Себастьен и школа
СадикСентябрь заканчивается, и, хоть Себастьен пошел в школу лишь со второй недели сентября, а не с первой, можно уже сделать какие-то выводы.
О том, почему Себастьен пропустил первую неделю, я расскажу в следующий раз. Сразу скажу, что я решила продолжить работать в школе, так что 4 сентября у меня закончились каникулы. Я довольна своим расписанием, в четверг я работаю только до обеда, в среду не работаю совсем, поэтому в этот день Себастьен в школу не ходит, а остается со мной (хотя его школа в среду открыта). Начинаю я в 8:20, поэтому Себастьена в школу к 9:00 отвозит папа. Я проинструктировала мужа и каждый день допрашиваю с пристрастием, как все прошло, как он его оставил, в каком настроении был Себастьен, что сказала учительница и т.д. Обедаем мы дома все вместе, потом я снова уезжаю, а муж укладывает сына на сиесту, к окончанию которой я обычно уже возвращаюсь.
Напомню, что мы выбрали для сына самую маленькую школу, какую только можно было найти здесь - 12 человек, 5 из которых малыши. Но даже в этой малюсенькой школе у Себастьена в группе есть 5-летний сириец из семьи беженцев. Они совсем недавно приехали сюда, никто из них по-французски не говорит и не понимает. Бедный мальчик, который родился в лагерях, и ничего другого в своей жизни не видел, тяжело переживает адаптацию в школе, все время плачет, к обеду сильно уставший от этого. Естественно, малышей это пугает. Сейчас он стал успокаиваться, привыкает.
Я велела мужу оставаться с Себастьеном в школе до тех пор, пока ребенок не будет согласен отпустить папу, поэтому иногда муж тусит там аж до 10 часов. Еще я строго-настрого запретила фокусы с исчезновением - обязательно попрощаться с ребенком, сказать, что папа вернется за ним в обед, а не тихонечко уйти, пока Себастьен играет. Для меня было очень важно, чтобы адаптация прошла мягко, без лишнего стресса.
Первая неделя: муж оставался с Себастьеном, пока он сам его не отпускал. Но один раз помощница учительницы сказала, что сын все-таки заплакал после ухода папы.
В конце этой недели у нас было родительское собрание, на котором я узнала, что они приняли на работу еще одну няню, которая будет заниматься детьми во второй половине дня. Я уж было обрадовалась, что нас это не касается, ведь Себастьен ходит в школу только до обеда. Но тут она добавила, что по понедельникам будет наоборот: утром новенькая нянечка, а после обеда наша Софи. Я расстроилась: только начали ходить и привыкать к одной, а тут придется еще и к другой привыкать. К тому же с Софи я познакомилась заранее и в июне провела утро с ней в группе, когда мы с Себастьеном ходили на адаптацию, а эту новенькую я ни разу не видела и должна ей доверить своего ребенка. Может, она и хорошая, может, она даже лучше Софи, но этого мы не знаем. Я тут же начала думать, а не оставлять ли нам Себастьена дома по понедельникам?
Вторая неделя: в понедельник Себастьен не ходил в школу, так как у мужа не завелась машина (это видимо мои мысли о том, чтобы не вести ребенка в школу к новой нянечке, материализовались!!!). Вторник, четверг, пятница прошли хорошо. Не помню, в какой из дней (в пятницу, кажется) Себастьен сам сказал папе: "Иди, папа".
Третья неделя : в понедельник Себастьен не ходил в школу. Накануне мы отмечали день рождения мужа, были гости, мы поздно легли, и утром, когда я уходила на работу, Себастьен еще спал. Я решила, что ребенок, который не получил с утра порцию маминых объятий, поцелуев, нежности и ласки, не должен идти в школу. И он не пошел.
Во вторник, то есть вчера, я начинала работу в 10часов и решила сама отвезти сына в школу. Он сразу мне стал показывать игрушки, как он умеет лепить из пластилина. Я поговорила с Софи. Оказалось, что чаще всего Себастьен все-таки недоволен, когда папа уходит, и иногда даже начинает плакать после его ухода, правда быстро успокаивается. В целом же, по их с учительницей мнению, Себастьену комфортно в школе, он много разговаривает, играет с детьми, особенно с одним мальчиком почти его возраста, который тоже пришел в этом году, не плачет (ну кроме двух минут после ухода папы). Я видела, что сыну в школе нравится, а вот о том, что он плакал после ухода мужа, я не знала и не совсем поняла, почему они не говорили об этом раньше. Просто, видите ли, для них это даже и не плач, а так, 2-3 минутки недовольства. А еще они нам предлагают, чтобы муж приводил Себастьена и оставался с ним только 15 минут, иначе ребенок никогда не привыкнет.
Когда настал момент прощаться, Себастьен вцепился в меня и стал говорить, что хочет пойти со мной. Тут сириец принялся плакать, чем окончательно убедил Себастьена не оставаться здесь. В итоге мы уехали вместе. Я отвезла сына папе и поехала на работу полностью сбитая с толку.
Все говорят, что это нормально, что дети вначале плачут в садике. Но действительно ли это обязательная часть адаптации? Следовать ли совету учительницы, чтобы муж оставался только 15 минут, чтобы сын привык, что вот есть только 15 минут и все, потом папа уходит, согласен он или нет? Или вообще забрать сына из школы, потому что если плачет, значит, не готов?
Я, конечно, понимаю, что все дети разные. Кто-то готов к сепарации в 2,5, а кто-то и в 4 будет страдать в садике. Я вижу, что сыну в школе нравится, я вглядываюсь в его лицо, когда спрашиваю о школе, стараюсь уловить эмоции и пока ничего плохого сказать не могу. У Себастьена там есть приятель, с которым они много играют. А как он разговаривает теперь! Я совершенно не переживала по поводу французского, но тем не менее меня радуют его успехи. Себастьен стал чаще, чем раньше, играть в ролевые игры, все время что-то придумывает, видно как работает воображение. Не знаю, заслуги школы это все или нет. Наверное, не только, но положительный эффект от школы точно есть. Есть один момент, который меня смущает - утром Себастьен не хочет идти в школу, отказывается одеваться, говорит, что хочет остаться дома с мамой и папой. И мне иногда становится страшно, что я что-то упускаю. Ведь сколько людей рассказывают, что в садике они страдали, а родители об этом даже не догадывались.
Сегодня среда, мы дома, а завтра надо что-то делать: вести в школу или не вести. И если вести, то что делать с понедельниками и новой нянечкой?