Упражнения для стимуляции речевой активности при ЗРР. 1-3 года
Упражнение 1.
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 3. Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
§ У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
§ Как плачет зайка?
§ У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
§ Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
§ Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
§ Кто убежал?(волк: «У-у-у»)
Упражнение 6. Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):
§ На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
§ На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у».
§ На звук «и» укладываем мышку:
Тик-так, тик-так.
Отработанные звукоподражания включают в стихотворные тексты.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Ку-ку, ку-ку.
***
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
***
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
***
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
***
Гоп-гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой...
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Гоп-гоп-гоп!
***
Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла,
И Ванюше отдала:
Ду-ду-ду-ду!
***
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»
***
Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «ПУХ!»
***
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Оп-оп-оп-оп!
***
Миша, Мишенька, бай-бай!
Спи скорее, засыпай!
***
Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит!»
Бо-бо-бо-бо!
***
«Би-би-би, - гудит машина, -
Не поеду без бензина!»
***
С барабаном мы идем,
Громко песенку поем!
Бом-бом, бом-бом!
***
Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам:
«Ам-ам-ам!»
***
Наш малыш кричит с утра:
«УА-УА-УА-УА!»
***
Заблудились мы в лесу,
Закричали все:
«АУ-АУ!»
Сводная таблица звукоподражаний (таблица в конце)
...
На первом этапе основное внимание сосредотачивается на отработке основной глагольной модели предложения:
а) подлежащее + сказуемое, с использованием лепетных слов (звукоподражаний)
Ав-ав бай. (Собака спит.)
Пи-пи ам. (Мышка кушает)
Би-би ту-ту. (Машина поехала.)
Киса, на. (Кошка, возьми.)
б) + сказуемое + подлежащее, выраженное глаголом
Дай ам. (Дай кушать.)
Ди буа. (Иди гулять.)
На втором этапе расширяем структуру модели предложения за счет введения определения:
(определение) + существительное + сказуемое
О-о-о ав-ав бай. (Большая собака спит.)
И-и-и пи-пи ам. (Маленькая мышка кушает.)
Примечание.
1. Составляются и отрабатываются предложения в игровой форме, с использованием игрушек и картинок.
2. На втором этапе некоторые слова могут временно заменяться движением рук (показом). Например, большой и маленький.
Таблица звукоподражаний
Звук |
Звукоподражания голосам животных |
Звукоподражания бытовым, транспортными и музыкальным шумам |
Эмоциональные восклицания |
М |
МУ - корова |
АМ - ребенок ест |
|
П |
ПИ - цыплята, мышка, птичка |
ОП, ПРЫГ- мячик прыгает |
|
Б |
БЕ - овечка |
БОМ - барабан |
БАЙ - пора спать |
Д |
ДУ-ДУ - дудочка |
ДА - выражение согласия |
|
Т |
ТУ - поезд, пароход |
ТОП - малыш топает |
|
Н |
НО - лошадка |
НА |
|
К |
КУ - кукушка |
||
Г |
ГА-ГА - гусь |
ГОП - едем на лошадке |
|
X |
УХ - сова |
ГОП - едем на лошадке |
|
Л |
ЛЯ-ЛЯ - песня |