Карантинные игры-2
детская психологияЕще немного карантинных игр с детьми. С маленькими детьми, говорю отдельно, потому что подростки уже сами себя развлекают, им наоборот - пусть бы "родаки свалили уже на пару дней куда-нибудь из дома" :-)
Так что - для детей дошкольного и самого младшего школьного возраста.
Подборка Светланы Ройз.
Многим родителям приходится часто говорить детям: «Не кричи, говори тише». Нам важно помнить - МНОГИЕ ДЕТИ МИНИМУМ ДО 6 ЛЕТ НЕ УМЕЮТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ГРОМКОСТЬ РЕЧИ. Они точно не специально.
Я проконсультировалась с нейробиологом Ekaterina Vinnik, у которой сейчас прохожу обучение: «Центры речи в этот период только продолжают созревать, и центры когнитивного контроля тоже».
А «почему мой маленький ребёнок так громко говорит?» очень частый вопрос родителей. (Конечно, нам важно исключить проблемы со слухом).
Помогаем себе и детям в играх. Заодно, нарабатываем контроль. Игры из моей практики:
1. Пульт управления.
На подушечках пальцев ребёнка рисуем фломастером «кнопку громкости». Например, на указательном пальчике - красным цветом ставим точку - громче, на безымянном - синим цветом - тише. Тренируемся, предлагаем сказать слово, например, «мама», или имя ребёнка, нажимаем несколько раз на пальчик - ребенок говорит слово в зависимости от «кнопки» и количества «кликов» громче-тише. (Доводим до самой большой громкости, а затем, останавливаем на нужной). Когда ребёнок опять будет говорить громче, улыбаясь, дотрагиваемся до его «кнопки», или просим, чтоб он сам дотронулся.
2. Играем в «шпионов», в мышек и кота (мышка должна тихоооонько, беззвучно пробраться и что-то заранее продуманное у нас схватить).
3. Дирижёры.
Взмахиваем рукой вверх - и это сигнал инструментам «играть громче», рукой вниз - понижаем громкость, собираем руку в кулак - молчание. (Даем возможность ребёнку тоже побыть дирижером)
4. Пишем буквы в строчку.
От малюсенькой до большущей. (Буквы Р, З, Ж) и наоборот, от огромной, до маленькой. Просим ребёнка смотреть на буквы, произносить звук, повышая или понижая громкость (чем меньше буква, тем тише звук и наоборот).
5. Каждые несколько часов - 2 минуты тишины.
Назначаем ребёнка - главным. когда прозвонит будильник, он подаёт всем сигнал: слушаем тишину.
6. Сами начинаем говорить шепотом.
Ребенок будет зеркалить нас. Или играем в «Шепотуньки» - разговоры в семье только шепотом.
7. Складываем все громкие голоса в вазу.
Они там не смешиваются Когда хочется сказать громко, свой голос нужно «взять» из вазы .
8. Пантомима-игра «в крокодила».
9. Общаться на языке жестов (можно придумать свой семейный язык,проверю, включили ли мы его в онлайн курс на EdEre, не помню), этот простой «язык», где каждая буква - отдельный жест - хорош и для детей 4-5 лет (в нашей семье он переходит из поколения в поколение и он не раз нас выручал).
10. Играем в оперу - не говорим, а поем (пение воспринимается по-другому).
11. Превращение.
Говорим, как маленькие лилипутики, мышки или муравьишки (а потом, как великаны или слоны).
12. Любимая игра «Молчанка» - кто первый скажет слово, тот проиграл.
13. «Передаем мысль на расстоянии» - угадать кто о чем подумал и что сказал.
14. Если дети в споре дети кричат одновременно - дать всем флажки, бумажки с их именами, любые предметы - чтоб их поднимали, когда хотят «взять слово».
15. Сооружаем плевалки (трансформация вербальной агрессии)- плюем бумажными катышами, дуем - в цель (в ведро, в мишень).
Но - обязательно - договариваемся о времени, когда можно кричать.