ЖЕНЩИНА И ЕЕ ДОМ: ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ТВОРЕНИЯ МИРА ВОКРУГ СЕБЯ.
Лирика и повседневностьОчень хотелось написать про женщину и ее Дом - ее гнездо. И поняла, что не могу подобрать верную метафору - ни одно сравнение не оказывается столь же тонким, образным и всеобъемлющим, сколь сама суть действительности.
Вот, скажем, картина - можно ведь сказать, что женщина рисует пространство вокруг себя - свой Дом. Она тщательно подбирает нужные оттенки, раздумывает над деталями, замирает с кистью вдохновения в руке, задумчиво поправляя выбившуюся прядку… Но картина имеет финальный штрих, после которого становится статичным произведением, а творческая работа над своим гнездом непрерывна и безгранична. Сегодня так хочется уюта и мягкости красок: хозяйка заботливо достает клетчатый плед, укрывая постель, подбирает льняные однотонные занавески и абажур-колокол в ретро стиле. А завтра - настроение Дома меняется, и приходит пора раздвинуть плотные шторы, оставив легкомысленную вуальку с гирляндой из бумажных бабочек, накинуть на диван цветастое покрывало, например, с бирюзово-оранжевыми розами (или сине-лиловыми драконами, почему нет?).

Или, допустим, сравним женское домоводство с конструктором, из которого можно строить сложные замки, меняя башенки по своему вкусу, раздумывая над архитектурой стрельчатых окон. Но там ведь всегда будет однообразие заданных по шаблону деталек, складываемых в ту или иную комбинацию. А ведение Дома? Да лишь дух-Домовушка знает, что и откуда может неожиданно стать неотъемлемой частицей собственного пространства. Ребенок случайно достал из коробочки с природными игрушками - шишками-палочками - «куриного бога». Подивился он вместе с мамой на странный камень, который как бусинка - с дырочкой, продернули они в отверстие ниточку, а там маму сам Дом, видно, надоумил спросить: «Куда его повесим-то?» Так среди самодельных картин с осенними пейзажами поселился камушек-талисманчик орехового цвета с искорками. И ведь сидит теперь, как так и надо - творит потихоньку свою домашнюю настроенческую магию.
Наверное, можно сказать, что женщина-хозяйка ведет постоянный диалог-беседу со своим Домом, спрашивая, как он сегодня себя чувствует, придумывая темы для разговора, чтобы и ему интересно, и ей. Местами очаровывает его своими идеями, а порой молча слушает, поддаваясь защищающему спокойствию своего гнезда. Только вот в диалоге нет этой нотки укорененности, зримости и материальности, которые так много значат в общении со своим пространством. Тут важно прикосновение - физический уход за таким ощутимым микромиром вещей и вещиц, образующих Дом для женщины и близких ей людей. Простое и древнее искусство уборки: такое упорядочивающее и незатейливое мыте полов, смахивание пыли, стирка - да все то, что изо дня в день и из года в год. Именно то, что приобщает женщину к тому месту, за которым она берется вести постоянный бережный уход, творя собственными руками домашний микрокосмос уюта.
Вот и выходит, что мозаика взаимоотношений между женщиной и ее Домом вбирает в себя все эти оттенки-метафоры, слишком древняя исконная сила направляет ее в стремлении организовать мир вокруг себя и тех, кого она считает своей семьей.
