О фантазии и воображении (+ игры для скачивания)
Для чего нам нужна фантазия, насколько она полезна и необходима в жизни взрослого человека? Обычно говоря о фантазии и воображении мы тут же представляем себе дизайнеров, художников или писателей. Ну явно же не дворников, врачей или юристов!))
Недавно я прочла две великолепные книги, которые освещали воображение с разных сторон. И в от в одной из них было написано, что фантазия - это именно то, что двигает вперед прогресс, именно она позволяет людям совершенствоваться, оптимизировать свои действия и изобретать что-то новое. И она полезна каждому человеку, который хочет быть именно человеком, а не частью серой однородной массы, которая делает строго от сих до сих, ни шага в сторону, ни единой попытки что-то изменить (узнаете так распространенную доктрину воспитания?). Фантазия начинается с критического отношения к существующему порядку вещей, веры в то, что можно и по-другому и по-другому не значит плохо или неправильно. А поддерживают фантазию стремление к чему-то большему, к изменениям, любопытство, одобрение такого поведения со стороны ближних и вера в себя.
Часто я вижу, что детей вокруг критикуют и не дают им сделать что-то по-своему. Причем такие вещи, которые и не опасны, и никаких неудобств маме не доставляют. Просто потому, что "так никто не делает", "кто ж так делает!", "посмотри как девочка рисует домик, вот и ты давай так же". Мне странно слышать навязчивые приставания родственников к ребенку, что надо например, собирать пирамидку точно по размеру колечек и никак иначе (да какая разница? Пусть собирает как хочет, размеры он все равно как-нибудь запомнит), или комментарии по поводу того, что 1,5 летний ребенок неправильно танцует.
Так что фантазия свойственна всем детям от рождения. Это мы взрослые ее уже потеряли и стараемся сделать своих детей такими же. Но это неестественно и противоречит природе. Поэтому все упражнения для развития воображения в первую очередь надо делать самим родителям, чтобы понять КАК ребенок видит мир и как он мыслит. Ну а детям своим просто не мешать. Не лезть со своими нравоучениями, как им танцевать, как рисовать солнышко или вообще что им рисовать, не мешать лепить то, что нравится и играть в то, что хочется. Пусть у них будет максимальная свобода для игр и творчества, для принятия собственных решений в рамках, которые не опасны для жизни и здоровья их самих и окружающих.
Вот скажите, вы можете сходу придумать новую интересную сказку? А нарисовать что-то не на заданную тему и такое, что раньше никогда не рисовали? Или может быть сочинить новое слово, волшебный прибор или просто придумать небанальную игру для ребенка? Вот теперь понимаете, почему я говорю, что это нам взрослым надо учиться воображению и спуститься до уровня ребенка. А то кажется, что мы потеряли наше умение придумывать в глубоком детстве))
Теперь про книги, которые просто must read в этой теме.
1) Марина Озерова "О детском рисовании". Книга потрясающая, многогранная и очень полезная. Она содержит буквально ВСЕ! От игр на развитие воображения, до техники рисования и расшифровки детских рисунков. Эта книга дает множество идей того чем и на чем можно порисовать и как заинтересовать ребенка рисованием. Эта книга у меня есть в электронном варианте, желающим вышлю. (В Kniga.ru, My-shop)
2) Джани Родари "Грамматика фантазии". А эта книга позволяет полностью погрузиться в детский мир и вспомнить себя маленькую) Книга про сочинение историй, игр, слов и вообще всего словесного. Прекрасная книга! Прям то, что надо для закостеневшего взрослого воображения) И кстати, на примере этой книги я в полной мере поняла то, что писала Озерова, что наибольшей визуализации и развитию фантазии способствуют именно книги без картинок, где просто очень яркий и живой текст. (В Kniga.ru, Лабиринте, My-shop)
3) Еще очень стоящие книги Елены Макаровой про лепку - "Вначале было детство", "Движение образует форму", "Освободите слона", "Как вылепить отфыркивание" в 3х томах. Они перекликаются с идеями Озеровой. (В Kniga.ru, Лабиринте, My-shop)
4) А вот книга Art Lab Мастерская для малышей это именно тот случай, когда очень ярко, красочно, то на деле книга-ерунда. Большая часть идей проста и очевидна и многие родители и так до этого уже сами додумались, а если говорить о каких-то находках, то в книге Озеровой их гораздо больше, просто в ней они перечислены длинными столбиками, а тут взята парочка и хорошо проиллюстрирована. Не знаю про каких малышей там идет речь, но книга явно рассчитана на старший дошкольный возраст, а я, покупая ее, думала о детях до 3х лет. (В Kniga.ru, Лабиринте, My-shop)
А теперь о Шичиде. Да, я в один пост упихну все, потому что мысли так перекликаются, что странно будет это делить на несколько постов))
Как известно, в методике Шичиды есть упражнения на развитие воображения. Они идут даже отдельным пунктом в занятии. Так вот первое, на что можно опираться для придумывания заданий, это уже упомянутая мной книга Озеровой.
Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия:
- Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов(соотнести изображение предмета и его тень).
- Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов и геометрических фигур.
- Узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.
- Поиск заданной фигуры в ряду других.
- Поиск отличий в изображениях.
- Поиск недостающих или лишних деталей в рисунках.
- Игра «Найди пару».
- Угадывание предметов на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
- Различение правильно и зеркально изображенных фигур.
- Выделение в предметах сходных деталей и группировка их на этой основе.
- Игра «Что было?». Перед ребенком размещают картинки или предметы для запоминания, после чего взрослый что-то незаметно убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает отсутствующий предмет.
- Игра «Что изменилось?» (то же самое, только с запоминанием
расположения объектов).
- Игра «Волшебный мешочек». Взрослый держит перед ребенком непрозрачный мешочек с мелкими предметами. Ребенок должен ощупать предмет, назвать его и охарактеризовать (шершавый, гладкий, деревянный, округлый и тому подобное). Эту же игру можно проводить с предметами, лежащими в миске с песком.
- «Что бывает?». Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие ему известны предметы, обладающие определенным качеством (что бывает круглое, плоское, мягкое, желтое и так далее).
- «Назови пять». Нужно назвать пять предметов, которые больше заданного (стола, комода, слона), или пять предметов, похожих по форме на заданный.
- «Что на что похоже?». В эту игру можно играть где угодно. Скажем, поток мчащихся под мостом машин напоминает реку. Один и тот же предмет полезно представлять в разных образах. Взрослый может помогать ребенку находить новые ассоциации, чтобы пошатнуть устоявшиеся стереотипы вроде «дом похож на кубик».
И в заключении делюсь несколькими моими играми, которые можно скачать.
Первые два листа игр - Угадай по фрагменту целое животное. Игра способствует развитию визуализации и мысленному восстановлению целого по памяти. А еще можно пофантазировать и придумать несуществующее животное и дорисовать его! А потом и историю про него сочинить)
И еще два листа игр это Погружение в ощущения. Показываем ребенку картинку и начинаем погружать его в нее. Какой сегодня прекрасный день! Смотри как светит солнышко! Какое оно яркое. Чувствуешь, какие теплые у него лучики? А сколько цветочков на лугу и как они приятно щекотят твои ножки! Давай пробежимся? Смотри, кто это? Это же бабочка полетела! И т.д. =) Ребенок должен подхватить вашу игру и сам начать придумывать что же было дальше. Можно сочинить целое приключение, которое произошло с вами на этом лугу. Но даже если малыш просто представляет все то, что вы ему рассказываете и визуализирует, то это тоже очень полезно!