Монументальный ТОП 2020
Это будет ТОП приобретений. ТОП книг, на которые я смотрю с некоторым недоверием - неужели это все мое? ТОП новых украшений моей библиотеки.
Мои "брульянты" 2020 года.
И начну с самой монументальной книжищи, которой уже никого не удивишь, да и меня тоже. Из каждой поездки в Питер в командировку или в отпуск дочь привозит очередной том Художников детской книги СССР.


Несмотря на кажущуюся одинаковость пестрых разворотов при беглом просмотре этих книг, каждый том этого издания все равно заставляет сердце биться сильнее. Потому что это энциклопедия книг моего детства, и такого количества книжек той давней поры я вряд ли найду в другом месте. При просмотре фотографий разворотов в папке взгляд быстро "замыливается", но книга - это совсем другое! Меня нисколько не утомляет долгое перелистывание и внимательное разглядывание. В этом томе художники на букву Г

В детстве я читала вот таких Двух капитанов 1971 года издания. Переиздание продолжаю ждать уже столько лет. 50 лет прошло! Самое время переиздать книгу в этом году! АУУУ!!!
Мироздание!!!




2. Не менее монументальная книга Архив Мурзилки - дополнительная третья книга второго тома.

Здесь выборка из журналов за 1955-1965 годы. И как всегда - чего только нет на этих плотных матовых мелованных страницах. Целая библиотека! Журнал этот издавался для младших школьников, но найдется что почитать и с дошколятами. Очень порадовали длинные стихотворные истории. Самое любимое - хорошие иллюстрации, на которых нормальные дети, даже юмористические картинки намного приятнее и добрее что ли. Меньше на них язвительности. Что еще ценно. - это большущий сборник небольших рассказов, которые по зубам слабовато читающему ребенку, боящемуся объемных текстов. Правда, книга большого формата и эти небольшие рассказы уложены в страницу-другую. Но обязательно с иллюстрациями и крупными заголовками, обязательно разбавлены загадками, шутками, комиксными страничками с небольшим количеством текста, чтоб передохнуть.




Есть давно-давно знакомое, сейчас не переиздаваемое, и тем приятнее встреча с такими рассказами. Содержание - самое разное. Здесь есть стихи и рассказы о школе, о детских играх, о помощи взрослым, есть небольшие сказки со всего света, герои зарубежных журналов. Довольно сильна познавательная направленность на расширение границ известного ребенку. Дети здесь живут не в инкубаторе и замкнутом домашнем мирке. В рассказах легко и просто, мимоходом, поменьше-побольше упоминается взрослый мир, мир взрослых дел и профессий. Для меня это важно, и об этом я писала при покупке первых томов. Еще один момент - здесь именно первая публикация рассказов и стихов, и поэтому есть те, которые отличаются от известных нам более поздних изданий. Это интересно. К некоторым знакомым произведениям совершенно незнакомые иллюстрации.
Короче, я - фанат! ))

Вы знаете как добывают соль шахтным способом?

3. Шарль де Костер. Легенда об Уленшпигеле

Именно такого "Тиля Уленшпигеля" я когда-то в детстве часто перелистывала и рассматривала, приезжая в гости на каникулах. Он стоял в том же шкафу, что и "Два капитана" с иллюстрациями Гершковича.

Солидная толстенная и тяжелая книга с массой мрачноватых монохромных и цветных рисунков. Я не могла тогда сказать, что они мне безоговорочно нравились. Но и оторваться от них не могла подолгу и не по долгу службы а подолгу времени ). Они производили очень сильное впечатление своими энергичными размашистыми и стремительными резкими линиями. Удивляло что они такие разные - от язвительной гротескной карикатурности до возвышенной романтичности. Я не читала тогда книгу. Выхваченная где-то в неведомом литературном источнике цитата "Пепел Клааса стучит в мое сердце" меня отпугивала. Жестокое средневековье с его Святой Инквизицией, пытками, кострами и казнями отвращало, хоть я и никогда не отличалась тонкой душевной организацией. Поэтому Тиль для меня тогда был первым графическим романом. Его историю я пыталась воспроизвести не по тексту, а по рисункам Павла Бунина. Листала, смотрела, а читать-перечитывать снова брала "Двух капитанов".







Читала я Тиля гораздо позже книжку в мягком переплете серии "Классики и современники" вообще без иллюстраций, но перед глазами стояли запомнившиеся работы Павла Бунина.
4. Страна чудес Роберта Ингпена.

С этой книгой я крупно промахнулась. Надеялась перехитрить себя и, взяв один большой альбом, успокоиться и не брать все желанные книги с его иллюстрациями - ведь там же сплошь классика, которая все равно будет дублями. А рисунков мне вполне хватит в этом толстом альбоме! Ага... и теперь мне надо ВСЕ, что есть на страницах этого альбома (((
И все, это именно ВСЁ, понимаете? Потому что там столько совершенно неведомого рядом с навязшим в зубах до некоторого переутомления от многочисленных вариантов самых известных произведений. И все это неведомое, вместе с самым известным и сто раз виденным в разных вариантах, теперь хочется домой непременно с Ингпеном! Вот Остров сокровищ уже взяла. Дублем, да. Потому что есть от Нигмы с Ильинским. Тут я хоть выгадала и взяла адаптированный вариант. Пускай будет разница в текстах, на разный возраст.





А как вам эта иллюстрация ниже? Я бы зуб отдала за то, что это - Олейников!




4. Алекси Нэм - Дети капитана Гранта.

Отзыв на книгу написан, мне даже добавить к нему нечего, кроме того, что она по-прежнему меня впечатляет. И что я по-прежнему считаю - для "чтения" этого комикса надо бы уже знать сюжет. А комикс - это вариант "быстрого перечитывания". В любом случае книга роскошна.
5.Михаэль Энде. История, конца которой нет

Отзыв на эту книгу мне еще только предстоит написать. Но сначала ее еще предстоит прочесть. А учитывая название и объем книги, такой подвиг надо планировать заранее...
Следующее фото для демонстрации объема )

Подозреваю, что чтение может растянуться очень надолго. Так что пока я расскажу вам о книге и впечатлении от нее. Все равно этот топ получается скорее иллюстративным, "буржуйским". Как раз к последнему слову книга очень подходит. Смотрится очень солидно. Особенно бархатистая суперобложка. А без нее книга своим форматом сильно смахивает на энциклопедию. И первое слово заглавия увеличивает это сходство ))) При чтении я суперобложку снимаю - у меня какое-то идиотское чувство от того, что она к штанам на коленях прилипает. Форменным образом не позволяет себя отодвинуть, читай, говорит, меня и все тут! Так что я ее раздеваю, чтоб не была такой назойливой. Пока прочла только стихи. Все больше картинки разглядываю. Впечатления пока двойственные - какие-то они как будто незаконченные, небрежные, карандашные больше похожи на наброски, а живописные - на этюды. На клапане суперобложки прочла, что проиллюстрировать эту книгу художник мечтал с детства. Надо же. Композиционно рисунки очень продуманы, но вымечтанное обычно грешит перфкеционизмом, а тут как будто сделано второпях. Или это у художника стиль такой? Пойду погуглю.
Ага, вот: "Мешенмозер до сих пор считает иллюстрацию своим хобби и продолжает вполне успешно работать в жанрах станковой живописи и художественной инсталляции". Хм...
И еще: "Его герои не приторно сладкие. Они не напрашиваются на любовь.
Они выглядят так, будто нуждаются в расчёске" New York Times
Ну да, есть такое дело. Стало быть, стиль. "Он так видит". Но в целом иллюстрации очень достойные, хоть непричесанные )) Наверное, это просто мой внутренний перфекционист после классически точных и аккуратных Ингпена, Нэма и Кульманна успокоиться не может и продолжает гундеть и ворчать. Ну и плюс скидка на его (перфекциониста) возраст )









6. Торбен Кульманн Эйнштейн

Эту книгу показала несколько дней назад. Очень рада пополнению коллекции. Да, эти книги, по-моему, скорее коллекционные ))
7. Светлана Дорошева - Книга, найденная в кувшинке

Я давным-давно читаю Дорошеву - ее заметки о сыновьях, особенно о старшем, подростке, о семье, просто о жизни. Но только при втором или третьем взгляде на обложку этой книги до меня вдруг дошло, что ее автор - это та самая мама Алеши и Лирана... И ведь я видела ее рисунки, но все это как-то совсем не соединялось с книгами. Но зато при соединении купилось.
Стильная подарочная книга, интересная рисунками и забавной идеей подачи содержания. Свои представления о человеке читателю излагают феи, эльфы, гномики и прочее непонятное население неведомой Мерцающей страны Мар. Книга полна цитат, пародийных рисунков, забавных трактовок обыденных действий человека, попыток классифицировать его по мифически-научной шкале. Написана с юмором, полна отсылок и аллюзий на культурное наследие человечества. Забавно почитать про трактовки услышанных выражений, представления о человеческой музыке, танцах, работе, быте.
Но главное в книге - это рисунки, ее оформление. Это книга для долгого рассматривания. Идеальный подарок девочке-подростку. От 12 до 112 ))










8. Здесь будет две книги с одинаковым названием - Год в лесу
Про первую отзыв я уже давно написала.

А вторую дочь никак найти не хочет может в книжных залежах квартиры. Поэтому я вам ее не покажу, а просто порадуюсь, что она у меня есть. Видите? В самом центре - И.С.Соколов-Микитов Год в лесу с иллюстрациями Георгия Никольского.
Долго-долго жмотничала, пропустила первое издание "Речи", не смотрела в сторону второго, а потом вдруг открыла для себя потрясающий факт, что автор вовсе не современник Тургенева и Ушинского, как я всегда считала, а наш современник! И когда я высунув язык, переписывала упражнения из учебника под которым значилось (по И.С.Соколову-Микитову) он был жив и, наверное, еще продолжал писать...
Это меня так поразило, что я немедленно заказала книгу.
В эту же позицию можно добавить и точно так же ненайденного Паустовского с такими же бесподобными иллюстрациями Епишина.

9. Мифологика

И хоть эта книга приехала домой 30 декабря 2019, она открывала мой новый 2020 год. Отзыв был написан в самые первые дни, когда еще доедались новогодние салаты и холодцы. А яркие впечатления от ее страниц нисколько не потускнели по прошествии года.
10. И еще одно монументальное приобретение.
А.И.Любжин - История русской школы императорской эпохи. В 3-х томах.

Я взяла три книги второго тома. Первый том в двух книгах о XVIII веке найти, увы, не удалось. А здесь все о русской школе в XIX веке.

Это исторические монографии доктора филологических наук, сотрудника Отдела редких книг и рукописей Научной Библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова.
Слушать Любжина довольно утомительно, при всем моем к нему уважении он все же ни разу не оратор, но зато через все свои "эээ, ааа, нууу, ммм" выдает интереснейший материал, поэтому я и купила книги. Тем более, что в них достаточно много статистического материала, который в интервью не озвучишь - количество школ по губерниям, программы (предметы, количество уроков), количество учащихся разных сословий, соотношение мальчиков и девочек, обучавшихся и допущенных к экзаменам, даже причины, по которым детей не отдают в школы. Есть примеры школьных заданий, того, что входило в программу обучения. В общем, много интересного, хотя "Образец вступительного урока по элементарной теории логарифмов в 6 классе" я не одолела, а вернее, даже не пыталась. Мне гораздо интереснее было читать выдержки из воспоминаний о гимназиях и удивляться цифрам в таблицах, пытаясь себе все это представить и сравнить.
В первой книге - учебные заведения в царствования Александра I и Николая I, первая половина XIX века,, во второй - царствование Александра II, в третьей - Александра III и Николая II.





Пока все.
Но вы же понимаете, что это далеко не все ))