в деле кухонная филармония
кухонная филармонияжан-филипп рамо, опера кастор и поллукс, 1737 г.
единоутробные близнецы кастор и поллукс - блистательные воины. нет им равных в бою, никто не сравнится с силой их и доблестью. вельми пикантна даже сама история их появления на свет. матерь ихняя, ослепительная, но неразборчивая красавица леда, однажды с утра не устояла перед зевсом, соблазнившим её в образе лебедя, а вечером не отказала и законному супругу, спартанскому царю тиндарею. по итогу того поистине удачного для спартанской генеалогии дня понесла ослепительная, но неразборчивая красавица леда от каждого соискателя её комиссарского тела аж по одному мальчику и по одной девочке.
и хотя отцы у юношей разные, похожи они как две капли воды, и лишь одно есть меж ними различие: поллукс богоподобен, а кастор - смертный.
в бою, в котором спартанцы сокрушают линкея аргосского, гибнет отважный кастор. возлюбленная кастора телайра оплакивает его смерть и признаётся подруге, спартанской царице фебе в арии tristes apprêts (печальные приготовления), что нет ей жизни без любимого, отвергает она любые блага мира, в котором её кастору нет места.
а вернувшегося со щитом поллукса зарёванная телайра буквально пенделями гонит к отцу - ни много, ни мало самому всемогущему зевсу, не к бараньим гландам - молить о воскрешении брата.
в смятении поллукс. давно влюблён он в телайру, но кастор - любимый брат. как поступить? зов родной крови и зов страстной любви разрывают сердце юноши в кровавый винегрет. после тяжких раздумий решается таки поллукс молить отца о благосклонности к участи брата.
но беспомощен всесильный зевс. даже он не властен над слепой и ехидной судьбой. и лишь один есть путь вернуть к жизни кастора - отдать за него аиду другую душу. душа бессмертного поллукса, к примеру, вполне сгодится…
юноша, понимая, что сердце телайры навсегда закрыто для него, на распаренных гормональных щах согласен. в ужасе пытается зевс отговорить доблестного храбреца и по совместительству одного из пусть и бесчисленных, но всё же слегка, чуть-чуть родных сыновей, соблазняя его танцами богини юности гебы. но непреклонен поллукс.
подслушав их разговор, феба, давно и безответно влюблённая в поллукса, собирает спартанцев к вратам, отделяющим мир живых от мира теней и даже призывает демонов аида не пропустить смельчака. корявый любовный параллелепипед грозит сорвать благородные планы поллукса. но кто в состоянии остановить принявшего решение мужчину?...
раскидав качков в хитонах и античную нечисть как молочных котят, спускается поллукс в аид, где находит тень кастора и убеждает его вернуться к телайре. но не нужна кастору страшная жертва от родного брата. всё, что согласен он принять в дар от поллукса - один-единственный день, который он проведёт с любимой.
с таким уговором кастор возвращается на землю. феба, оставшаяся ждать поллукса у врат, при виде кастора кончает жизнь самоубийством, в уверенности, что тот согласился принять жертву брата, и надежде воссоединиться с любимым в аиде навечно.
кастор находит телайру и говорит, что останется с ней лишь на день, а далее повинуется воле судьбы. телайра безутешна и даже от нахлынувших чувств пытается рвать напудренные власы то на себе, то на касторе, предлагая кинуть великодушного брата, но тут вовремя появившийся зевс признаётся, что он - хи-хи-хи - пошутил и провозглашает свою волю: за храбрость и готовность к самопожертвованию оба брата возвращены в мир живых и одарены бессмертием.
на радостях все присутствующие ложат элегантного, колоратурного болта на судьбу никому по ходу повествования не занадобившейся спартанской управительницы, чья судьба остаётся неразъяснённой, и танцуют аллегорический танец, посвящённый величественному круговороту планет, светил и событий во вселенной, по итогам которого кастор и поллукс приняты в небесный зодиак в качестве созвездия близнецов.
* * *
произведение искусства - для красоты.
ария tristes apprêts, по праву признанная одним из блистательнейших шедевров эпохи барокко, истинная жемчужина и без того великолепного наследия композитора рамо, нежная и монументальная одновременно:
с пылу, с жару, благородные доньи. прямиком из тех магнетических времён, когда не было нужды музыке сдаваться в плен яростному электричеству и высоким технологиям, быть на побегушках у философских смыслов под три гитарных рифа или сидеть в глубоком книксене перед остросюжетным голливудским ляпом, подчиняя видеоряду не только лад, размер и местонахождение коды и кадензы, но и даже, иной раз, количество тактов.
сама она была тогда единоличной королевой бензоколонки, царицей полей, владычицей морскою и легко вывозила приведённую выше плоскую и примитивную драматургическую чушь.
отаке.