Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Александра — 5 лет 8 месяцев
Рязань Россия

В объятиях Грузии

14 ноября 2016, 15:48   •   Путешествия

Грузия манила уже очень давно. Все как-то не срасталось. И даже в этот отпуск планировали в Севастополь, но угораздило же меня наткнуться на завораживающие фотки местечка Уреки: море, черный песок и высоченные сосны - сказочно. Так спонтанно наша компания в составе меня, мужа и двухлетней егозы отправилась покорять грузинские просторы.

Ехать предполагалось на машине. Из предложенных мужем вариантов маршрута я выбрала путь через Волгоград. Когда еще туда специально попадешь, а так по дороге, самое то посмотреть на город. И вот 4 сентября в 5 часов утра мы загрузили в машину слегка недоумевающего, но в то же время весьма заинтригованного ребенка, и отправились в долгий путь.

13 часов дороги и мы в Волгограде. Прост и скромен город-герой. Мемориальный комплекс Мамаев курган вызывает сильные чувства. На пути к главному монументу нужно преодолеть 200 гранитных ступеней - по числу дней Сталинградской битвы. Начнем

Барельефы с изображением защитников города захватывают дух.

Далее приковывают взор массивные скульптуры защитников города. Контраст стоящих и поверженных фигур. Здесь гласит надпись: «Железный ветер бил им в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»

Проходим к Залу Воинской славы.

Вечный огонь освещает тянущиеся по периметру от потолка до пола панно с бесконечными списками погибших солдат.

Еще немного и мы достигли кульминационной точки - фигура «Родина-мать зовет!». Даже ребенок, уставший от тяжелой дороги, с нетерпением бежал навстречу «большой тете»:)

Мамаев курган. Место, которое впечатляет. Место, где ты осознаешь себя частью великой страны с богатой, непростой историей и легендарными героями. Место, в которое обязательно нужно приводить наших детей.

«Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни» (Надпись на плите при входе на Мамаев курган).

Переночевав в Волгограде мы поехали к следующему пункту назначения - Владикавказу. От Волгограда тянется скучная и нудная практически прямая дорога.

Ближе к Пятигорску в районе Минеральных вод появляются первые горы.

Сам Владикавказ встретил нас ночью, световой надписью, горделиво гласящей название города. На въезде весьма интересна ночная подсветка. Здесь, оговорюсь, что у меня было некое предубеждение относительно спокойствия данного региона нашей страны. Пока я оформлялась в гостевом доме, тетечка администратор еще больше подогрела мои мысли, сказав, что временами у них неспокойно. Апогеем стали громогласные разбирательства джигитов под нашими окнами. Захотелось скорее уехать отсюда и ни ногой. Но волей судьбы мой муж еще вернулся в этот город до окончания нашего путешествия. При дневном свете он был совсем иным, а что самое интересное, муж был приятно удивлен гостеприимностью и радушностью живущих здесь людей и еще долго пел дифирамбы Владикавказу:)

В Верхний Ларс мы прибыли к открытию границы. Управились часа за 1,5-2.

Ура! Мы в Грузии! По мере движения горные ландшафты становятся еще живописнее и величественнее.

Первый населенный пункт от границы - Степанцминда. Взор сразу же приковывает будто повисшая в воздухе Троицкая церковь.

В Грузии существует поверье: чтобы попасть к Богу, человек должен приложить для этого усилия. Храм возведен так высоко, чтобы сложный путь в гору преодолевали только истинно верующие.

Мы отправляемся дальше, наш путь лежит в сторону Тбилиси. По пути встречаем грузинский «Памуккале») (жителями именуется как нарзан).

Хочется отметить сам Крестовый перевал (путь от Владикавказа до Тбилиси). Двигаясь в сторону Тбилиси, путь в основном лежит вниз по склону, но все равно интересно. А вот в обратном направлении, двигаясь к Владикавказу, виды просто будоражат сознание. И с каждым новым поворотом по серпантину открываются все более завораживающие картины.

Движемся далее. Плавно приближаясь к Тбилиси оказываемся … в Таиланде)

Живописное жинвальское водохранилище.

Ну а мы тем временем добрались до Тбилиси. Тбилиси - сердце Грузии. Основным историческим центром является Старый город, у подножия горы Мтацминда. По канатной дороге мы забрались на гору, ведь с нее открывается замечательная панорама на город.

Тот самый мост мира.

Монумент «Мать-Грузия».

Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг. Дочка с удовольствием познакомилась еще с одной «большой тетей»:)

Насытившись духовными красотами, захотелось перекусить. С интернетом были сбои и мы просто наобум отправились поискать уютное местечко в центре.

И тут случился первый диссонанс. Вроде центр, столица, а рядом с архитектурными шедеврами соседствуют практически разрушенные строения. Знаменитый мост мира потихонечку приходит в упадок. А, забегая вперед, расскажу, что, когда мы были в Тбилиси на рынке автозапчастей, то плавно перенеслись в 90 годы)

Ладно, идем дальше. Антураж.

Ах, сколько же вкусных отчетов я прочитала про блюда в Грузии. Жутко не терпелось попробовать. Знакомство решили начать с традиционных хинкали и хачапури. Ну да, вкусно. Но восторженного ничего. Обидно. Мы взгрустнули и подумали, что просто наткнулись не на то, в следующий раз найдем местечко по отзывам.

Немного лирического отступления. На обратном пути мы попали в Тбилиси, когда стемнело. И уже хотели было заселяться в отель, как вдруг выехали к центру и… обомлели от красоты. Ночной Тбилиси просто очарователен. Подсветка восхитительна.

Для того, чтобы в полной мере насладиться видами, мы опять поднялись по канатной дороге. Восторг!

Внизу шоу фонтанов. Скромное, но все же.

Мост мира.

Ночью город значительно преображается. Но, выезжаешь из центра, и вот опять становится мрачно от разрушенных/строящихся зданий.

Ну а мы тем временем движемся дальше. Путешествие с маленьким ребенком подразумевает некоторые ограничения своих желаний) Мне хотелось выбрать один храм для посещения, чтобы познакомиться с миром христианства в Грузии. Объектом посещения стал монастырь Джвари. Он также как и Троицкая церковь возвышается над основной дорогой.

С него открывается вид на прежнюю столицу Грузии - город Мцхета.

Бытует красивая легенда о монастыре. "Когда-то между Джвари и Светицховели находилась натянутая на крепкой цепи навесная лестница. И по ней над пропастью, как по мостику, люди, которые хотели помолиться и служители храма переходили из Мцхета в Джвари и спускались обратно. Но только чистый помыслами и покаявшийся в грехах мог идти по ней, и только творя молитву. Остальные падали в бездну. И с каждым годом все меньше людей проходило по этому воздушному пути, пока однажды под тяжестью грехов человеческих мостик вовсе не обрушился, погубив сразу многих…"

История монастыря восходит еще к 7 веку. Удивительно, насколько старинное творение.

Внутри церковь немного напоминает грот. Иконы и убранство простое. Но именно здесь чувствуешь единение со своими мыслями.

Шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры.

Вечером мы добрались до Уреки.

Как же мне понравился черный песок! В него с удовольствием хотелось закапываться и все время копаться в нем. Муж строил замки, а с каким энтузиазмом в нем возилась дочка!

Вот и сосны, к которым мне так хотелось.

По поселку ходят веселые автобусики, на которых мы с удовольствием вечером катались к центру.

Еду мы брали в своем отеле. Обычная столовская еда. Есть палатки с фруктами, выбор скудный. Пирожковые зачетные. Хачапури по-аджарски удался) В супермаркетах выбор тоже скудный. Центровое место.

Здесь и супермаркет, и аптека, и кафе. Причем, несмотря на пафосность, здесь оказались самые низкие цены и выбор побольше) Кафе правда мы данное не опробовали, а познакомились с местной шашлычной. Цены дерут там ого-го за не столь вкусные блюда. А когда мы пошли помыть руки в данном заведении. То, ахтунг! Антисанитария. Ревизорро, где ты?) А если проехаться, с экскурсией по Уреки, то видим вот такие дома.

Народ живет очень бедно, работы нет. И все это идет в такой разрез с теми же Батумскими шедеврами и богатствами. И как-то не по себе становится. И еще один нюанс. В Грузии какая-то проблема с туалетами. Они почему-то отказывались выполнять функцию смыва. Столкнувшись с этим в Тбилиси, подумали, бывает. В отеле в Уреки этот неприятный сюрприз постоянно давал о себе знать. Ну, а когда, похожее случилось в крупном кафе в Батуми, стало понятно, что это уже закономерность)

Мы плавно подошли к Батуми. Все свои знакомства с достопримечательностями этой удивительной страны мы проводили по дороге туда и обратно. А в основном предоставили ребенку наслаждаться солнцем, морем, песочком, карусельками (на некоторые из которых, кстати, было страшновато садиться, изношенность еще та) и просто видами.

Единственные наши вылазки из Уреки - Батуми, в который мы ездили 2 раза, за один день очень трудно все посмотреть. Вперед, в Батуми!

Батуми город сочетаний. Где арабское граничит с европейским, а между ними проглядывает что-то американское.Город встречает красивым видом из окна.

Двигаемся далее.

Мини Колизей)

Путешествие начнем с той стороны набережной, от которой мы дойдем к канатной дороге. Идиллия. Пруд.

Дарящий прохладу бамбуковый парк с его обитателями.
Пляж тянется далеко вперед. А если идти днем, да по жаре, ух. Но ситуацию спасают тропинки под соснами. Нарядная велосипедная дорожка.
Начинаются пляжные интересности.

Не забываем освежиться в море.

Пляж галечный. С ребенком на руках, лишь бы не упасть.

Очень неудобно, причем с детьми было очень мало народу. Наверное, есть специальные пляжи, гугл их обозначал, но мы не искали. Время ограничено.
Начинаются строения, все более походящие на арабские.

Аквапарк.

Для нас попросту потраченное время и деньги. Обозначенная на сайте морская вода оказалась глубоко захлорированной, территория полностью на улице (я наивно рассчитывала прятаться в аквапарке от солнца). Да и вообще опять все разваливается и … неприятно в общем там находиться.

Горки для маленьких и взрослых. Но я бы не советовала. Лучше провести это время на море.

Сворачиваем с пляжа и прямиком к площади Европы.

Проходим бамбуковые заросли.

Причудливый Дворец бракосочетания.

Здесь моя душа не нарадовалась. До чего ж красивые архитектурные шедевры. И вправду, Европа.

Астрономические часы, которые указывают не только время, но и положение солнца, луны, созвездий зодиаков.

Выходим к площади Пьяцца. Еще один кусочек Италии.

Направляемся в кафе. По отзывам нам приглянулся Shemoikhede Genatsvale.

Именно здесь, мы поняли, почему так восхваляют грузинскую еду. Хинкали отменны. Баклажаны с орехами восхитительны. Ну а хачапури на вертеле еще долго будет мне вспоминаться. Обслуживание хорошее. А цена небольшая - 1200 за вполне приличный обед. Наверное, единственный косяк кафе, что когда мы пришли сюда еще, несмотря на обилие блюд, заказали все тоже самое. Ну когда ж еще насладишься).
С новыми силами выдвигаемся к канатной дороге.

Протяженность ее гораздо больше тбилисской, но смотреть особо нечего. Просто туристический пунктик. Да и виды не цепляют взгляд.

Хотя саксофонист хорош.

Солнце к закату, самое время посмотреть на Батуми с моря. Колесо обозрения, рядышком уже просматриваются Нино и Али.

Башня с грузинским алфавитом.

Пирс, который был задействован в съемках кинофильма «Любовь и голуби».

Ух, сейчас город преобразится с ночной подсветкой.

Али и Нино своеобразные грузинские Ромео и Джульетта. Нино была дочерью грузинского князя, христианкой, а Али был из знатной мусульманской семьи. Религиозные предрассудки тех времен мешали влюбленным быть вместе. В конце концов, они поженились, хотя их жизнь и в дальнейшем была непростой.

На колесо обозрения полезли муж с дочкой. Я ужасно боюсь высоты, всех фуникулеров мне надолго хватило. Особо им не понравилось. Высокие борты хороши для безопасности, но скрывают основной обзор.
Хорош ночной Батуми.

Пора возвращаться в Уреки. Где мы, кстати, задержались еще на один день. У нас сломалась машина. Ну а так как наше авто для Грузии эксклюзивное :)(отечественное), то пришлось мужу прокатиться до Владикавказа за запчастью. Зато муж познакомился с сообщением поездов в Грузии, насладился красотами перевала и привез мне вкуснющую шаурму). Еще натерпелся ужасу с таксистами, мчащимися по серпантину, как по магистрали. Вообще водители в Грузии суровы. Мы успели вкусить это в полной мере. Причем полиция дрючит только за непристегнутые ремни. Водители говорят, главное не нарушать. Ага, и при этом носятся 120 при знаке 40. Штрафы приходят, но походу им как-то все равно. Еще в Грузии своеобразный способ общения автомобилистов - сигнальный. Они пользуются кнопкой звукового сигнала при любом случае, иногда даже непонятно, что хотят. А пешеходов пропускать в Грузии ну совсем не принято. Только если в центре Батуми или Тбилиси. А вот в закоулках Тбилиси, я сначала высовывала аккуратно нос на дорогу, чтобы меня не снесли. Эх, туда для профилактики наших граждан, которые гордо, неспешно, с высоко поднятой головой, вышагивают по пешеходному переходу, как по подиуму.
Погода нас баловала. Испортилась только под отъезд, где-то в середине сентября.
Пришло время возвращаться домой. На обратном пути заехали в Ахалцихе. Очень мне хотелось посмотреть на удивительную крепость, которую увидела, благодаря отчетам, кладезь полезной и интересной информации.

Немного об истории крепости и грузинский алфавит.

Обязательно надо взобраться на башню.

Виды на город и на крепость.

Важный житель крепости - богомол.

Милые сердцу березки.

Верхняя часть крепости еще изумительнее. И что самое удивительное, дочка с восторгом бродила с нами по крепости.

До чего же красиво!

На обратном пути заехали к источнику знаменитого Боржоми.

Набрали воды и купили интересное на вкус варенье с шишками. Вода отличается по вкусу от бутылочной.

Едем дальше. Арка дружбы, возведенная еще в советское время.

Здесь нам попался вкусный инжир и унаби, он же зизифус, он же китайский финик)

Да еще, мы закупились домой в Тбилисском супермаркете. Выбор огромен. Цены приемлемые. Кстати, еще момент. Мы накупили понравившегося лимонада Натахтари домой. Но самый вкусный Натахтари, на мой взгляд, со вкусом барбариса, я купила у нас в Глобусе). В Грузии почему-то он не попадался нам.

Обратный путь в плане перехода границы был менее радужен. К границе мы приехали в 15,00 часов, а заехали на родину в 21,30!!! Грузинскую границу мы прошли за 10 минут, нашу за 6 часов. В чем секрет наших пограничников? 2 км мы простояли в очереди и за эти 2 км нет ни одного туалета, и даже более-менее подходящих кустов. Прелесть просто. Поначалу все стойко держались) Когда понемногу вечерело, стало все равно и потихоньку облюбовали подходящий камень. Романтика) Напряжение в пробке то еще. Учитывая и тех, кто постоянно лез вперед без очереди. Поначалу пограничники отправляли их обратно, а потом стали просить нас!!! пропустить безочередщиков вперед. Видите ли, пограничники не могут их остановить. Да…Каждый раз хочется верить, что все изменится. С ужасом вспоминаю 8 часовую очередь на границе с Финляндией. Но это же было в 2009г. В прошлом году в Крым мы нормально проехали, на Украину ездили в 2010 без особого геморроя. И тут, эх, чудес не приходится ждать. Печально и обидно. Учитывая, что в машине ребенок.

Обратный путь мы спланировали через Ростов и по пути хотелось покорить Эльбрус. Но, учитывая изнуряющее стояние на границе, от последней идеи мы отказались. Переночевав в Минеральных водах, помахали Эльбрусу рукой и поехали в Ростов.

После Ростова нас ждал неприятный сюрприз в виде 4 часовой пробки. Такой вот сложный получился путь домой. Зато в Ростове накупили желтого арбуза.

Еще вкусный зеленый (снаружи, внутри он красный, обычный).

Ребенок вполне нормально перенес столь нелегкий путь, наслаждаясь то строительной техникой за окном, то наклейками и книгами. Тяжело дались только ночевки на новых местах. Где случился забавный случай. После дороги и прогулки по ночному Тбилиси мы заселились в отеле и рухнули на кровать. Ребенок проснулся в темноте, включил свет и говорит, все пошли гулять! Ну все, думаем, ребенок сошел с ума с переездами. Смотрим на часы, а на них 8 утра) Оказалось, что мило завешенное окно в нашем номере выходит не на улицу, а внутрь отеля)

Бюджет точный не считали, но где-то в районе тысяч 70-80 на все.

Какой запомнилась Грузия. Страна очарований и разочарований. Страна контрастов. Где богатые строения граничат с разрушенными. Где пальмы соседствуют с бамбуками, сосны с эвкалиптами. Где горы, да и вообще природные ландшафты ошеломляют своей величественностью и красотой. Где люди живут бедно, но полны чувства собственного достоинства. Хотелось бы мне вернуться? Поначалу нет. Но, сейчас уже не знаю. Если не будет другой альтернативы, то я предпочту Грузию Краснодарскому краю. А там и до Баку недалеко. И Эльбрус надо увидеть) Одно могу сказать определенно, что Грузия страна очень колоритная. Ее стоит посетить.