ОН не ЧИТАЕТ!
не читает ребенок книга дети
Сейчас фраза: "Он/она не читает!" звучит чуть ли не из каждого утюга. Посты в соцсетях, куча статей от психологов с рекомендациями: читайте сами, читайте в слух на ночь, обязательно обсуждайте прочитанное, во общем пропагандируйте чтение всеми путями и способами доступные вашему воображению и материальному достатку.
У меня нет образования психолога, и педагогический вуз я не заканчивала, но спасибо природе у меня остались задатки наблюдателя, здравый смысл и желание смотреть на вещи с разных углов. даже на пресловутое яйцо (хоть как его не крути).
Не будем углубляться в подробности от куда пошло желание написать статью по этой теме прейдем к самому "сладенькому", кто же выдает такие фразы, что ребенок не читает?
Как нестранно такая мысль, озвученная в слух, проскальзывает у людей у которых есть свои "проблемы" на базе "не читает". В большинстве своем это бабушки (меньше всего дедушки), которые еще боле менее помнят программу школы (которая мало изменилась за прошедшие 50 лет) и считают, что если бы не прочел "Онегина" и не проникся высоким слогом Пушкина, то прямая дорога тебе в дворники. Патриотизм просто зашкаливает, а спроси из каких-то деталей которые, они с учителем литературе не разбирали в классе или СВОЕ мнение по данному произведение... Поэкспериментируйте на досуге, очень занятное мероприятия, гарантирую - это будет интереснее разгадывание детективной развязки.
Это мы познакомились с бабушками, теперь перейдем не посредственно к родителям. А что же мы родителя из себя представляем? Ну конечно же коктель из "надо читать"+"мы живем в эру компьютерных технологий" и вы-а-ля: комп, планшет, ноутбук, интернет, смартфон, виртуальные игры и пресловутое "он не читает!"
А теперь дружно вдохнем и выдохнем и посмотрим на все иными глазами.
ЧИТАТЬ ребенок умеет (спасибо школе/развивашкам/упорным мама или папам, а может и бабушка с дедушкой подсуетились) - и это ПРЕКРАСНО! То есть мы четко осознаем, что наш ребенок все черные закорючки на белом листе воспринимает как и его предки в слова и осознает из образы, ну не чудо ли? От сюда можно сделать вывод, что сам процесс чтения как навык велосипеда - если поехал, так на всю жизнь. То есть принцып он понял, осталась только практика. И вот тут и начинается! Что же дать почитать? Сколько дать? В каком объеме? Я вот помню мне в детстве нравилась эта книга, а ему она не интересна? Да почем уже он не может как Петя из 25-ой, того от книги за уши не оторвешь! Так иди прочти 2 страницы, а потом получишь доступ свой в интернет!
То есть не заметно для нас у детей (НЕ ВСЕХ!!! Петя, то из 25-ой читает как дышит) появляется негативное отношение не книгам, а к чтению как к таковому.
Самое ужасное когда тебя заставляют делать то что тебе не хочется - это чистой воды насилие. Только давайте не утрировать и приплетать сюда: Что и лекарства не давать когда ребенок болеет? Пусть он камни в кошек кидает и в прохожих плюется? Не надо, прошу, мы прекрасно понимаем, что если кто-то не прочтет Капитанской дочки - мир не рухнет и никто не обидится, если только учитель по литературе, тк ей надо выполнить план урока, а как там дети прочувствовали, прониклись, полюбили - это ее мало заботит, надо гнать дальше по программе и готовится к ЕГЭ, а то аттестат не получат.
Так что мы имеет на повестке дня? А какую-то группу детей, которая "не читает", но основном она не читает классику и в большинстве своем их школьной программы.
А дети читаю, они читают фанфики по комиксам и даже по книгам (современных авторов), читают блоги, читают СОВРЕМЕННЫХ писателей, сами пишут. Человек читает, то что ему интересно. а не то что ему навязывают. НО это дети. которые уже умеют читать, да и взрослые тоже.
А что ж делать с малышами. Ну там проще НЕТ? Там же мама с папой и бабушки с дедушкой, которые просто на убой читают интересные книжки. Но есть дети (ПОРАЗИТЕЛЬНО!) которые не хотят слушать сказку, а рвутся к мультикам или к гаджетам. С ними то что делать?
О мои уважаемые, сейчас мы пройдемся по самому больному...
Понеслась душа в Рай:
·Мама и папа не любят читать, но ребенок у них ДОЛЖЕН любить, а генетику еще никто не отменял;
·Сами придя с работы скорей к телевизору/компу/планшету, а ребенок просто копирует родителей;
·Просто ребенок хочет СЕЙЧАС поиграть в ЭТУ машинку (хотя я еще не видела ребенка, которого не привлекли бы яркие картинки в книге);
·Да дай ты ему просто полистать картинки, не гони лошадей, не обязательно читать дословно, сократите сказку в легкий пересказ, ведь можно вернутся к ней в литературном формате, когда кроха станет постарше.
Хочу еще обмолвится, что люди делятся на визуалов и аудиалов. Кто-то любит слушать книги, кто-то чтоб были буквы и картинки перед глазами. Не надо зацыкливаться, что только книги - это неоспоримый источник знаний и духовного развития, есть еще МУЗЫКА, ТЕАТР, ОПЕРА, БАЛЕТ, КИНО, МУЗИЙ, ЗООПАРКИ. Они ни чем не хуже могут развить кругозор, мировоззрение, воображение и удовлетворить все наши позывы привить прекрасное детям.
Вместо того, чтоб на право и на лево рапортовать "он не читает", лучше больше уделить время ребенку, дать ему свое ощущения мира, показать через призму своих чувств, что ОБЩЕНИЕ с человеком, разговор/обсуждение/спор бывает интересен.
А гаджет? А прогресс не надо сбрасывать со счетом, раньше и в поезд, спроэцированый на простыне, стреляли.