"Пустыня - место чудес"
Биопсихология***************

Можно сказать, что пустыня находится между Египтом - домом рабства и Землей обетованной, а в христианском контексте - это время между Крещением и выходом на служение.
В Священном писании говорится: «Он вывел тебя из Египта, из неволи, вел тебя по великой и страшной пустыне, меж ядовитых змей и скорпионов, по сухой и безводной земле» (Втор 8:14-15).
Итак, пустыня неизбежна для всякого выходящего из Египта. Это место, где испытываются вера, верность, решимость и истинность духовного выбора человека. В этом смысле пустыня - область свободы, где избранный и призванный Богом человек или народ остается один на один с собой, со своим сердцем. Здесь должно дать ответ на призыв Божий, ответ однозначный и недвусмысленный. И тут действительно можно сказать лишь «да, да» или «нет, нет», причем сказать это может только сам испытуемый, и никому другому это сделать за него невозможно. В пустыне нет ничего и никого, кроме Бога, являющего в это время Свое присутствие совершенно беспрецедентным образом, и смертоносных гадов - змей, василисков и скорпионов.
Человеку очень трудно быть в такой обнаженной до предела духовной ситуации. Бесконечно долго находиться между двух огней - огнем любви Божьей и адским пламенем пустыни, между жизнью и смертью - невозможно. Поэтому Господь определяет некоторое время, которое в Писании обозначено символическими числами - сорок дней или сорок лет, по истечении которого человек (или народ) должен дать ответ и выйти из пустыни. К концу установленного срока дух человека не может больше терпеть, не может вынести состояние неопределенности и должен дать ответ: «Проведя в посте сорок дней и сорок ночей, Он напоследок ощутил голод» (Мф 4:2). Безусловно, здесь говорится не только о физическом голоде, но и об алчбе духовной.
Избранный и призванный Богом человек не может миновать пустыню на пути в Землю обетованную. В новозаветное время Сам Дух Божий ведет туда Своего избранника, подобно тому, как Иисус после крещения «был уведен Духом в пустыню» (Лк 4:1). Крестившиеся во Христа Иисуса получают дар Духа («Вы же имеете помазание от Святого и знаете все» (1 Ин 2:20)), не нуждаясь более в человеческом водительстве. В этом отличие Нового Израиля от Ветхого, когда «все в Моисея были крещены, в облаке и в море» (1 Кор 10:2). Как вышедший из Египта народ должен был следовать за Моисеем и быть послушным ему, так и новокрещеный член Христовой Церкви не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал 1:16), но следовать за Духом в ту пустыню, которую Он укажет. Поэтому поиск некоего духовного авторитета, которому можно было бы безоговорочно послушаться во время нахождения человека в пустыне, может быть свидетельством своеволия и отказа последовать Духу Божьему.
В пустыне христианин обретает опыт водительства Духом, когда исчезают все осязаемые ориентиры, сгущается тьма, и только вера может указать путь. «Я Свет, пришедший в мир, чтобы каждый верующий в меня во тьме не остался» (Ин 12:46). Кто не научится так ходить, тот путь из пустыни не найдет. Есть множество примеров людей, в слепоте своей принимающих за поводырей духов пустыни и отдающихся их водительству. Мы видим, как эти несчастные бродят по безводным местам, низвергаются в пропасти, не имея веры, чтобы, подобно иерихонскому слепцу, возопить о спасении. Слепота - вот первая из болезней, которые могут поразить идущего по пустыне.
В пустыне новокрещеный также учится слушать голос Божий, узнавать его среди многих других голосов. Поэтому другой недуг - глухота - поражает тех, кто начинает прислушиваться к лукавому шепоту и напрягает свой слух, чтобы услышать слова соблазна. Как вера возникает от слушания слова Божьего, так от слушания слов лукавых рождается неверие. Неверие же становится источником ропота на Бога: «Лучше бы нам умереть в Египте от руки Господа, - говорили сыны Израилевы. - Там мы сидели вокруг котлов с мясом, у нас было вдоволь хлеба. А вы привели нас в эту пустыню, чтобы уморить весь народ голодом!» (Исх 16:3).
Вот самый характерный пример такого ропота. Его движущая сила - страх. Страх делает человека безумным, и в своем безумии он восстает на Бога. Апостол Павел напоминает коринфянам о пагубности такого восстания: «И не ропщите, как некоторые из них возроптали, и гибли от Истребителя» (1 Кор 10:10). Не ропот, но благодарность должна рождаться в верующем сердце во времена искушения. Ведь через искушения достигается «венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12). Поэтому апостолы призывают не только не бояться искушений, но напротив, радоваться и благодарить: «Всякий раз, когда впадете в различные искушения, сочтите это для себя великой радостью, братья мои» (Иак 1:2). В послании Иакова человек, переносящий искушения, назван блаженным.
С точки зрения человека мира сего, подобные призывы нельзя расценить иначе как безумство. Ведь оказывается, что не комфортному и беспроблемному существованию должна радоваться душа человека, но «огненному искушению». Искушение дает возможность человеку сразиться со злом, с сатаной во исполнение обетов крещения, когда человек отрекается от сатаны и поклоняется Христу, как Царю и Богу. Сатана, согласно Евангелию, и является источником искушений. Он приступил ко Христу, но получив отпор, «отступил от Него до времени» (Лк 4:13). Апостол Иаков называет как причину искушений похоть: «Каждый подвергается искушению, увлекаемый и обольщаемый собственной похотью. Затем похоть, зачав, рождает грех, а грех, будучи совершен, порождает смерть» (Иак 1:14-15). Эти слова перекликаются и со словами Спасителя: «Изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк 7:21). Поэтому человек не может спастись от искушения, прячась и убегая от него.
Пустыня и Голгофа
Испытуемый в пустыне никуда не может скрыться от образа Креста. Из пустыни, оказывается, очень хорошо видна Голгофа, можно сказать, что между ними есть глубокая мистическая связь: в пустыне искушения начинаются, а на Голгофе Господь претерпевает последнее искушение. Нельзя не заметить, что формула этого искушения: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» - очень напоминает формулы искушений пустыни. Разница только в том, что в пустыне искуситель предлагает Христу ложные пути, на Голгофе же все пути уже пройдены и все свершилось. В пустыне испытуемому, по-видимому, дается каким-то образом приблизиться к Голгофе, духовно ее предощутить. В этом и заключается главный искус пустыни. Если человек испугается креста, он не примет ни крестоношение в своей жизни, ни Голгофу в ней. Такой человек предает себя сатане. Испытание пустыней есть испытание истинности любви человека к Богу. Видение креста и смерти не может разрушить настоящую любовь, ибо любовь сильнее смерти. Недаром единственный вопрос, который задал Господь Петру, был: «Любишь ли ты Меня?» Пример Петра учит нас не делать слишком поспешных выводов о том, выдержал ли тот или иной человек искушения пустыни. Это зависит только от того, как его сердце ответит на этот вопрос Господа. Здесь пытливость исследователя должна благоговейно отступить перед тайной любви, перед тайной свободы человека любить или не любить.
Господь не скрывает от нас цену этой любви, и это - очень высокая цена. Без всякого пафоса мы можем сказать, что это цена крови.
https://kateheo.ru/katekhizatsiia/mainkatekhizatsiia-1/pustynja-v-svjashchennom-pisanii