Случай любопытный, спешу записать.
Сижу, читаю книгу. Вид у меня при этом крайне отстраненный, хотя я всегда слышу детей и боковым взглядом слежу за ними, если где-то рядом.
А на полке на кухне лежит коробочка с посыпкой для всяких кондитерских изделий. Она нам нужна для занятий, удобный сыпучий материал. Но дети, конечно, в курсе, что эта красота еще и съедобна и периодчески порываются ее сожрать, потому коробка и стоит высоко.
Вижу, стоят мои шкодины и шепчутся. Вернее, шепчет чего-то Валюша, а Соня за ней просто все повторяет, как попугай, тоже шепотом. Валюша берет стул, стараясь не шуметь, тихонько его двигает к полке, встает. Дальше слышу шорох посыпки, потом прыг и слонячье «ТОП-ТОП-ТОП» в 4 ноги.
Ускакали в спальню и там тихонько сидят жрут посыпку. Изредка слышу шепот:
- На, Соня, это тебе. Это мне.
Соня тоже шепотом:
- Тебе. Ням-ням.
Я сижу над книжкой. Правда уже не читаю, но делаю вид, ибо очень уж забавно происходящее. Соучастники преступления) И главное Соня-то как подыгрывает! Настоящий товарищ по хулиганствам.
Через пару минут все действо повторяется. Крадутся к полке, обратно топочут в спальню, оттуда шепот и чавканье.
И так еще раза два. Потом я встала и стала ругаться) Притворно, правда. Девочки довольно переглядывались - сообщники.
Надо же, как сближает детей общее преступление. Им даже не столько хочется поесть эту гадость, сколько совершить запретное ВМЕСТЕ, а потом ВМЕСТЕ огрести. Честно сказать, я никогда не ловлю их на подобном сразу, всегда даю возможность накосячить сперва. Если только их действия не несут опасности для жизни или здоровья. Это их очень сближает между собой.
Я задумалась, а что еще сближает моих дочерей? Я использую некоторые приемы. Часть интуитивно, с самого рождения Сони, часть вычитала у Фабер и Мазлиш в книге о братьях и сестрах. Решила сделать список, вдруг кому интересно и поможет. Хотя, вроде очевидные вещи. Но мало ли.
1. Хвалить старшего перед младшим.
С самого малышкового возраста Сони я регулрно хвалю Валюшу за любую помощь или позитивное действие. Обращаюсь я именно к Соне при этом:
- Сонечка, ты посмотри как Валюша вымыла твою тарелку! Ну какая же у тебя сестра, просто умничка. Повезло тебе, Соня.
Соня с недавних пор реагирует очень позитивно на подобные высказывания. Подходит к Валюше, обнимает ее, гладит. Валюша сияет, обнимает Соню в ответ. Сплошная радость у всех. Никакой зависти или ревности в сторону Валюши У СОНИ я пока не наблюдаю, поэтому пока этот метод действует безотказно. Особенно этот метод хорош для совсем маленьких младших, которые еще не понимают смысла сказанного, но понимать должен старший, а обращаться надо к младшему.
2. Не сюсюкаться с младшим при старшем ребенке.
Когда старшей нет рядом (в школе, в туалете, с папой на улице), я хватаю младшую в охапку и затискиваю, зацеловываю, говорю, какая она у меня особенная, самая-самая любимая девочка и прочее, прочее, прочее. При старшей я никогда этого не делаю, чтобы не вызвать ревности и ощущения в обеих, что любимая именно младшая.
Если я тискаю Соню при Валюше, то я точно так же тискаю и Валюшу, копирую интонации и действия один в один. Хватаю каждую по очереди и целую в животик, повторяя одни и те же слова примерно. Все хохочут и все счастливы. Валюша чувствует себя такой же любимой лялькой, как и Соня. Я могу Валюшу взять на ручки и покачать, как лялечку. Это тяжеловато для моей спины, но зато ребенок безмерно счастлив и никакой ревности к малышке)
3. Не выделять старшую при младшей.
Да, Соня еще маленькая, но она растет и культивировать ревность в ней я тоже не хочу. Поэтому, все ласковые разговоры и обнимашки с Валюшей я устраиваю, когда Соня спит или чем-то увлеченно занята. Я беру Валюша на руки, как малышку, усаживаю на колени, покачиваю и шепчу ей на ухо, что она самая-самая любимая, самая-самая особенная девочка для меня и нигде больше такой хорошей девочки нет, как Валюша.
И той и этой говорю, что она самая-самая? Обман? Нет, конечно. И та, и другая - самые-самые. Одна - самая-самая лучшая Валюша, а другая - самая-самая лучшая Соня) И пусть они в этом никогда не сомневаются. И пусть это будет наш с ними (с каждой по отдельности) секрет.
4. Просить одну помочь другой.
Тоже очень хороший способ их сблизить.
- Валюша, будь добра, помоги Соне надеть ботинки. Я сейчас немного занята.
- Соня, помоги, пожалуйста, Валюше собрать ее игрушки.
- Валюша, Соня не может слезть со стула! (бежит)
- Соня, Валюша пролила воду, помоги ей вытереть лужу, пожалуйста.
Всех хвалю, все счастливы, что смогли быть полезны друг другу и маме. Все чувствует свою незаменимость и нужность.
И они уже научились просить о помощи друг друга! Это так ценно и правильно. Соня уже говорит Валюше «сибо» в ответ)
5. Никогда не разрешаю младшей брать вещи старшей и наоборот.
Есть общие игрушки, а есть игрушки Сони и игрушки Валюши. И эти игрушки нельзя брать, не спросив разрешения у хозяйки. Если Соня берет то, что Валюша не разрешила, я позволяю Валюше этот предмет забрать. Да, бывают слезы. Но вещи Сони я также защищаю от посягательств Валюши. Хочешь взять? Спроси разрешения у хозяйки. Не разрешила? Ее право. Попробуй предложить что-то взамен. Иногда это помогает.
6. Прошу прощения у девочек, если сорвалась. Даже если по делу сорвалась. И особенно, если сказала кому-то обидное.
Если обидела Валюшу и Соня видела, извиняюсь публично, так сказать. Если на обеих накричала, извиняюсь и перед той, и перед другой, все обнимаемся и миримся, а потом уже разбираем полеты, но спокойно.
Девочки тоже ссорятся, каждый день. Я не считаю, что ссориться - это плохо. В ссорах мы познаем себя и других, учимся просить прощения и прощать, принимать недостатки ближних, перешагивать через собственный эгоизм. Но в ссоре под запретом оскорбления и побои. Это относится ко всем в нашей семье, в том числе и ко мне.
Девочки после ссоры извиняются друг перед другом. Причем, даже если в ссоре виновата только Валюша, после ее извинений и Соня просит прощения у Валюши.
7. Давать каждой именно то, что ей требуется, а не то, что дали другой.
Нет, мы не покупаем все в двойном экземпляре. Каждая получает то, что ей необходимо. Это касается еды, игрушек, внимания, помощи.
- Мама, ты положила ей больше!
- Если ты все съешь и захочешь еще, я тебе дам.
Вместо того, чтобы взвешивать порции на весах)
Даю каждой столько, сколько они реально могут съесть.
Игрушки каждая выбирает себе сама. Могу купить что-то одной, потому что ей это необходимо, а другой вообще ничего не купить. Дети к такому раскладу привыкли и не обижаются.
Одинаковое покупаю только если обеим что-то одно понравилось.
Если кто-то болеет, то все внимание уделяется ему в ущерб другой. Просто объясняю:
- Когда ты заболеешь, я точно также буду заботиться и о тебе.
Нужна помощь или дополнительное внимание. Например, сидим занимаемся с Валюшей. Соня пытается привлечь мое внимание без уважительной причины (просто, чтобы оторвать меня от постороннего на ее взгляд дела).
- Соня, я сейчас занята с Валюшей, а потом мы с тобой поиграем в кубики, хочешь? Подожди, мы скоро закончим.
Даже если Соня недовольна и расплачется, через пару минут она утешится и примет ситуацию, а Валюша почувствует, что ее интересы важны для меня.
Но потом, конечно, надо поиграть с Соней в кубики.