О колыбельных
Лирика и повседневностьДавно хотела написать про колыбельные. Изумительный жанр! Ярчайшее доказательство того, что фольклор «живее всех живых». Писала бы сейчас что-нибудь научно-статейное - обязательно бы на них акцентировала внимание. По большому счету, классика существования фольклорного текста: есть некая «сетка-матрица» мелодий и текста (в том числе, изначально авторские), а есть бесконечное количество импровизаций для каждого конкретного воплощения. Причем в канву песни незаметно вплетаются бытовые фразы - например, просьба мужу выключить свет / открыть окно (знаменитое «Вот спасибо, хорошо! Положите на комод!»), меняются местами строки и создаются собственные варианты. И выходят такие гибриды, как «Ложкой снег мешая, Димку я качаю, Что же ты, глупышка, вопишь…?» и «Баю-баю-баюшки, прилетели (ну вот почему они у меня всегда прилетают?) заюшки, Закрывай скорее дверь, Вроде, он уже заснул (Стасу, соответственно)…» и т.д. Ребенок все равно не понимает отдельных слов, но слушает мамин голос и успокаивается под монотонное пение. Таким образом, жанр выполняет сразу целую кучу функций: от практических до «культуро-сберегающих». Дискурсы переплетаются, фольклор процветает, дите спит. Все довольны! :-)
