Игры ТРИЗ. С чего мы начинали. Раздача.
1. Рифмы.
Полгода назад сын сам рифмовал коротенькие стишки с существующими предметами и всякими абрами-кадабрами. Тогда он баловался, а сейчас я стала иногда это стимулировать и уже для себя называю по-другому - занятие. :)
Для разнообразия подобных упражнений был сделан материал (его превьюшки в самом начале поста), нужно подобрать пары. Например, баран-варан, волосы-полосы и так далее. Сначала лучше проговорить с ребенком все названия предметов на карточках, что бы задуманный "мишка" рифмовался с "шишкой", а не был медведем. Начинать лучше с двух пар, постепенно увеличивая количество.
Сынулька гораздо лучше рифмует на слух, с карточками игра давалась тяжелее. Но, когда освоился, никаких проблем не составляло разложить все быстро и верно.
2. Род.
Необходимо определить, к какому роду относится слово - мужскому, женскому или среднему.
Очень быстро понял, оказывается тема наилегчайшая, я и подумать не могла. Буквально на второй раз уже верно отвечал. Опять же, начинали определять именно на слух, раз на третий подключили карточки и сразу все верно разложил. Карточки можно посмотреть в начале поста.
3. Фантазия. Вводим в сказку другого героя.
Рассказываем хорошо знакомую историю и вводим нового героя. Предлагаем малышу пофантазировать, какой поворот событий мог бы случиться.
4. Фантазия. В сказке изменяем события.
Например, в Колобке главный герой не румяный и вкусный, а горелый и горько-кислый! Как изменится судьба героя? Найдется ли гурман на Колобка?
5. Фантазия. Придумываем новую сказку со старыми героями и по старым иллюстрациям.
Это ноу-хау сына или деток в целом, наверное, кто-то так тоже делает. Но описаний данной игры я нигде не встречала.
Сейчас фанатеет от этого занятия. Всегда проводит его сам, открывает книжку и сочиняет. То есть Вова рассказывает по картинке. Например, в книге "Жили-дружили" есть изображение мальчика, который прыгает по камушкам и на другой картинке - бабушки, чуть вперед наклоненной, она будто кричит вслед. Вова это описывал буквально на днях, как Андрейка ходил в магазин, прыгал по камушкам через реку, чтоб путь сократить, магазин уже закрывался. А бабушка кричала ему вслед "Купи конфет! Не забудь купить конфет!" :)))
6. Съедобное - не съедобное.
Тоже играем давно. Игра из детства, все, наверное, помнят правила.
7. Живое - не живое.
Суть, как и в "Съедобное - не съедобное". Только предварительно надо ознакомить с понятиями живой и не живой природы.
Подобных игр можно придумать на ходу сколько угодно, что мы и делаем. Например, деревянное - не деревянное, квадратное - не квадратное, хищник - не хищник. В общем, на любую тему, какая вам нравится.
8. Угадай предмет.
Раньше я описывала предмет, а Вова угадывал, что я загадала. Теперь мы делаем наоборот, он ведущий, а я разгадываю.
9. Тренируем память.
Необходимо придумать предмет и по порядку описывать его. Причем, следующий игрок должен вспомнить все прилагательные, которые звучали до его хода. Например, загадали "грузовик".
Вы говорите: быстрый
Ребенок: быстрый, большой
Вы: быстрый, большой, черный
Ребенок: быстрый, большой, черный, грязный
и так далее.
Когда мы играем вдвоем, Вова путается, кто и что сказал, может повторяться. А вот если играть семьей (мы и бабушек с дедушками подключаем), то получается на много лучше! Но пока рекорд - это 6 прилагательных - по количеству играющих. Когда идем на второй круг снова начинает путаться.
10. Вы поедете на бал?
Помните из детства: "да" и "нет" не говорить, черное и белое не носить...
Вот мы так играем, только в очень облегченный или просто облегченный вариант. Например, белое не говорить или черное и белое не говорить. Очень пополняет речь синонимами!
11. Хорошо и плохо.
Классическая для ТРИЗ игра. Определяем в одном предмете его хорошие и плохие стороны. Например, солнышко светит - это хорошо или плохо? Хорошо, потому что тогда светло и тепло. Плохо, потому что может быть слишком жарко и высохнут растения, пересохнут реки. А вот это трудная задача. Если про "солнышко - хорошо" Вова рассказывает, то про "солнышко-плохо" еще не может найти ответ.