Я верю в своих детей
Я верю в своих детей
В детстве Мирослава устраивала очень яркие истерики, могла расстроиться из-за мелочи и проваляться кричащей на полу полтора часа. Что только не говорили нам находящиеся рядом в этот момент люди. И самое смешное то, что говорили всегда, в любой ситуации - и если начинали скручивать ребенка, чтобы унести домой и там успокоить и если ждали, пока выкричится лежа на полу или на земле. Кто-нибудь обязательно что-нибудь говорил. Признаться честно, под давлением социума и мне и маме часто хотелось что-то сказать, и мы говорил. Иногда не очень приятные слова, и потом сильно жалели об этом, но мы никогда не делали прогнозов на будущее, оценивали только настоящий момент и всегда верили, что скоро это израстется. И если кто-то из нас в состоянии гнева начинал заглядывать в будущее, другой сразу останавливал его и возвращал в сегодняшний день.

Как говорят экономисты, все, что находится в правой части графика, никогда не может быть точно известно, именно поэтому очень многие прогнозы оказываются неверными. Но одно дело цифры, а другое дело - жизнь маленького человека, тут прогнозы могут сыграть очень нехорошую шутку. Я верю в силу слова и в силу мысли, а также в то, что именно с помощью этих незамысловатых инструментов мы создаем свое будущее, помогаем и учим создавать будущее наших детей.
Я считаю, что для того, чтобы дети выросли успешными (и в материальном и духовном смысле), смогли сохранить индивидуальность и реализовать себя, в них, прежде всего, нужно просто верить. В любой ситуации, каждую минуту, при любых обстоятельствах. И даже если поведение ребенка оставляет желать лучшего, он совершил какой-то проступок или нагрубил, то это не значит, что так будет всегда. Ментальные и вербальные предположения о том, кем может стать этот крикун/неряха/бестолочь через 5 лет, начинают создавать новый образ.
Иногда мои дети кажутся мне сущими дьяволятами. Они способны за 5 минут превратить недавно убранную комнату в руины, поругаться, подраться, вывести из себя всех взрослых членов семьи и загнать под диван кота. У каждой из них есть своя сверх способность. Мирослава, например, умеет вскрыть мозг своими требованиями и раскалывать зеркало криком (эту способность она сохранила с детства, но пользуется ей значительно реже), а еще у нее отлично получается метать любой подручный предмет с точностью снайпера. Арина больше всего любит раскрашивать себя, и когда место для бодиарта заканчивается, она переключается на вертикальные и горизонтальные поверхности, мебель, велосипед и т.д. Хорошо, когда орудие этого перформанса мелки, хуже, когда перманентный маркер. А еще она любительница ночных тусовок, причем заниматься этим в одиночестве ей скучно и она привлекает родителей (благо для меня, преимущественно ее напарницей оказывается мама). В общем, в эти моменты мне кажется, что «способней» детей на свете не существует. И я ругаюсь, злюсь, кричу на них, но никогда не позволяю себе мысли о том, что дальше будет только хуже. Я наоборот, как можно скорее, стараюсь представить светлое будущее своих детей с чистыми помыслами и стенами. Эта картина моментально смягчает мое состояние и успокаивает.
Для меня вера в ребенка заключается в бесконечной искренней убежденности в том, что он вырастет хорошим человеком. И что сегодняшний бунт - лишь проявление недовольства, реакция, протест, в причинах которого нужно разобраться. И это не повод ставить на ребенке клеймо и говорить, что дальше будет только хуже. Мы являемся активными участниками создания его будущего и вместе с ним рисуем его новый образ. Эти процессы происходят в глубинах сознания и не всегда понятны нам, но результаты говорят сами за себя.
Вы можете поспорить и сказать, что есть клинические случаи, которые никак не исправить. Есть, но и на них можно повлиять. Сын известного писателя Наполеона Хилла родился абсолютно глухим. Но отец верил в него и в какой-то момент заметил, что тот реагирует на звуки, произнесенные рядом с определенным участком головы. Отец стал обращаться с ним, как с обычным ребенком и учить тому, что его недостатки станут его достоинствами. Он читал ему сказки, разговаривал, даже отдал в обычную школу. Блэр не только научился говорить, но и стал серьезным специалистом по маркетингу в крупной компании, продающей слуховые аппараты. Всю свою жизнь он посвятил помощи глухим людям. Вера отца разбила в пух и прах прогнозы врачей.
Томасу Эдисону поставили диагноз учителя. Они считали его умственно отсталым, о чем сообщили маме в письме, где также говорили о том, что отказываются обучать его. Мама, прочитав письмо, стала обучать сына самостоятельно. Но Томасу она изложила совсем другую историю. Она сказала, что его считают гениальным ребенком и что программа школы слишком проста для него и нет учителей, способных его обучать. Спустя много лет после смерти матери, Томас Эдисон нашел это письмо и проплакал над ним несколько часов, а потом записал в своем дневнике «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века». Вот так родители благодаря своей вере снимают самые тяжелые диагнозы.
7 ключевых идей
1. Если в настоящий момент ребенок ведет себя вызывающе, расстраивает и обижает, то это не значит, что это будет продолжаться вечно. Нужно найти причину его расстройства, а не прогнозировать, кем он с таким поведением станет;
2. Стоит как можно чаще подчеркивать особенности ребенка и говорить о том, что у него хорошо получается, а не критиковать. Соотношение похвалы и критики должно быть не меньше, чем 10 к 1.
3. Не путать личность ребенка и его действия. Если ребенок упал на роликовых коньках, это не значит, что он неудачник и неумеха, просто этот навык у него пока не сформировался. Не «Ты плохой», а «Ты плохо катаешься».
4. Когда кто-то из чужих людей пытается усомниться в ребенке и озвучить свой прогноз (двоечник, медлительный, тугодум), нужно громко сказать, что это не так и аргументировать свою позицию. Слова родителей лягут поверх других слов и оставят позитивное впечатление. Жаль, что не всегда мы можем быть рядом.
5. Даже если никто вокруг не верит в ребенка, верьте в него и учите верить в себя. Вера самых близких людей способна перевесить недоверие всего остального мира.
6. Родители должны поддерживать друг друга и напоминать, что нежелательное действие ребенка не всегда влияет на будущее.
7. Представляйте будущее своего ребенка, но не просто представляйте, а искренне желайте для него этого будущего и верьте в него.