Инструкция для родителей "Как помочь ребёнку научиться управлять своими чувствами"
Рекомендую к прочтению
Очень часто мы не знаем, как себя вести, когда дело касается бурного выражения чувств у наших детей?
Как помочь ребёнку в сложной ситуации?
Как научить его управлять своими чувствами?
Для начала, чтобы учить ребёнка управлять своими чувствами, вам надо научиться делать это самому! И это не шутка, не сарказм и не просто совет, это абсолютная реальность!
Мы являемся примером для своих детей. Они же - нашим отражением.
Поэтому важно понимать, что отражаться будет именно то, что мы показываем сами.
Есть несколько простых действий, которые помогут родителю показать правильный пример принятия, понимания и эффективного умения признания чувства ребёнка:
-
Создайте тёплую, любящую и приемлемую для разговора атмосферу.
-
Слушайте - не прерывайте и не защищайтесь.
-
Относитесь к ребёнку как к близкому другу.
- Учитесь видеть состояние ребёнка его глазами.
- Соединяйтесь с ним, с его чувствами, попытайтесь почувствовать то же самое.
- Иногда достаточно дать понять ребёнку, что его чувства принимают.
- Не отрицайте его чувства, потому что чувства не могут быть правильными или не правильными - они просто чувства!
- Избегайте подавления чувств:
- Отрицания: в этом случае невысказанные эмоции загоняются в тело, впоследствии они всё равно дадут о себе знать, но станут уже гораздо сильнее.
Пример: "Ты не можешь ненавидеть своего брата".
Перефразируйте: "Я понимаю, что сейчас, ты ужасно зол на своего брата".
- Успокоение и желание переделать ребёнка: не даёт ребёнку уверенности в том, что он справился с ситуацией.
Пример: "Нечего бояться. Иди спать".
Перефразируйте: "Что ты можешь сделать, чтобы твоя комната стала для тебя уютной и приятной? Как тебе помочь?".
- С помощью вопросов помогите ребёнку решить проблему.
- Найдите что-то, на что вы можете вдохновить ребёнка.
- Если это уместно, поделитесь своим опытом.
Как родителю поддерживать ребёнка правильными фразами и действиям, чтобы он это чувствовал?
Давайте рассмотрим на конкретных примерах:
- Утверждение ребёнка - Я зол!; Безрезультативный ответ родителя - Ты не должен так себя чувствовать. Что-то не так?; Эффективный ответ - Расскажи мне об этом.
- Утверждение ребёнка - Дима ударил меня; Безрезультативный ответ родителя - Что ты ему сделал?; Эффективный ответ - Да? Больно?
- Утверждение ребёнка - Я ему ничего не делал!; Безрезультативный ответ родителя - Ты, наверное, сам напросился!; Эффективный ответ - Я верю тебе.
- Утверждение ребёнка - Я думаю, что не нравлюсь ему!; Безрезультативный ответ родителя - И что это значит?; Эффективный ответ-Правда? И что ещё?
- Утверждение ребёнка - Я хочу дружить с ним; Безрезультативный ответ родителя - Конечно, каждый этого хочет; Эффективный ответ - Да. Я понимаю тебя.
- Утверждение ребёнка - Я думаю, что могу поговорить с ним; Безрезультативный ответ родителя - Ну, это ты сможешь сделать только на следующей неделе; Эффективный ответ - Хорошая идея. А ещё что?
Подмечайте вербальные и не вербальные сообщения вашего ребёнка, говорящие о том, что в ваших взаимоотношениях что-то не ладится.
Ребёнок в таком случае начинает вести себя примерно так:
- Становится тихим и нелюдимым.
- Смотрит по сторонам.
- Сидит в закрытой позиции.
- Уходит от темы разговора.
- Обижается.
- Всё отрицает.
- Уходит в другую комнату.
- Жалуется.
- Обвиняет.
- Гримасничает.
Дайте ребёнку понять, что вы с ним в одной команде, вы сейчас поддерживаете его и готовы просто выслушать. Возможно, он боится открыться вам, думая, что его не примут.
Важно!
Как родитель может подавить чувства ребёнка:
- Отрицать его чувства и желания.
- Использовать обидные прозвища ("Рёва-корёва", плакса, трус и т.п.).
- Решать проблемы вместо ребенка.
- Игнорировать.
- Наказывать.
- Унижать.
- Сравнивать с другими.
- Делать так, что ребёнок испытывает чувства вины.
Как родитель может поощрять чувства ребёнка:
- Признать его чувства.
- Ценить и принимать любые проявления его чувств.
- Слушать внимательно.
- Утверждают или определяют чувства.
Помните!
Эмоции, которые подавляете вы или ребёнок, всё равно сохраняются в теле и дают о себе знать позже, в виде психосоматических заболеваний!
Чувства же, которые признаются и допускаются, теряют свою силу!
Автор: Ирина Зацепина
