Вопрос-ответ от психолога
вопрос-ответВопрос:
Почему дети строят планы побега, даже если в семье их любят и о них заботятся?
Ответ:
Во-первых, это потребность в новых впечатлениях, романтика, желание новизны и свободы. В большинстве случаев уходят из дома дети старше 7 лет - у малышей привязанность к родителям еще слишком сильна. А для детей от 8-10 лет потребность в ярких впечатлениях становится основным побудительным мотивом побегов и планов о них. Недаром множество книг о приключениях подростков повествуют как раз о детях такого возраста.
Во-вторых, это может быть попытка уйти от строгих правил и дисциплины - особенно в школе. Ежедневная рутинная работа, смысл которой зачастую не понятен («я не понимаю, зачем я учу в школе всю эту муть!»), тяжела бывает и взрослым. Да, самоконтроль, усидчивость и дисциплина, да, «это полезно для будущей профессии» - но это мотивы для взрослых. Ребенку, у которого ощущения «через месяц» и «через десять лет» не очень-то отличаются, сложно принять без внутреннего протеста необходимость каждый день рано вставать, идти в школу (где часто и друзей-то нет, а учителя ругают и заставляют), выполнять множество надоевших и скучных обязанностей. Вот и мечтают о дальних странах…
В-третьих, «люблю» в понимании родителей и ребенка - совсем не одно и то же. Родители считают, что любят - это когда кормят-поят, одевают, покупают все нужное, заставляют учиться - «для твоего же блага», записывают в множество кружков. Ребенку, подростку чаще всего нужно не только и не столько это - а поговорить, понять его, выслушать. Множество родителей на протяжении всего учебного года расспрашивают детей лишь о школьных оценках, на остальное у них не хватает времени и сил. И конечно, дети, видя, что их «внешкольные» проблемы остаются для родителей «блажью и дурью», искренне считают, что родители их не любят. Те, кто помладше, бывает, фантазируют, что они - приемные, поэтому с ними так плохо обращаются и заставляют мусор выносить, а вот родная мама - самая лучшая, самая добрая, она будет конфетами кормить… и строят планы побега.
В-третьих, побег может быть попыткой уйти от проблем в школе, реальных, а не выдуманных. Конфликты с учителем, травля одноклассников, неуспеваемость не разовая, а хроническая («совсем двойками зарос») - и ребенок не видит иного способа справиться с этим, как уйти, сбежать. А уж если реакция родителей - гнев или отчуждение, или вовсе наказание, то побег остается единственным выходом из положения. И случается и в благополучных внешне семьях, и увы, часто на практике, а не в мечтах.
Еще планы побега могут быть протестом против слишком сильной опеки родителей, чаще всего доминирующей. Родители придерживаются позиции «я лучше знаю, как для тебя лучше», возраст чада при этом значения не имеет. Задача же подросткового возраста - обрести самостоятельность, отделиться от семьи. В некоторых случаях это получается сделать только через разрыв отношений и побег, как выдуманный, так и реальный. Либо в семье может быть авторитарный стиль воспитания, вплоть до физического наказания, при этом внешне семья может производить впечатление очень благополучной, а родители - искренне уверенных в себе и в том, что любят детей и делают все для их счастья.
Далее - побег может быть попыткой обратить на себя внимание родителей, если в семье проблемы. Постоянные ссоры родителей, или рождение младшего брата или сестры, или новый брак отца или матери, или алкоголизм одного или обоих родителей - и таким образом ребенок старается достучаться до тех, кого любит: папа, мама, я у вас есть! Необязательно это может быть побег, а просто демонстративное «трудное» поведение как единственный способ показать, что он в семье тоже есть.