз. Покажите ребенку, что если поверхность прямая, то шарик или машинка не едут. Но если поверхность чуть наклонная. Машинка едет сама (для этого опыта можно использовать книгу или любую другую ровную поверхность, которую легко расположить горизонтально, а потом чуть приподнять, чтобы образовался наклон, достаточный для скатывания машинки. Иногда дети забирают машинку и не дают показывать с ее помощью что бы то ни было. Поэтому для этого занятия желательно иметь несколько машинок.)

Игра «Тихо»! По сигналу мамы ребенок звенит в колокольчик или гремит погремушкой. Когда мама говорит: «Тихо!» Ребенок должен перестать и спрятать колокольчик или погремушку за спину. Повторяется несколько раз.

Игра «Стоп!» Ребенок ходит по комнате (можно по кругу или специально заданной траектории). По команде "Стоп!» он должен остановится (полезный навык на улице).

Детский пазл. Разрежьте картинку с простым изображением (по возможности, чтобы на картинке был изображен один предмет) на две части (позднее задание можно усложнять и разрезать на большее количество частей. Для этих целей хорошо подходят изображения-расскраски для малышей. Они достаточно просты и содержат как правило один предмет. Кроме того, нарисованы более толстой линией и ребенку удобнее складывать одну часть с другой. Подобные раскраски можно посмотреть у нас на форуме в теме Раскраски для детей или скачать из интернета. Ребенок должен сложить из двух частей картинку – сначала с помощью мамы, потом самостоятельно.
С помощью мяча с пупырышками мама делает ребенку массаж на стопе – можно предложить ребенку самому поучаствовать в процессе.

Ветер дует нам в лицо (ладошками машем по направлению к себе)

Закачалось деревцо (раскачиваемся из стороны в сторону)

Ветерок все тише, тише (или приседаем, или показываем постепенно опускаем руки, показывая как ветер успокаивается)

Деревцо все выше, выше (руки вверх, малыши очень любят, чтобы мама их за ручки подняла повыше)

Урок №3 «Тили-тили-тесто»

Вы пробовали уже лепку? Это очень занимательно занятие для детей. Пластилин давать лучше после 2-х лет (из моего опыта, хотя некоторые дают и раньше). Зато есть прекрасное соленое тесто. Оно очень пластичное. Деткам нравится заниматься с тестом, а в это время очень хорошо развивается мелкая моторика и координация движений. Приготовить тесто очень легко. Соль и мука берутся в пропорции 1:1, по чуть-чуть добавляется вода, и вымешивается тугое тесто. Готовность теста определяется "на глазок" и по предпочтениям. Кому-то нравится более тугое, а кому-то помягче. Хранится готовое тесто в целлофановом пакете в холодильнике. После хранения иногда нужно добавить немного муки, чтобы тесто не липло к рукам. Дайте ребенку просто помять кусок теста, почувствовать его пластичность. После этого можно переходить к конкретным заданиям, например, из теста можно приготовить «обед» игрушкам – блинчики, колбаски, колобки. (мама показывает, а ребенок повторяет. Не рассчитывайте, что все получится с первого раза. Нужно несколько занятий, пока ребенок поймет, как это делается). Деткам очень нравится процесс отщипывания маленьких кусочков теста, а потом эти кусочки вдавливать в стол или на специальную дощечку.

Ребенок ладошкой плющит кусочек теста, в образовавшуюся лепешку можно вдавливать фасоль, гречку.

Мама катает шарики, а ребенок их плющит. Можно делать цепочки из шариков. Построить снежную бабу (3 шарика разных размеров поставить один на один).

Вообще, крупа очень активно используется на всех занятиях раннего развития – будь то занятия по методу Монтессори, или подобные. В миску или несколько мисок насыпается крупа, а в крупу прячутся мелкие игрушки – задача ребенка найти все игрушки.

Еще одно задание - ложкой пересыпать крупу из одной миски в другую (координация движения, навыки самостоятельной еды). На занятиях, которые мы посещали, дети очень любили играть с носочками, заполненными разными крупами - фасолью, гречкой, пшеном, манкой, горохом, просом. Крупы насыпаются попарно, т.е. гречка в два носочка, горох в два носочка и т.д. Задача ребенка найти все пары. Можно сделать в носочки парные, а можно оставить только одну пару, а остальные пусть крупы будут разные.

Мы капусту рубим-рубим (изображаем как будто мы рубим ребром ладони)

Мы капусту трем-трем (трем ладошка о ладошку)

Мы капусту солим-солим (соответствующее движение щепоткой)

Мы капусту мнем-мнем

С помощью этого незатейливого стишка детки учатся координации движений, разрабатываются кисти рук, подготовка к самостоятельной еде, письму, активируются точки на ладонях.

Урок №5

Начинаем потихоньку изучать цвета. Для начала возьмем красный и желтый. (На начальном этапе лучше использовать только два цвета, чтобы ребенок меньше путался и постепенно добавлять другие цвета. При этом по возможности вне урока называйте все предметы с использованием его цвета). Мама заранее подготавливает различные предметы желтого и красного цвета (это может быть все что угодно – игрушки, одежда, книжки и т.д.). Все предметы называются с использованием цвета: «Красный мячик», «Желтые носочки», «красная коробочка», «красный кубик» и т.д. Мама на столе выкладывает круги из бумаги красного и желтого цвета. Здесь есть несколько вариантов этой игры. Можно в одну сторону отложить все красные, а в другую все желтые круги. Можно на красные круги класть желтые и наоборот. Можно делать цепочки, которые чередуются красными и желтыми кругами. Дайте ребенку поиграть самостоятельно с этими кругами. Если круги подготовить разной величины, можно складывать их на убывание и возрастание. Используются понятия "больше" - "меньше" . Не давайте ребенку сразу много заданий, ребенок быстро устанет и не захочет больше играть. Методический материал лучше всего хранить отдельно и давать ребенку только на занятие, Тем самым усиливая его интерес к обучающему материалу.

Очень полезны игры с мозаикой. Из фишек одного цвета (например, красного или желтого) можно делать дорожки, а потом шагать по ним пальчиками. Выкладываются цветы с красными лепестками и желтой серединкой, а потом наоборот.

Похлопаем в ладоши,
Похлопаем немножко,
Похлопаем в ладоши,
Очень хорошо!

И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут,
У маленьких ребят!
(так много повторов, потому что пальцами шевелить самое тяжелое)))

Тук-тук молотком,
Мы для птичек строим дом.
Тук-тук кулачком,
Поселяйтесь птички в нем!

Похлопаем в ладоши,
Похлопаем немножко,
Похлопаем в ладоши,
Очень хорошо!

Ребенок исследователь.

Самым большим подарком для себя я считаю наличие у ребенка именно этих качеств. Страсть к жизни, активность, самостоятельность, размышление, развитие интеллекта - все это основывается на жажде познания. Всеми способами я стараюсь поддержать это качество. Свобода действий, возможность выбора предмета изучения, заинтересованность в этом процессе мамы привели к тому, что умственные усилия ребенку в радость, творческая деятельность приводит в восторг.

Побочные явления такие:

1. Мама - "выжатая как лимон", ребенок буквально впитывает знания, требует их ежесекундно. Приходится многое вспоминать, задумываться, учиться.
2. "Творческий беспорядок". В первое время нужное и "особенно нужное" все лежит в одной большой куче, поспеть за маленьким исследователем с уборкой сложновато. Теперь этот период позади, прибираемся с малышкой вместе и само слово "порядок" не пустой звук. Причем ребенок сам говорит: «Нужно навести порядок».
3. Необходимость постоянно быть маме начеку. Познавательная деятельность также: лучше любых указаний развивает осторожность ребенка. Разумеется, сначала я везде была рядом, подстраховывала, наблюдала, теперь я это тоже делаю, но меньше. А вот ребенок очень внимательно относится к новым предметам и явлениям, наблюдает, изучает, оценивает на безопасность.
4. Испорченные вещи. Ценные для нас вещи, документы, естественно убирались подальше. С остальным лучше смириться (даже муж смирился и признал за ней право вести подобным образом свою исследовательскую деятельность).

Ранее развитие ребенка не подразумевает дать ему энциклопедические знания ребенку, наоборот, оно стимулирует искать новые знания, систематизировать их, применять активно на практике, анализировать результаты, размышлять, изобретать. Все умения, навыки, знания нужны, по-моему, не для воспитания гениальности в ребенке, мы - родители даем ребенку инструменты для изучения мира, поиска себя, способа самовыражения, определения своих жизненных целей, выбора Своего Пути. Это всего лишь инструменты, которые не делают ребенка гениальным, а дают возможность проявить самого Себя. Как воспользуется ребенок всем этим - это его выбор. Важнее вложить в него желание делать этот выбор.

Теория этого вопроса такова, что дети рождаются с жаждой познания и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания. Органы чувств же развиваются в процессе их использования. Сохранить эту детскую особенность и развить ее в полноценную мыслительную и творческую деятельность наша с Вами задача. Начинать такую работу лучше всего с раннего возраста.

Пока на моей практике это выглядит так:

* Понятно, что разговоры с малышом доступны с первых дней его жизни. Музыка также, для новорожденного лучше всего подходит классическая музыка – Прокофьев, Чайковский, Глинка, Моцарт. Ближе к году дети с удовольствием слушают детские песенки – они просты, ритмичны.
* Со второго месяца малыши вовсю разглядывают окружающую их обстановку. Полезными являются прогулки по комнате, смена месторасположения кроватки, как и советуют психологи. На прогулке весь окружающий мир - обучающая среда: листья, ветки деревьев, люди, дома, свет, тень. Чем раньше вы начнете показывать ребенку окружающий мир и рассказывать, что это такое, тем быстрее у него появится интерес. Не следует думать, что малыш еще ничего не понимает, мол, вот исполнится ему год (два, три …), тогда и буду рассказывать. Но если вы не разговаривали с крохой, то и в год (два, три …) это будет сделать сложновато. Хотя начинать никогда не поздно.
* Когда малыш научился держать предметы руками, пошло в ход все, что можно держать: бумага разная (толстая, тонкая, глянцевая, шероховатая), ткани (опять же разные), игрушки (обычные, звенящие), колокольчики, трубочки, ложки, испорченные диски. Все, что можно найти дома безопасное, легкое, с различающимися качественными характеристиками. Некоторые психологи предупреждают, что сразу много игрушек для ребенка могут нанести психологически вред, у моего ребенка беспокойства по этому поводу не было, но к этому моменту стоит отнестись внимательно, возможно, стоит разрешить сначала другие проблемы малыша.
* Научилась сидеть - пошли предметы потяжелее: половники, поварешки, сита, кастрюли, стаканы, одежда и т.д. В особых случаях подстраховываю. К тому времени, когда ребенок научился ползать, дома не осталась предметов, которые бы она уже не изучила, не испробовала на вкус, исключая острые, ядовитые. Она сидела рядом с большой кучей предметов и перебирала их по одному.
* Научилась ползать - новые исследования - мебель, бытовая техника.
* Ребенок научился ходить, а это просто рай для исследований. Ямы, дожди и лужи, перья, камни, палочки, песок, цветы, шишки. В это время она уже не изучала предметы ртом, видимо, уже представляла себе их текстуру, благодаря накопленным знаниям. Умение падать - ценнейшая наука, как и не засунуть пальцы в дверь. Все это надо пройти, желательно с минимальными потерями. Иголки колются, огонь жжется, вода бывает горячей, стекло режется, трава бывает горькой.
* Отношение к ошибкам, неудачам, падениям, как к естественному процессу. "У тебя получается все лучше и лучше", - вот мой девиз.
* Условно я разделила понятия "осторожно" и "аккуратно". Осторожно - это то, что от нее не зависит, например бегущий человек, раскачивающиеся качели. Аккуратно - то, что от нее зависит, то, что она в состоянии сделать, используя внимательность, наблюдательность, упорство, то есть то, что приходит с тренировкой. Я не говорю дочке: "Осторожно, упадешь!". Говорю: "Аккуратно, можешь упасть". И разница здесь есть. Я даю ей понять, что в ее силах делать лучше, опасности в этом нет, и при ее старании результаты будут наилучшими, то есть это стимул к усовершенствованию навыков. При слове "опасность" или "осторожно" она ищет внешнюю причину, чего надо опасаться.
* Разумеется, с чувством страха переборщить тоже нельзя. Все изучается постепенно. Если ребенок просит подстраховать его в своих забавах, я, конечно, выполняю просьбу. Если же не просит, то подстраховываю, скрывая это игрой. В любом, случае делать испуганное, тревожное лицо не стоит - никакой паники, все проблемы решаемы.
* Ребенок обратил на что-то внимание. Ловлю момент! Я и сейчас уверена: лучшего момента нет для обучения, чем когда ребенок проявляет к этому интерес. Именно в данную минуту информацию он усвоит лучше всего. Искусственно вызывать интерес труднее.
* Эффективный способ познания - делать что-то вместе. Пример: мы рисуем вместе, то есть дочка с карандашом рисует и я что-нибудь рядом. Недавно обнаружила, что она стала держать правильно карандаш в руке, хотя этому никто ее не учил!
www.svetan.ru

Урок №6
Тема урока большое-маленькое.
В начале урока гимнастику для ручек

Мы капусту рубим-рубим (ребрышками ладошек)

Мы морковку трем-трем (трем ладошкой по ладошке ладошке),

Мы капусту солим-солим (изображаем как будто солим)

Мы капусту жмем-жмем

Это упражнение можно показать на кухне с реальными овощами, например, когда варится супчик, чтобы ребенок понял смысл слов. Конечно, ножик мы еще не даем, а вот мять уже можно. Вместо соли можно дать манку.

Положите перед ребенком перышко или маленький комочек ваты. Подуйте на него, предложите ребенку сдвинуть предмет своим дыханием. Для более старших детей можно сделать ворота и задувать предмет в ворота. Подобное упражнение помогает развитию правильной артикуляции звуков, а впоследствии, произношению шипящих. Еще дети очень любят дуть на свечку. Сначала ни у кого не получается, а через несколько занятий они уже спокойно задувают свечки.

Играем с колечками от пирамидки, показываем самое большое и самое маленькое. Задача ребенка маленькое одеть себе на пальчик, а большое маме. большое и маленькое.

Приготовьте заранее емкость с узким горлышком, фасоль или горох и несколько грецких орехов (или шариков, которые не пролезут в горлышко). Фасоль, конечно легко проходит в горлышко, а орех нет. Объясняйте ребенку, что фасоль маленькая, а орех большой, поэтому не помещается.

Потом на баночку от йогурта с вырезанным отверстием (чтобы проходила мелькая фасоль) ребенок самостоятельно или с помощью мамы наклеивает глазки и носик из пластилин, получается куколка. Ребенок кормит куколку фасолью, а орешки снова не пролезают в дырочку.

Вот еще один стишок-повторялка. Дети по смыслу прыгают, бегают, приседают, хлопают, конечно, сначала все делается с помощью мамы, но через несколько занятий многие дети могут показывать упражнения и без мамы, мама только рассказывает стишок.

Прыг да скок – танцуют дети,
Прыг да скок, прыг да скок,
Прыг да скок – танцуют дети,
Прыг под самый потолок.

Побежали наши дети,
Все быстрей и быстрей,
Заплясали наши дети,
Веселей, веселей.

Хлоп да хлоп – танцуют дети,
Хлоп да хлоп - пустились в пляс,
Хлоп да хлоп – танцуют дети,
Вот как весело у нас.

Побежали наши дети,
Все быстрей и быстрей,
Заплясали наши дети,
Веселей, веселей.

Приседают наши дети,
Приседают дружно в ряд,
Приседают наши дети,
Вот как весело у нас.

Побежали наши дети,
Все быстрей и быстрей,
Заплясали наши дети,
Веселей, веселей.

Прыг да скок – танцуют дети,
Прыг да скок, прыг да скок,
Прыг да скок – танцуют дети,
Прыг под самый потолок.

С ребенком можно поиграть в такие игры:

«Ладошечка» – сначала гладим по ладошке ребенка своей ладонью, потом меняемся - ребенок гладит ладошку мамы, в конце сравниваем руки и говорим, что у мамы большая, а у детки маленькая, можно также подключить ассоциацию – ребенок сам или с вашей помощью разводит руками – большой и сводить их - маленький)

Ты ладошечка,
Моя крошечка.
Я поглажу тебя,
Моя крошечка.

Ты ладошечка,
Моя крошечка.
Ты погладь меня,
Моя крошечка

В эту игру можно играть как дома, так и на прогулке. Ребенок шагает по заданной траектории и по смыслу высоко поднимает ноги или бежит, семеня ими – темп речевки соответственно сначала медленный, а потом быстрый.

Большие ноги
Шли по дороге,
Топ и топ,
Топ и топ!

Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ,
Тот-топ-топ.

На вырезанную из картона форму (это может быть вазочка, колокольчик, елочка) ребенок приклеивает шарики из пластилина. Это развивает творческие способности, ребенок повторяет цвета, и кроме того это прекрасная тренировка мелкой моторики.

Еще очень увлекательным занятием для ребенка является рисование цветным рисом. Рис подготавливается заранее (смешивается с гуашью разных цветов и просушивается). На лист картона ребенок кисточкой наносит клей (можно в хаотичном порядке, а можно обвести что-то по контуру) и на клей ребенок насыпает разноцветный рис. Рис ребенок берет щепоткой и сыпет на лист, потом не приклеившийся рис просто смахивается. Получается очень симпатично. Ребенок постарше может выкладывать рисунок по контуру, чередуя цвета.

Есть хорошая песенка, на запоминание частей тела:

Вот носик, вот ушко, вот щечки, вот рот.
Вот ручка, вот ножка, вот грудь, вот живот.
Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот рот.
А вот и ладошка и я по ней хлоп.

Мотив самый простой. Во время песенки берите ручку малыша и каждую часть тела показывайте прямо его пальчиком. Ну за исключением спины, по ней сами пальчиками пощекатите. Очень скоро, он сам все это начнет показывать.

Еще вот такой массаж для кисти рук. Возьмите ручку ребенка и во время песенки массируйте каждый пальчик.

Пальчик где твой домик? Как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут. (На этих словах зажимаете пальчик в кулачек)
Пальчик где твой домик? Как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут.
Пальчик где твой домик? Как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут.
Пальчик где твой домик? Как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут.
Пальчик где твой домик? Как тебя зовут?
Я мизинчик, а дом мой тут.

ксения
Комментировать

Комментарии

Россия, Асбест

И я стащила в закладки) Спасибо!

Ответить
Россия, Москва

в закладки, спасибо - отличная статья!!!)))

Ответить
Россия, Новосибирск

Не за что пользуйтесь на здоровье!

Ответить
Россия, Ростов-на-Дону

ушло в закладки-спасибо)))

Ответить
Россия, Димитровград

Я унесла в избранное! спасибо:)

Ответить