О свойствах памяти и о том, чего нет в книгах Шичиды.
Опять мои размышления о правополушарном обучении.
Написано сухо, заунывно, но информативно) Не претендует на истину в последней инстанции)
Мы уже давно играем в игры на тренировку памяти, которые описаны в методике Макото Шичиды. С года с хвостиком к нашим регулярным просмотрам карточек присоединилась игра "Сетка памяти", затем "Мандалы", а сейчас и "Линкин мемори". Все эти игры я уже неоднократно описывала в своем дневнике, например, вот тут.
Еще один способ тренировать память, описанный в книге Шичиды - после какого-то значительного события попытаться вместе с ребенком вспомнить все, что происходило с вами в мельчайших деталях. Пока ребенок не говорит, вы можете сами рассказывать ему все. Мы обычно занимаемся этим в дороге по пути из гостей или просматриваем фотографии с какого-то события.
А теперь немного отступим от самой методики, и я расскажу кое-что, чего нет в книгах Шичиды.
Мой дед долгое время занимался изучением функций поиска. Как-то он рассказал мне, что существует очень большой ряд задач в жизненных процессах, которые можно разделить условно на три этапа: поиск, классификация (или отождествление) и принятие решения. Так вот, самая сложная для человеческого мозга задача - это поиск.
А поиск, в свою очередь, бывает двух типов. Первый - последовательный поиск, когда вы просто осматриваете сантиметр за сантиметром заданной площади в поисках нужного объекта. И второй, намного более эффективный, - двухстадийный поиск по методу Познера. Двухстадийный поиск - это беглый осмотр, предварительный анализ по вероятности и затем просмотр подозрительный участков.
Так вот второй поиск на 40% эффективнее первого, но человек, обладающий исключительно левополушарным мышлением, редко самостоятельно отказывается от применения первого, потому как левое полушарие обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей, в то время как правое полушарие обладает прекрасной пространственной ориентацией. То есть отыскивание на картинке предмета на скорость - это также хорошая тренировка правого полушария.
Если не вдаваться в теорию, то на основе этого я сделала вывод, что ребенка нужно учить правильно искать. А переключаясь на правое полушарие, одной из функций которого является безошибочное определение одинаковых предметов, можно обучить ребенка мгновенному поиску. Именно для этого в нашем обиходе и появляется множество игр, направленных на поиск предмета. Пока это простейшие игры типа "найди пару", где постоянно меняются объекты поиска и постепенно происходит усложнение задачи, появляется больше деталей, оттенки и узоры становятся сложнее различимы, меняются правила игры. Помните игру "горячо-холодно" из детства, когда ведущий прячет в комнате предмет, а игрок должен как можно быстрее найти его, задав меньшее количество вопросов или указав на меньшее количество мест? Это прекрасный способ обучения ребенка двухстадийному поиску. Подобные игры можно усложнять, переносить на другую местность или в другие плоскости, но подобные игры должны занимать особое место в списке игр, тем более, они такие увлекательные!
Еще одной интересной функцией правого полушария, о которой не написано в английских версиях книг Шичиды, является экстраполяция целого изображения на основе небольшого фрагмента. Хорошим закреплением такой связи служат игры "расскажи историю", где малышу предлагается придумать рассказ, глядя на одну простую картинку. Кстати, это еще и отличное упражнение для развития речи. А пока наши малыши еще не разговаривают развернутыми предложениями - самое время подготовить их к такой игре: показывать картинку и рассказывать небольшую вымышленную историю самостоятельно.
Вообще, школьное и дошкольное образование, в силу культурных традиций, сложилось таким образом, что оно почти все построено на развитии левого полушария, то есть на поэтапном дискретном анализе и логике. А это неверно, так как игнорирование правого полушария фактически вдвое урезает способности ребенка. Французский ученый И. Соньер утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Правое полушарие тесно связано не только с творческим мышлением и интуицией, но и с фотографической памятью и в целом с эмоциональной сферой.
Ведущий специалист в области нейропедагогики, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П. Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно".
А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности.
И подводя итоги, еще раз хочу сказать, что развитие не должно быть опережающим. Совершенно не нужно, да и просто вредно, давать ребенку в три года таблицу умножения, а в пять - законы физики. Развитие должно быть не вертикальным, а горизонтальным, то есть широко охватывать каждый предмет, а не стремиться вдолбить как можно больше знаний по всем наукам. Развитие ребенка должно учитывать возможности детского организма, нужно создавать некоторые трудности, которые может преодолеть ребенок, но не перегружать его, чтобы не сломать его личность.
Прошу прощения за заунывность и разрозненность текста, но информация на эту тему разбросана по книгам и "интернетам", собрать все воедино представляется сложным занятием, поэтому, надеюсь, кому-то эта информация поможет в том, чтобы сделать свои собственные выводы.