Ранняя катастрофа
Раннее_развитиеЭто название статьи, которую я недавно прочитала.
В 60-х гг в США была программа помощи бедным семьям. Она заключалась в том, что были организованы центры присмотра за детьми, где с ними усиленно занимались. Основное внимание уделялось речевому развитию.
Сначала, ученые были очень воодушевлены: дети быстро схватывали новые слова, и начинали строить более сложные фразы.
Но по неизвестным причинам, после трех лет этот эффект постепенно сходил на нет. Долгое время ученые не могли разгадать причину такого феномена.
Затем было решено провести более масштабное исследование. В течении трех лет ученые наблюдали за 42 семьями. Семьи были с разным социальным достатком, разного этнического происхождения.
Цель исследования - выяснить в чем основная причина, по которой приобретенные знания детей в центрах развития не приживались и исчезали после 3 лет.
Методы исследования. Первый метод. Ребенок носил в жилете специальное устройство, которое считало количество слов, обращенных к нему. Слова из разговора взрослых между собой или слова ТВ устройство подсчитывало отдельно. Второй метод. С каждой семьей ежемесячно встречались и наблюдали за общением родителей с ребенком.
В исследовании принимали детей от 1 года и наблюдали за ними до достижения детьми 4 лет.
Среди этих 42 семей были выделены три категории относительно уровня жизни и уровня образованности родителей. 1 группа: родители с высоким уровнем дохода и высоким уровнем образования. 2 группа : средний класс. 3 группа: очень бедные люди часто с низким уровнем образования.
Перейду сразу к результатам.
Количество слов в ЧАС, которые слышит ребенок в разных семьях:
1 группа (богатые и образованные) - 2 153 слов
2 группа (средний класс) - 1 251 слов
3 группа (бедные и необразованные) - 616 слов
Количество слов в ГОД, которые слышит ребенок в разных семьях:
1 группа (богатые и образованные) - 11,2 млн слов
2 группа (средний класс) - 6,5 млн слов
3 группа (бедные и необразованные) - 3,2 млн слов
Таким образом, ребенок из бедной семьи к своим 4 годам знает на 13 млн слов меньше чем ребенок из семьи среднего класса. Этот эффект известен как эффект 30 млн слов. Имеется ввиду, что разница в количестве слов, услышанных ребенком из бедной и необразованной семьи и ребенком из семьи образованных родителей составит около 30 млн слов к моменту когда детям будет по 3 года.
Но, как выяснилось, количество слов, услышанных ребенком - это не единственное, что отличает эти семьи. Кроме этого, большая разница была в соотношении похвалы и порицания, которые слышат дети в свой адрес в разных семьях.
Ученые подсчитали, что в 1 группе дети слышат 6 одобрений к 1 порицанию. Во второй группе на 2 одобрения приходится 1 похвала. Что же касается 3 группы, то дети слышат на 1 одобрение 2 порицания.
К 4 годам ребенок из 3 группы слышал в свой адрес на 144 000 меньше одобрений своих действий и на 84 000 больше порицаний чем ребенок из 1 группы.
Так как, ученые уже сталкивались с эффектом когда приобретенные знания у детей сходили на нет через определенное время, они решили провести еще один эксперимент.
Они нашли семьи, участвовавшие в эксперименте через несколько лет когда их детям было по 10 лет и протестировали успеваемость детей в школе. В этом тестировании удалось задействовать 29 детей. Тестировали языковые навыки: словарный запас, речь, письмо.
Результаты тестирования 10-летних детей подтвердили тестирование этих же детей в 4-летнем возрасте: те кто показал хорошие результаты в раннем возрасте легче успевал в школе.
Подводя итог, ученые теперь понимают, что не имеет значения насколько продуманная программа будет внедрена в детских садах: количество порицаний, которые ребенок услышал в свой адрес в первые 3-4 года жизни вкупе со скудным словарным запасом имеют настолько глубокое воздействие на личность ребенка, что предопределяют его недостаточную успеваемость в учебе по сравнению со сверстниками.
И, хотя, кажется, что когда ребенок выходит в "большой мир" например в детский сад, он знакомится с другими взрослыми, которые могут оказать на него положительное воздействие. Но на деле, то в эти первые 3-4 года закладывается не только речевые стандарты. Кроме этого ребенок усваивает то как подходить к проблеме: смело решать ее или избегать всеми силами. Из оценок взрослого ребенок усваивает: верить в свои силы либо заранее знать, что у него ничего не выйдет. И это далеко не полный список того, что вкладывается в личность ребенка в столь раннем возрасте.
Теперь, вопрос. Что вы думаете по этому поводу? Согласны ли вы с результатами этого исследования? Натолкнуло ли оно вас на какие-то размышления?