ЧЕМУ СТОИТ УЧИТЬ ДЕТЕЙ И НАУЧИТЬСЯ РОДИТЕЛЯМ
Однажды, поняла - то, что знаю я и умею в этой жизни, в свои 33 года, может быть совершенно не актуально для моей дочери в её будущем. А, как же хочется быть настолько полезным детям, чтобы они могли с нашей помощью легко и уверенно взаимодействовать с этим миром и самими собой!
В 28 лет, мне наконец-то посчастливилось стать мамой. К этому долгожданному моменту я очень тщательно готовилась.
Сколько всего было перечитано, накоплено тренингов, методик развития, материала по уходу и воспитанию, а подкреплялись все эти горы знаний моим вторым психологическим образованием. Да, уж, подготовка к материнству шла глобальная!
Наивности было тоже достаточно, думаю, многие проходят этот период с первым ребенком.
Но, если бы не вся эта «наивная» подготовка, не было бы меня сегодня именно такой - психолога и тренера, пишущего, транслирующего в мир свои методики по осознанному общению с детьми.
Благодаря моему самому главному учителю - дочери, я стала смотреть на мир ее глазами. Увидела ее реальность, а она совсем иная.
Согласитесь, мир сейчас другой, люди другие, поколения естественно меняются и по законам выживания, становятся все более приспособленными к изменениям в мире.
Наши дети - они совсем не мы!
Они вынуждены быть быстрее! Быстрее «схватывать» информацию, быстрее «переваривать», делать выводы, приступать к действиям.
Нет места промедлению и долгому размышлению в их мире!
Если мы могли позволить себе ближе к 2 заговорить, а в 7 только учились читать, то у наших детей реальность совсем другая - они вынуждены в 2 месяца уже пытаться переворачивать, а в 4 начинать читать предложения!
Таков их реальный мир сегодня, у них нет времени на раскачивания.
Поэтому, смотря, как дочь в 1,5 года говорит предложениями, а в 4 собирает свои собственные изобретения из всевозможных мелких деталей, я задумалась над тем, что я могу дать ей такого, чтобы для нее это было актуально. Ведь многие качества, востребованные сейчас, я сама вынуждена взращивать в себе с полного нуля и учиться взаимодействовать с современным миром как ребенок.
Чему стоит учить ее поколение? Что такое важное и нужное я могу ей помочь постичь? Что будет актуально для нее в этой самой сегодняшней реальности?
Ведь ей, предстоит бежать к своим достижениям, не оглядываясь, можно просто не успеть за набирающим обороты прогрессом и информационным бумом во всех сферах.
Огромная ответственность, на самом деле, у родителей сегодня, вырастить детей способных достигать поставленных целей так, чтобы, не смотря на трудности, они могли идти дальше, применяя при этом нестандартное творческое мышление, без него сегодня никак.
Именно эти размышления привели меня к совершенно новому понимаю того, что я могу дать дочери уже сейчас.
Чему такому, действительно полезному и нужному для ее реальности, я могу, не просто научить, но и познать вместе с ней, научиться самой.
Для этого просто села и провела анализ тех навыков и качеств, которым меня лично не учили вообще, а они оказались очень нужными и важными сейчас.
Делюсь с вами этими мыслями:
1. Проигрывать.
Лично я очень переживаю над каждым проигрышем. Это мешает мне двигаться дальше в своем бизнесе и творческой деятельности.
Каждая ситуация, приводящая к проигрышу, воспринимается мною, как личная трагедия, а это совсем не конструктивно и не в духе современного ритма. Приходится долго восстанавливать моральные силы для следующего «прыжка» к цели.
Поэтому умение проигрывать, я считаю первым навыком, которым должны обладать наши дети.
Тем более он очень тесно связан с адекватной самооценкой и принятием себя.
Ведь неотъемлемой часть этой самой самооценки, является умение спокойно, с достоинством и пониманием причин, принимать свой проигрыш.
Это так важно, когда ты стремишься к заветным целям!
К сожалению, редкий взрослый обладает умением именно адекватно оценивать себя, свои поступки, выводы и действия.
В основном мы либо занижаем себе самооценку, либо завышаем, и в этих собственных рамках воспитываем детей. Это вполне естественно.
Но, я решила, что так дело не пойдёт!
Нечего Диане делать в моей реальности!
Пусть выстраивает свою!
Поэтому убрала свои ожидания относительно ее развития, жизни, пониманий, реакций на мир и окружающих, и стала наблюдать, иногда просто направляя.
Ребёнок, выросший в рамках родительских ожиданий и проекций, вынужден тащить на себе ношу из всего этого, подкрепленную чувством вины перед родителями, за то, что он не такой, каким его хотят видеть. И в результате, вырастает с неадекватным отношением к себе, миру и окружающим его людям. Таким детям очень сложно принимать мир реальным, с возможными ситуациями проигрыша.
А еще, с навыком - «проигрывать с достоинством и пользой», связаны также умение либо неумение брать на себя ответственность за происходящее в жизни. Отсутствие этого навыка для современных детей может оказаться огромным препятствием, из-за траты большого количества времени в пустую, на долгий выход из состояния - «пожалею себя», в состояние - «еще раз попробую, вдруг получиться».
Я пришла к выводу - лучше в детстве сделать «прививку» от «жалости к себе».
Помочь дочери через каждый ее проигрыш, приходить к пониманию того, что они также важны, как и победы, собственно, без них побед и не будет!
2. Заботиться о себе.
Бежать и достигать - это хорошо, только есть вероятность, особенно у наших детей, просто потерять ощущение себя в этой погоне.
Перестать чувствовать и видеть свои истинные желания, слышать свое сердце и исходя из этого, делать выводы о том, какие цели ставить для дальнейшего достижения.
Именно этому сегодня усиленно учусь и я.
Редкий взрослый человек, вообще понимает, что такое забота о себе.
В основном, вся забота сводиться к элементарному обслуживанию своего тела и то, не всегда и не совсем качественно.
Нас никогда не учили проявлять заботу и любовь к себе лично.
Мы воспитаны на мысли - «ты должен заботиться о других, в первую очередь» и в генной памяти несём отношение к себе, как к второстепенному человеку в нашей жизни. От этого синдром эмоционального выгорания у женщин встречается настолько часто, что если бы об этом говорили по телевидению, как об эпидемии, то не просто затмили бы свиной грипп, а переплюнули бы даже чуму.
Вот чему на самом деле нужно учить детей - это уметь слышать себя, сигналы своего тела и вовремя помогать ему заботой. Мы в постоянной погоне за идеалами, деньгами, признаниями, властью, силой, забываем о том, что наше состояние, отношение к себе и есть сила, которая поможет преодолеть многое! А что будет у наших детей в их будущей реальности, если им уже сегодня приходиться учиться быть быстрее и выносливее? Вот как я решила показывать дочери с раннего детства, что такое забота о себе:
* Не пичкаю едой - еда может стать для ребёнка в будущем антистрессом и основным источником удовольствия. Мне этого совсем не хочется для дочери, потому что сама, до какого времени, жила с навыком - гасить стресс едой.
* Позволяю уходить от чёткого режима дня - даю Диане, иногда услышать самой, что она устала или голодна. Конечно, необходимо и меру знать - не морю голодом, если заигралась, напоминаю о том, что пора уделить бы внимание и своему организму, дать ему возможность пополнить запасы энергии.
* Позволяю изучать себя и своё тело - перестала истошно кричать, если вижу, что Диана пытается содрать с ранки корочку, например, или перед зеркалом рассматривает себя часами. Даю волю быть наедине с собой ей столько, сколько будет нужно!
* Принимаю ее желание иметь границы личного пространства и нежелание прикосновений - если ребёнок выставляет границы в прикосновениях к нему, объятиях, поцелуях, имейте силу и мудрость принимать их и не нарушать!
В моем понимании, многим современным женщинам не хватает отношения к себе, как к человеку целиком и полностью отвечающего за своё тело и то, что с ним можно сделать. Заботиться о себе - это не предавать себя, своё тело тем, что доставляет тебе дискомфорт. Не хочу, чтобы дочь предавала себя! Считаю каждому человеку просто необходимо уметь говорить "нет" и относиться к себе с уважением!
* Стараюсь на личном примере показать, что забота о себе необходима. Если устала - говорю об этом и прошу время на отдых. Если чувствую, что готова взорваться - прошу время придти в себя. В мелочах часто кроется сама суть!
Иногда забота о себе - это уважительно отнестись к тому, что вы чувствуете в данную секунду, а забота о ближнем - не делать его виноватым в этих чувствах!
3. Ошибаться.
Когда мы умеем признаваться себе в собственных ошибках, включается адекватная ответственность с желанием самостоятельно решать то, что ты натворил. Я, пройдя детство с наказаниями и постоянным - «тебе не стыдно», совершенно не понимала, что значить адекватно воспринимать свои ошибки. Каждая ошибка, собственно, как и проигрыш - это целая вселенская трагедия, с которой можно справиться, только пролежав неделю в жутких внутренних терзаниях. Не умею смотреть на ошибки, как на возможности, но старательно учусь этому, чтобы показывать пример дочери.
В моем понимании люди в отношении к собственным ошибках делятся на два типа:
Первые - включают «я, вообще ничего не сделал»!
Это, между прочим, те люди, которым очень попадало по разным, необъяснимым причинам в детстве.
Вторые - корят себя месяцами за незначительный промах, так при этом и не найдя, ни одного варианта исправления своих «ошибочных» действий. Это мой случай.
Жаль, что нами так легко обесценивается драгоценный «ошибочный» опыт!
Хочу, чтобы дочь осознавала, что ошибки - это неотъемлемая часть процесса познания. Ошибаться - не значит делать "плохо"! Ошибаться - значит расти и становиться лучше себя того, который допустил эту ошибку.
Как я помогаю дочери принимать свои ошибки и брать ответственность за них, ища способы исправления, вместо бегства в депрессию и страхи:
1. Отказ от наказаний.
Наказания - первый метод убить у человека желание принимать ответственность за свои поступки и действия.
Да, такая формулировка входит в резонанс с той, к какой мы привыкли с детства.
Единственным навыком, который очень хорошо усваивается в результате наказаний - это, из-за постоянного страха перед ними и «гневными» родителями, вовремя скрыть последствия, скрыться самому или просто молчать, как «партизан на расстреле». Лично я молчала, чтобы не говорили или не делали родители, просто молчала, смотря на них, и это так сильно пугало мою маму, что она вскоре отказалась от наказаний, а сейчас эта привычка - впадать в молчаливый ступор в сложных ситуациях, пугает уже меня.
В нашем с Дианой общении нет наказаний, не хочу видеть её в ступоре при любой ошибке!
Есть последствия естественные или логические.
2. Рассказываю честно о своем опыте и своих ошибках.
Так я помогаю дочери увидеть, что они - это не конец света и не то, что следует скрывать, чтобы не попало. 3. Борюсь каждый день за ее доверие ко мне.
Доверие так сложно завоевать и так легко потерять. Поэтому каждый день старюсь не выходить за пределы «круга доверия» дочери.
Доверяет она тогда, когда:
* Уверена, что я ее приму всегда и несмотря ни на что;
* Знает, что я выполню свои обещания;
* Чувствует за спиной поддержку, в любых сложных ситуациях для нее и не боится делиться со мной, зная, что я сразу не делаю выводы и не обвиняю «в лоб».
Согласитесь, если бы нас с вами в детстве научили ошибаться, заботиться о себе и проигрывать, нам сейчас было бы гораздо проще!
Хотя, у коучей, психологов и тренеров по личностному росту, просто, не было бы работы!
Хочется, чтобы дочь не тратила свое время на проработку, а скорее - доработку себя, а имела больше возможности расти и развиваться, делая важные вещи для изменения нашего будущего мира!
Ваша Ирина Зацепина.