Захват карандаша в дошкольном возрасте (перевод с греч.)
http://www.kindykids.gr/parents/581-piasimo-molyvi.html - оригинал статьи, автор Марлен Кефалиду (педагог предшкольного образования, музыкальный педагог)
перевод с греческого любительский (мой).
Умение писать - это более сложный навык, чем мы думаем. Письмо (умение писать) зависит от уровня развития сенсорных способностей, а также от возможностей восприятия и познания. Наиболее правильный и общепринятый способ захвата карандаша - тремя пальцами (большим-указательным-средним), т.е. теми пальцами, которыми мы крестимся (прим.переводчика: в Греции государственная религия - православие). Однако есть и другие способы захвата карандаша, которые в равной степени эффективны согласно мнению ученых. Очень важно удерживать карандаш с наименее возможным напряжением мышц.
Важно, чтобы ребенок с того момента, когда он начинает брать в руки карандаш (деревянный карандаш, фломастер или любой предмет для письма), прошел все этапы (стадии) захвата и чтобы мы не ждали, что он сразу правильно начнет держать карандаш. И это важно, потому что помогает в развитии мелкой моторики и общей возможности осуществлять рукой захват. По этой причине мы не должны давить на маленьких детей, чтобы они правильно удерживали карандаш и бороться за то,чтобы они держали его так, как хотим мы, однако мы должны дать им столько времени, сколько им необходимо для последовательного освоения правильного захвата карандаша. Если ребенок научится неправильно держать карандаш (потому что мы на него преждевременно давили), то скорее всего в дальнейшем он не сможет переучиться.
Чтобы ребенок мог правильно держать карандаш, должны развиться мышцы его плечевого пояса и рук. Для этого мы поощряем развитие крупной моторики детей - ползание, лазание, толкание, чтобы мышцы их плеч и рук стали сильнее, стабильнее (способными к более точным движениям) и таким образом способными на удержание карандаша более правильным и зрелым способом.
Если мы будет давить на ребенка, чтобы он держал карандаш "правильно" до того, как он органически будет готов, тогда вполне вероятно мы увидим, как он удерживает карандаш странными способами, не может направлять карандаш или фломастер правильно и таким образом останется недовольным результатом, который у него получается. В итоге такой неприятной ситуации ребенок может постепенно начать избегать подобной деятельности, часто вплоть до того, что она будет вызывать у него отвращение.
Обычные этапы:
1-2 года:
Ребенок держит пишущий предмет в кулаке. Похоже, как будто держит в руке шпагу и чиркает на странице, используя всю руку (движение от плеча до пальцев).
2-3 года:
Ребенок использует все пальцы для захвата пишущего предмета, но запястье развернуто таким образом, что ладонь смотрит вниз. Дети в этом возрасте обычно имеют более развитые (стабильные) плечи и теперь движение идет от локтя и ниже. В этом возрасте обычно дети могут проводить прямые линии или кривые линии.
3-4 года:
Теперь дети держат пишущий предмет 4 пальцами и как бы созают дугу большим и указательным пальцем. Теперь движение в основном идет от запястья и ладони, в то время как пальцы двигаются все вместе. В этом возрасте дети обычно могут соединить точки для того чтобы нарисовать картинку, рисовать зигзагообразные линии и пересекающиеся линии. Обычно пытаются рисовать простых человечков.
4-6 лет:
Дети в этом возрасте обычно используют 3 пальца, чтобы удержать пишущий предмет, и все эти три пальца работают как единое целое. Люди теперь прорисовываются более детально.
Όσο τα δάχτυλα που κρατούν το μολύβι αρχίζουν να κινούνται ανεξάρτητα, ο παράμεσος και το μικρό δάχτυλο αρχίζουν να στρέφονται προς την παλάμη, το άνοιγμα μεταξύ του αντίχειρα και του δείκτη-μέσου μεγαλώνει και το εργαλείο γραφής το κρατάνε πιο κοντά στη μύτη του, έτσι ώστε η γραφή να προέρχεται από τις άκρες των δακτύλων.
конечный этап (способ захвата):
Виды деятельности для развития (укрепления) рук
- Веревка
- Лопание пузыриков в пузырчатой пленке (такой,которая используется для защиты мебели при перевозке),
- Переливание воды из кувшина в стакан. По мере развития силы ребенка в кувшине может быть все большее изначальное количество воды.
- Защипывание разных предметов прищепками
- Выжимание губки
- Вырезание (разрезание) ножницами
- Пытаться захватывать маленькие предметы щипцами для льда
- Пластелин (особенно попытки размягчить пластелин и скатывание шариков)
- Нанизывание бусин на шнурок
НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ЗАХВАТА КАРАНДАША
Способность использовать давление разной силы - Легкое прикосновение
Занятия для детей:
- пытаться захватить хрупкие предметы (крупы, сахар и т.д.) пальцами или шипчиками так, чтобы они не рассыпались.
- Рисовать на бумажных полотенцах (а не на обычной бумаге) так, чтобы не порвать их
- Составлять домино (башенку из домино?) из как можно большего количества частей так, чтобы части не упали
- Играть с пипеткой,пытаясь контролировать, сколько капель они накапали
ТОЧНОСТЬ ВО ВРАЩЕНИИ ПРЕДМЕТОВ
Занятия для детей:
- Играть с волчками (юлой) разного размера и добиваться их вращения,
- Вращать грецкие орехи или миндаль (в скорлупе)
Независимость частей руки
Занятия для детей:
- Кладем в руку ребенка монетки и просим отдавать нам по одной монете, используя большой и указательный палец, так чтобы при этом другие монеты не упали из ладони.
Стабильность в запястье
Занятия для детей:
- Помещать предметы в вертикальном положении друг на друга (например, натосльные игры)
- Рисовать на бумаге в вертикальном положении (стенд, доска для рисования и т.д.)
- Разглаживать пластилин или тесто с помощью скалки (здесь надо следить, чтобы плечи были развернуты, а не зажаты).