Наши развивающие занятия
Наш деньНаверное в тысячный раз повторю одно и то же. Потому что все идеи брала здесь же.
Ну и большую часть вдохновения я черпаю из пособий. Мне нравится школа семи гномов.
Нам до сих пор интересен комплект ШСГ 0-1. Но я уже купила комплект ШСГ 1-2. Итого 24 пособия, которые ребенок с удовольствием разглядывает, комментирует жестами и звукоподражаниями. Там есть игры, варианты упражнений с картинками, и картонная вкладка. Каждое пособие - целое развивающее занятие. Плюс у нас есть ШСГ в электронном варианте. Я распечатываю листы с творческими заданиями, а сами книги у нас как образец, мы их не портим. Таким образом одно и то же творческое задание мы выполняем многократно.
Помимо ШСГ, у меня есть в электронном варианте "Это может ваш малыш", "Умная тетрадка", "Умница Пчелка" и многочисленные ТК, скачанные в сообществе "Раннее развитие". Особенно нам нравится "ТК - Новый год" - там 150 листов разнообразных заданий. Если у меня появляется настроение позаниматься чем-то развивающим, то я на скорую руку печатаю 3-4 случайно выбранных задания из этого арсенала и вперед.
- Аппликации из рваной бумаги, удобнее всего из туалетной :)
- Вырезание и аппликации картинок - я вырезаю и капаю клей, Алиса клей размазывает и приклеивает, и разглаживает.
- Аппликации из пластилина - цветочки и снежок из раздавленных пластилиновых шариков. В последнее время Алиса мало этим интересуется. Она раздавливала шарики в 10 месяцев. Сейчас ей интереснее пластилин мять, рвать, щипать, пытаться катать шарики и колбаски, швырять.
- Аппликации из крупы - кормим птичек. Сначала я капаю клей, Алиса клей размазывает пальчиком. Потом Алиса со словами "ням-ням" посыпает зерном, которое я ей выдаю. Пшено, молотая кукуруза, овес, гречка. Потом пытается отковырять обратно, но я уже тут как тут - покрываю аппликацию скотчем.
- Рисование пальчиками, кисточками, ватными палочками, ладошками. Тоже по заданиям из пособий. В арсенале акварель, пальчиковые краски, гуашь. Иногда чем-то одним, иногда поочереди и всем сразу. В приоритете ватные палочки и гуашь. Очень интересно макать палочку в краску. Очень удобно, что кисточки мыть не надо: для каждой краски новая палочка, а потом просто собрать и выкинуть. Очень не любит, когда пачкаются руки. А они, конечно пачкаются. Тут же начинает вытирать их об себя, психовать - экстренно бежим их мыть. И по новой. Иногда я склеиваю между собой 9-12 листов А4 и пускаю ее в свободное рисование. Но так она не любит. С заданиями интереснее. И вообще, полоскать кисточки в воде интереснее, чем рисовать. Рисование красками - самый геморройный вид развивающих занятий, по крайней мере для меня. Следить, чтобы она мазала только на полу и бумаге, не схватилась за что-нибудь другое. Следить, чтобы не сильно разливала воду. И постоянно мыть руки. Потом еще ее саму отмыть от этой краски, а она орет и сопротивляется. А потом успеть прибрать комнату, пока она снова не извозюкалась. Но, несмотря на трудности, я стараюсь давать ей рисование каждый день. Потому что сама рисовать не люблю и не умею. Пусть она полюбит это дело.
- Рисование карандашами, восковыми мелками, масляно-пастельными карандашами, ручками, гелевыми ручками, фломастерами и маркерами. Вообщем всем остальным, что рисует. Это наименее трудоемкие занятия. Дала что-то рисующее и бумагу, чаще блокнот или тетрадку. И пусть чиркает. Только следить, чтоб не ела восковые и масляно-пастельные карандаши. В последнее время она охотно чиркает, практически без моего участия. Можно разнообразить это занятие с помощью рамок и вкладышей Монтессори (у нас от Оксва, геометрические фигуры). Накладываю на бумагу рамку и обвожу по внутреннему контуру. Снимаю, а там фигура. Алиса очень удивляется. И пытается повторить. Потом можно и вкладыши обводить, но нам пока это сложно.
- Рисование водой. На коврике для водного рисования и на водных многоразовых раскрасках. У нас есть водный маркер, но нам не очень нравится. Гораздо интереснее кисточкой и стаканчиком-непроливайкой. Тоже не сложно и не грязно. Только следить, чтобы не переворачивала стаканчик и не царапала раскраски, а то верхний слой соскабливается.
- Наклейки. Любит и одноразовые - у нас было пособие "100 наклеек" с детенышами зверей. Только слишком затратно. Теперь у нас есть три пособия с многоразовыми наклейками: сад и огород, сказки, кто живет в лесу. Все издательства "Стрекоза". Мне очень нравятся. И этого же издательства два плаката: сад и огород; едем-плывем-летим. Плакат один из двух я вешаю у дивана. Она сама забирается и начинает наклейки отклеивать и переклеивать. Я подсаживаюсь рядом, комментирую, подсказываю куда лучше и почему. Помогаю отодрать наиболее упрямые наклейки. Через месяц я плакат сменила. Из пособий интереснее, конечно же, сказки. Я рассказываю сказку и по ходу повествования даю ей следующую наклейку и показываю куда клеить - она клеит. За раз можем 2-3 сказки осилить.
- Раскраски у нас есть, но я пока даю только рассматривать. Зачиркает и испортит, еще не понимает.
- Альбомы по развитию речи. У нас их два: Новиковой и Батяевой. Нам нравятся оба. Задания в них почти не повторяются. У Батяевой рисунки красивее. А у Новиковой есть многоразовые наклейки, можно с их помощью еще кучу заданий придумать.
- Сыпучести. Все крупы, что есть на кухне: рис, гречка, пшено, кукуруза дробленая, ячка и пшеничка, хлопья, манка, горох дробленый. Помимо этого у нас есть специальные крупы для игр: чечевица, овес, фасоль белая и красная, кофейные зерна. Чаще крупы даю просто в открытом пластмассовом ведерке, а она их раскидывает по всей комнате, иногда еще и уносит в горстях в соседние комнаты. Пытаюсь показать ей как пересыпать из емкости в емкость, руками, ложками, другими емкостями. Как перевозить крупу на грузовичке. Но ей это неинтересно. Может заинтересоваться, если я насыплю крупу в тарелку и кормлю "кашей" пупса из ложки. Но тоже через несколько секунд все содержимое тарелки летит по всей комнате. С крупами играть легко, потом только подмести. Следить почти не слежу, только за фасолью. Остальное - пусть ест.
Кроме круп есть макароны. Ими только кормим повара Винченцо (скачали с сайта Лизы и распечатали, приклеили на коробочку). Ими играть еще легче. Дала и оставила. Она сама играет. И прибирать их не особо сложно.
Есть разнообразные пластмассовые фигурки и стеклянные шарики из фикспрайса, ракушки, маленькие круглые бубенчики. Их чаще используем вместе с крупами, ищем в крупах и складываем в емкость с подходящим горлом. Но даю в последнее время редко, так как очень хочет их в рот, и очень психует, если отбираю.
Монетки и копилка. Играет, пока в рот не начинает складывать. Тогда сразу убираю. Но собирать разбросанные монетки с пола сложно, лучше играть на ковре или пледе.
Купила мозаику. Втыкать и выковыривать из дырочек пока не получается. Поэтому просто разбрасывает по комнате. Я пытаюсь показать как сортировать по цветам. Но она почему-то цвета пока не понимает. Вообще не понимает чего я от нее хочу.
Пуговицы и бусинки. Играть трудно, следить тщательно, собирать сложно. Все это часто заканчивается скандалом со стороны Алисы.
- Запахи. Есть несколько маленьких пластмассовых баночек из-под соевого соуса, в них синтепон и капля ароматического масла (продаются в фикспрайс, в аптеках). Даю нюхать, озвучиваю. Еще у нас есть незамужняя тетя Маша, которой поклонники охапками дарят разные цветы. Мы очень любим их нюхать и рассматривать. А когда они завянут, тетя Маша отдает их Алисе на растерзание. Поэтому мы довольно часто играем засушенными лепестками. Еще у нас есть бабушка, которая занимается Avon. У нее всегда есть свежие каталоги со страничками, которые надо потереть и нюхать. Это очень весело. Ну и многочисленные флакончики духов тети Маши, бабушки и папы на тумбочке в коридоре (мама и дедушка духами не пользуются).
- Звуки. Есть подборка Моцарта. Есть просто подборка классики для детей разных композиторов. Есть яндекс-радио. Это включаю, обычно фоном. Когда мне совсем уж лень заниматься развивающими занятиями, а совесть грызет. Тогда я успокаиваю себя тем, что прослушивание классической музыки - тоже развивающее занятие. Иногда мы под нее скачем, дурим, танцуем, и топчемся на массажных ковриках.
Есть песенки и потешки Железновых. Надо бы под них заниматься зарядкой. Но нам, обычно, лень. Мы пытались, но на полноценное часовое занятие нас не хватает. Пару песен от силы. Поэтому я включаю фоном, и сама пытаюсь выучить песенки. А потом в течение дня при подходящих обстоятельствах пою то одну, то другую и проделываем упражнение.
Есть аудиосказки. Иногда включаю фоном, но она, по-моему, еще не воспринимает. Хотя пару раз я ее усаживала на стульчик, садилась рядом и мы слушали сказку.
Иногда на ютубе нахожу и включаю что-то интересное: ванессу мэй, клипы с игрой на арфе, на гуслях, скрипке. Есть чудесное видео, где маленькая девочка (по имени Алиса, кстати) прекрасно играет на арфе. Мы такие видео любим слушать и смотреть. А недавно я наткнулась на концерт ирландских танцев и просто влюбилась. Там такая музыка, и такие танцы, такое шоу и целый спектакль на тему ирландских мифов. Обалденно красиво. Мы с Алисой за два вечера просмотрели два двухчасовых концерта. Ну, она, конечно, не смотрела непрерывно. Просто играла рядом, а я смотрела и периодически акцентировала ее внимание. Даже ссылку оставлю, вдруг кому захочется тоже посмотреть:
- Танграм. Есть пособие по танграму (тоже скачанное). Алиса любит его разглядывать, там стишки-загадки я ей читаю. И заодно на картинке собираем из танграма фигуру. Сейчас она уже лучше понимает что к чему. К тому же в ШСГ есть похожие задания.
- Конструкторы и кубики. Неинтересно ей вообще :( Сколько я не пытаюсь показывать ей как строить, складывать, башенки, кубики, узоры. Все бестолку. Все рушит, раскидывает и убегает. Только с домиком из бруса мы иногда играем: я домик построю, а она заселяет его мелкими фигурками животных. Но он от такого заселения быстро ломается. Еще иногда с помощью конструкторов и фигурок я рассказываю ей сказки. Например, про бременских музыкантов. Еще мы из конструкторов строим загоны для наших фигурок животных. А из плашечек лабиринты, которые падают от падения одной крайней плашки (как домино делают иногда).
- Прищепки. Просто креплю на край коробки и она отдирает. Иногда пытается сама прикрепить, но безуспешно.
- Из нестандартного. Несколько раз морозила лед. Один раз цветной. Но цветной не хочу больше - все пачкается. Приносила с улицы снег и давала играть. Взбивали венчиком пену из воды и средства для посуды. Часто пускаем мыльные пузыри. Перебираем ватные палочки, втыкаем их в дырки от пластмассовой насадки пароварки. В тканый мешочек всякую разнообразную всячину. В сумочку или косметичку: ручки, карандаши, использованную помаду, спринцовку, старые визитки и карточки и всякую прочую ерунду. На сумочке еще и замочки-молнии.
- Дыхательные упражнения. Задуваем свечку. Дуем в разные дудки, свистки, праздничные дудочки (где хвост разворачивается), губную гармошку. Дуем мыльные пузыри. Дуем в трубочку, опущенную в мыльную воду, чтобы пена пошла. В бассейне дуем на кораблик, чтобы плыл. Дуем на ложку с едой, чтобы остыло. Нюхаем цветы, настоящие и нарисованные. Пыхтим, как ежик. Сморкаемся.
- Читаем книги. Для того, чтобы читать. Для того, чтобы разглядывать картинки. Для того, чтобы тренировать пальчики (гномики в домике, одеваюсь сам; и есть книга, где четыре зверушки из толстого картона на кнопках, их можно на любую страницу перекрепить). Чтобы просто листать (ненужные журналы). Из фикспрайса энциклопедические атласы с яркими картинками, короткими сообщениями и наклейками.
- Играем с кинетическим песком: лепим куличи, перекладываем из емкости в емкость, тыкаем пальчиком и палочками, копаем совком и граблями, оставляем следы животными.
- Рамки-вкладыши Монтессори и другие, сортеры (3штуки), пирамидки - это мы собираем и перебираем, сидя на горшке по утрам. Очень удачно у нас это получается.
- Карточки Умница. Смотрим и по стенам развешиваем. Результаты оценивать еще рано.
- Ламинированные карточки - фотографии с изображениями на белом фоне. Показывает практически любую, которую попросишь. У нас их около 1000. Все названия знает и показывает. Я ей обычно даю выбрать правильную из 5-10 штук.
Ну, это основное. Может и еще что-то есть, но сразу не вспоминается. Стараемся из каждого пункта что-то одно хоть раз в день или через день делать.