Игровые ситуации ТРИЗ для детей 3-4-5 лет
РазноеДобрый вечер. Попыталась написать в комментариях про игры ТРИЗ. Но много букв не публикуется. Это не совсем настольные игры, или настольные игры с элементами творчества. Публикую пост, понимаю, что немного не по теме сообщества. Если совсем не то, удалю. Напишу игровые ситуации, которые пользовались успехом у детей, когда я работала по технологии ТРИЗ. Еще есть картотека игр и немного фото, если заинтересует могу выложить.
Кто-кто в теремочке живет?
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов (например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее).
Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет.
Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я - ... (называет себя, например, цветок).
А ты кто?
- А я - ... (называет себя, например, груша).
Пустишь меня в теремок?
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты.
Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.
Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
Рисунок имеется в виду карточка с изображением предмета.
"Маша-Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"
Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод).
Ход игры: А затем спросить: кто хочет помочь машам - растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:
- Ой!
- Что случилось?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?
Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий.
Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Здесь также можно использовать карточки. Я с детьми постарше использовала карточки, а с маленькими 3- х летками предметы, игрушки от киндера, от поняшек, от конструкторов.